Разработка урока "Повторительно-обобщающий урок по теме "Глагол" в 5-м классе

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: глагол


Тип урока: комбинированный.

Цель урока: обобщение знаний учащихся, полученных при изучении темы «Глагол».

Формирование УУД:

Регулятивные УУД:

  • обучение постановки проблемы
  • формирование поисковой деятельности
  • оценка усвоенного материала, самоконтроль

Коммуникативные УУД:

  • сотрудничество с учителем с целью решения учебных задач урока
  • формирование умения работать в группах
  • умение выражать свои мысли

Познавательные УУД:

  • смысловое чтение текста
  • работа над анализом текста в связи с поставленной задачей
  • работа над созданием таблицы

Фаза урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Вызов

Решаем лингвистическую загадку:
на доске записаны морфемы
- Слова какой части речи спрятались за этими морфемами?
- Придумайте слова, объясните, на что указывает данная морфема в слове?
Ешь, ят, ла
Итак, его Величество Глагол! Царь среди частей речи русского языка.
Сегодня у нас ПОУ по разделу «Глагол», попробуем поставить цели нашего урока.

Ученики придумывают слова и объясняют роль морфем в словах.

Учащиеся выдвигают свои варианты целей урока
возможный вариант фиксируется учителем на доске:
- Определение Глагола
- Морфол.признаки
- Орфограммы в глаголе

2. Осмысление

2.1 Дайте полное определение понятию «глагол».
На доске вывешиваются таблички: время, вид, лицо, число, род, спряжение
Применим наши знания о морфологических признаках глагола. Работа с текстом (распечатка на партах, см. приложение)
- О чем данный текст?
- Что вы узнали о грибах из этого текста?
по морфолог. Признакам (вывешиваются на доске) необходимо найти глаголы
Завершим данную работу морфологическим разбором глагола « синеют»
2.2. А теперь посмотрим на данный текст с другого ракурса: наша задача проанализировать текст не предмет изученных орфограмм в разделе «Глагол». Для этого вы в малых группах (4-5 человек) в течение 5-7 минут должны будете найти глаголы на разные орфограммы, записать их в тетрадь и объяснить графически найденные вами орфограммы. Проявим орфографическую зоркость! Советую слова на одно правило объединять в группы.
Проверим, что у вас получилось.
сотрутся, притаиться - тся/ться
увидит, насобирает - безударые окончания
насобирает, замерло - чередование е/и в корне
доберешься - Ь во 2л. Ед.ч
увидел - правописание буквы е перед суффиксом Л
2.3 Поработаем немного с правилом «правописание НЕ с глаголом». Работа у доски:
учащийся получает карточку с напечатанным словом на правило «Правописание НЕ с глаголами»; он должен правильно написать глагол и придумать контекст к слову.
Слова для работы: (не) чувствуешь, (не) годовал, (не) здоровится, (не) прикасался, (не) участвует
- На какое правило не было слов в тексте? (правописание ЧЬ в н.ф.)
2.4 С орфограммой «Правописание ЧЬ в н.ф» мы снова поработаем в группах; учащимся дана распечатка со словами и таблицей (см. приложение), за 5 минут необходимо сформулировать правило и записать пример на это правило.

Работа с текстом, поиск глаголов по их морфол.признакам

1 ученик работает у доски

Работа в малых группах на поиск орфограмм и их объяснение

работа нескольких учащихся у доски

работа в малых группах

3. Рефлексия

Подведение итогов:
- Что у нас сегодня был за урок?
- Перечислите свои действия? Что мы делали на уроке?
- Достигли ли мы поставленных целей урока?
- Какая тема оказалась самой сложной?
- Что хотелось бы повторить еще на втором уроке повторения и обобщения?

выборочные ответы учащихся

4. Д/З

Параграфы 106-121 знать к диктанту, упр. 703 УМК Т.А.Ладыженской

Приложение