Методические рекомендации по созданию экологических мини-проектов с представлением их в виде презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint для учащихся 5-11 классов при обучении на элективных курсах по направлению «Экология» общей программы предмета Биология

Разделы: Биология, Экология, Дополнительное образование


Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Предназначены для изучения основных вопросов экологии, экологии природопользования учащимися на уроках биологии, элективных курсах и дополнительных факультативных занятиях по биологии. Методические рекомендации направлены на закрепление, углубление и расширение знаний по биологии, а именно экологическому направлению. В рекомендациях отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека. Методические рекомендации отражают значение самостоятельной проектной деятельности для учащихся, а также содержат подробные критерии оценивания проектов учащихся. В основе методических рекомендаций положены авторские разработки по организации самостоятельной работы учащихся, включающих проектную деятельность.

Пояснительная записка

Обновляющейся школе потребовались методы обучения:

  • формирующие активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивающие в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формирующие компетенции - умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • приоритетно нацеленные на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализующие принцип связи обучения с жизнью.

Методическая разработка по созданию экологических мини-проектов с представлением их в виде презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint учащимися при обучении на элективных курсах по направлению «Экология» составлена для учащихся 5-11 классов в соответствии с рекомендациями организации самостоятельной работы студентов. Для учителя биологии при организации проектной деятельности с учащимися важнейшее значение имеет формирование умений и знаний, что способствует организации процесса изучения направления «Экология» при изучении предмета биологии. Направление «Экология» является частью образовательной программы в соответствии с рабочей программой предмета биологии и призваны помочь решать качественные и количественные задачи, поставленные в процессе изучения данного направления элективного курса.

Цель данной методической разработки:

  • ознакомить учащихся с общими положениями организации проектной деятельности, при выполнении самостоятельных мини-проектов
  • Задачами по созданию экологических мини-проектов с представлением их в виде презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint, являются:
  • развития творческого отношения к предмету Биология;
  • приобретение исследовательских компетенций;
  • приобретение умения и навыков работы с литературой.

Формой контроля за самостоятельной работой являются защита творческих работ, презентаций.

Показателем оценки результатов учащихся являются:

  • уровень освоения учащимися учебного материала;
  • умение учащихся использовать теоретические знания при решении задач;
  • обоснованность и четкость изложения проекта.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умения коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (изделие);
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Задачами проектной деятельности учащихся являются:

Образовательные:

  • Углубление знаний о проектно-исследовательской деятельности;
  • Расширение элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;
  • Развитие практических навыков ухода за комнатными растениями и зелеными насаждениями;
  • Повышение творческой активностиучащихся, активное участие их в научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня с целью распространения опыта проектно-исследовательской деятельности и вовлечения как можно большего количества учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Воспитательные:

  • Воспитание экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношение человека к природе;
  • Содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию подрастающего поколения;
  • Развитие инициативы обучающихся, их творчества через организацию социально-значимой деятельности.

Концептуальные подходы (методики и программы):

В разработке заложены такие основные понятия как: проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследование - извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность учащихся - деятельность обучающихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования. Научно-проектная деятельность развивает познавательные и мыслительные процессы обучающихся, выявляет их профессиональные интересы, дает возможность проявить себя и позволяет реализовать свой творческий потенциал.

Форма организации: индивидуальная и групповая формы.

Существуют следующие типы проектов: информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные, драматизационные.

Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность учащимся приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самостоятельному поиску, позволяет развивать критическое мышление - все это делает применение данного метода особенно привлекательным. И действительно, различные виды учебной деятельности можно выполнять как проект, но зная хорошо основу данной технологии.

Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавании, а на научении.

Необходимо обратить внимание на взаимодействие педагога и учащегося в ходе проектной деятельности. Каждый учащийся должен чувствовать, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что к его точке зрения относятся с уважением, даже если она не совпадает с мнением учителя. Важно помнить, что только совместная деятельность с учителем в ходе работы над проектом даст учащемуся возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.

Эффективными являются краткосрочные проекты, в рамках одного-двух занятий, когда можно активизировать речемыслительную деятельность учащихся и быстро получить конечный результат.

Долгосрочные проекты дают возможность шире рассмотреть исследуемый вопрос, придать более яркую и интересную форму «продукту».

Важно отметить, что «плюсов» от проектной деятельности много:

  • стимулирование интереса к самостоятельной познавательной деятельности;
  • и что очень ценно: эта работа позволила подняться на качественно новый уровень познания как сильным, так и слабым учащимся;
  • дети учились сотрудничать, брать ответственность на себя, ощущать себя членом команды - подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела и анализировать свои действия, видеть плюсы и минусы своей деятельности.

Из приведенного описания применения технологии метода проектов достаточно очевидна его направленность на интеллектуальное развитие личности, на формирование его критического и творческого мышления. Необходимо отметить, что в процессе проектной деятельности происходит усвоение информации, освоение знаний и их присвоение. Такая способность, будучи присвоенной, останется у учащихся через многие годы учебы, когда конкретные знания, может быть, забудутся. При этом дети приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя и т.д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества - одно из основных направлений социализации личности.

Таким образом, метод проектов воспитывает такие важные качества для современного специалиста и так необходимые для профессиональной деятельности, как коммуникабельность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, умение работать в команде, толерантность, а также раскрывает творческие и организаторские способности.

Методические рекомендации по созданию экологических мини-проектов с представлением их в виде презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint

Проект - это целенаправленное, ограниченное по времени и ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги. Основные требования к использованию метода проектов:

  • наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания,
  • исследовательского поиска
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов
  • самостоятельная деятельность учащихся

Этапы организации проектной деятельности

Занятия над проектами построены по следующему плану:

Название этапа

Содержание этапа

Форма проведения и продолжительность

1.Подготовительный этап

Педагог определяет темы проектов

1-2 неделя

1. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности

Изучение основ проектной деятельности, видов проектов, этапов реализации проектов

3-4 неделя

2. Разработка проекта

Выбор темы проекта, методик исследования обсуждение возможных результатов проекта

5-6 неделя

3. Выполнение проекта

Проведение исследований по теме проекта, оформление проектной работы, составление доклада для защиты проекта

Самостоятельно, консультации преподавателя

4. Защита проекта

Защита проекта на занятии перед группой

Содержание этапов проекта

Этапы Содержание (проблема)

Этапы Содержание (проблема)

Начальный этап

Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работы

Поисковый этап

Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках,

Исследовательский
этап

Проведение исследования, решение поставленной проблемы

Обработка
результатов

Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта
проекта

Заключительный этап

Подведение итогов работы, составление письменного отчета, подготовка к публичной защите проекта в виде мультимедийной презентации

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Рекомендации по созданию презентации.

Общие требования к презентации:

  1. Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
  2. Первый лист - это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; наименование образовательного учреждения
  3. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
  4. Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
  5. В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.
  6. Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Практические рекомендации по созданию презентаций.

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации - это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

Планирование презентации включает в себя:

  1. Определение целей.
  2. Сбор информации об аудитории.
  3. Определение основной идеи презентации.
  4. Подбор дополнительной информации.
  5. Планирование выступления.
  6. Создание структуры презентации.
  7. Проверка логики подачи материала.
  8. Подготовка заключения.

II. Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации - это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Требования к оформлению презентаций

ОФОРМЛЕНИЕ СЛАЙДОВ

Стиль

    Соблюдайте единый стиль оформления.
  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).

Фон

    Для фона выбирайте более холодные тона (синий, зеленый).

Использование цвета

    На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста.
  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.
  • Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

    Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
  • Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Содержание информации

    Используйте короткие слова и предложения.
  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

    Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

    Для заголовка - не менее 24.
  • Для информации - не менее 18.
  • Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
  • Прописные буквы читаются хуже строчных.

Способы выделения информации

Следует использовать:

    рамки, границы, заливку;
  • разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки;
  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

    Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
  • Желательно использовать не менее 15 слайдов

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

    с текстом;
  • с таблицами;
  • с диаграммами.

См. продолжение статьи