Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Предназначены для изучения основных вопросов экологии, экологии природопользования учащимися на уроках биологии, элективных курсах и дополнительных факультативных занятиях по биологии. Методические рекомендации направлены на закрепление, углубление и расширение знаний по биологии, а именно экологическому направлению. В рекомендациях отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека. Методические рекомендации отражают значение самостоятельной проектной деятельности для учащихся, а также содержат подробные критерии оценивания проектов учащихся. В основе методических рекомендаций положены авторские разработки по организации самостоятельной работы учащихся, включающих проектную деятельность.
Пояснительная записка
Обновляющейся школе потребовались методы обучения:
- формирующие активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивающие в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формирующие компетенции - умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- приоритетно нацеленные на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализующие принцип связи обучения с жизнью.
Методическая разработка по созданию экологических мини-проектов с представлением их в виде презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint учащимися при обучении на элективных курсах по направлению «Экология» составлена для учащихся 5-11 классов в соответствии с рекомендациями организации самостоятельной работы студентов. Для учителя биологии при организации проектной деятельности с учащимися важнейшее значение имеет формирование умений и знаний, что способствует организации процесса изучения направления «Экология» при изучении предмета биологии. Направление «Экология» является частью образовательной программы в соответствии с рабочей программой предмета биологии и призваны помочь решать качественные и количественные задачи, поставленные в процессе изучения данного направления элективного курса.
Цель данной методической разработки:
- ознакомить учащихся с общими положениями организации проектной деятельности, при выполнении самостоятельных мини-проектов
- Задачами по созданию экологических мини-проектов с представлением их в виде презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint, являются:
- развития творческого отношения к предмету Биология;
- приобретение исследовательских компетенций;
- приобретение умения и навыков работы с литературой.
Формой контроля за самостоятельной работой являются защита творческих работ, презентаций.
Показателем оценки результатов учащихся являются:
- уровень освоения учащимися учебного материала;
- умение учащихся использовать теоретические знания при решении задач;
- обоснованность и четкость изложения проекта.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Задачами проектной деятельности учащихся являются:
Образовательные:
- Углубление знаний о проектно-исследовательской деятельности;
- Расширение элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы;
- Развитие практических навыков ухода за комнатными растениями и зелеными насаждениями;
- Повышение творческой активностиучащихся, активное участие их в научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня с целью распространения опыта проектно-исследовательской деятельности и вовлечения как можно большего количества учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.
Воспитательные:
- Воспитание экологической культуры поведения человека, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношение человека к природе;
- Содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию подрастающего поколения;
- Развитие инициативы обучающихся, их творчества через организацию социально-значимой деятельности.
Концептуальные подходы (методики и программы):
В разработке заложены такие основные понятия как: проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.
Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Исследование - извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся - деятельность обучающихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования. Научно-проектная деятельность развивает познавательные и мыслительные процессы обучающихся, выявляет их профессиональные интересы, дает возможность проявить себя и позволяет реализовать свой творческий потенциал.
Форма организации: индивидуальная и групповая формы.
Существуют следующие типы проектов: информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные, драматизационные.
Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность учащимся приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самостоятельному поиску, позволяет развивать критическое мышление - все это делает применение данного метода особенно привлекательным. И действительно, различные виды учебной деятельности можно выполнять как проект, но зная хорошо основу данной технологии.
Главная задача учителя состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавании, а на научении.
Необходимо обратить внимание на взаимодействие педагога и учащегося в ходе проектной деятельности. Каждый учащийся должен чувствовать, что проект - это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что к его точке зрения относятся с уважением, даже если она не совпадает с мнением учителя. Важно помнить, что только совместная деятельность с учителем в ходе работы над проектом даст учащемуся возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.
Эффективными являются краткосрочные проекты, в рамках одного-двух занятий, когда можно активизировать речемыслительную деятельность учащихся и быстро получить конечный результат.
Долгосрочные проекты дают возможность шире рассмотреть исследуемый вопрос, придать более яркую и интересную форму «продукту».
Важно отметить, что «плюсов» от проектной деятельности много:
- стимулирование интереса к самостоятельной познавательной деятельности;
- и что очень ценно: эта работа позволила подняться на качественно новый уровень познания как сильным, так и слабым учащимся;
- дети учились сотрудничать, брать ответственность на себя, ощущать себя членом команды - подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела и анализировать свои действия, видеть плюсы и минусы своей деятельности.
Из приведенного описания применения технологии метода проектов достаточно очевидна его направленность на интеллектуальное развитие личности, на формирование его критического и творческого мышления. Необходимо отметить, что в процессе проектной деятельности происходит усвоение информации, освоение знаний и их присвоение. Такая способность, будучи присвоенной, останется у учащихся через многие годы учебы, когда конкретные знания, может быть, забудутся. При этом дети приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя и т.д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества - одно из основных направлений социализации личности.
Таким образом, метод проектов воспитывает такие важные качества для современного специалиста и так необходимые для профессиональной деятельности, как коммуникабельность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, умение работать в команде, толерантность, а также раскрывает творческие и организаторские способности.
Методические рекомендации по созданию экологических мини-проектов с представлением их в виде презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint
Проект - это целенаправленное, ограниченное по времени и ресурсам мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги. Основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания,
- исследовательского поиска
- практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов
- самостоятельная деятельность учащихся
Этапы организации проектной деятельности
Занятия над проектами построены по следующему плану:
Название этапа
|
Содержание этапа |
Форма проведения и продолжительность |
1.Подготовительный этап |
Педагог определяет темы проектов |
1-2 неделя |
1. Теоретические основы проектно-исследовательской деятельности |
Изучение основ проектной деятельности, видов проектов, этапов реализации проектов |
3-4 неделя |
2. Разработка проекта |
Выбор темы проекта, методик исследования обсуждение возможных результатов проекта |
5-6 неделя |
3. Выполнение проекта |
Проведение исследований по теме проекта, оформление проектной работы, составление доклада для защиты проекта |
Самостоятельно, консультации преподавателя |
4. Защита проекта |
Защита проекта на занятии перед группой |
|
Содержание этапов проекта
Этапы Содержание (проблема) |
Этапы Содержание (проблема) |
Начальный этап |
Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работы |
Поисковый этап |
Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, |
Исследовательский
|
Проведение исследования, решение поставленной проблемы |
Обработка
|
Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта
|
Заключительный этап |
Подведение итогов работы, составление письменного отчета, подготовка к публичной защите проекта в виде мультимедийной презентации |
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись химических и физических опытов, снимки полевых изысканий, чертежи зданий и сооружений, календарные графики замеров температуры и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.
Рекомендации по созданию презентации.
Общие требования к презентации:
- Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
- Первый лист - это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; наименование образовательного учреждения
- Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
- Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
- В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.
- Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Практические рекомендации по созданию презентаций.
Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации - это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
Планирование презентации включает в себя:
- Определение целей.
- Сбор информации об аудитории.
- Определение основной идеи презентации.
- Подбор дополнительной информации.
- Планирование выступления.
- Создание структуры презентации.
- Проверка логики подачи материала.
- Подготовка заключения.
II. Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации - это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Требования к оформлению презентаций
ОФОРМЛЕНИЕ СЛАЙДОВ |
|
|
Стиль |
|
|
Фон |
|
|
Использование цвета |
|
|
Анимационные эффекты |
|
|
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ |
||
Содержание информации |
|
|
Расположение информации на странице |
|
|
Шрифты |
|
|
Способы выделения информации |
Следует использовать:
|
|
Объем информации |
|
|
Виды слайдов |
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
|