Класс: 8.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма: урок с элементами исследовательской работы.
Планируемые результаты.
Личностные УУД
- Формировать мотивацию к изучению систем органов на основе раскрытия практической значимости знаний о строении и функциях систем.
- Развивать самостоятельную познавательную деятельность, учить строить индивидуальную образовательную траекторию на основе использования электронного приложения, других средств учебной информации.
- Формировать сознание о значении сердца в сохранении своего здоровья, потребности в ведении ЗОЖ.
Метапредметные УУД
Регулятивные
- Формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
- Формировать умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Формировать умения, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные
- Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
- Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные
- Развивать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
- Развивать умение, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- Развивать умение в дискуссии выдвигать контраргументы.
Предметные УУД
- Знать расположение сердца в организме человека и на модели «Торс человека», показать расположение сердца в теле человека;
- Знать строение сердца и на модели «Сердце человека» могут показать правый желудочек, аорту, миокард, левый желудочек, верхнюю и нижнюю полые вены, створчатые клапаны, левое предсердие, правое предсердие легочная артерия, полулунные клапаны;
- Понимать особенности работы сердца и объяснять причины его высокой работоспособности, оперируют понятиями: сердечный цикл и автоматизм сердца.
Основные понятия: правый желудочек, аорта, миокард, левый желудочек, верхняя и нижняя полые вены, створчатые клапаны, левое предсердие, правое предсердие легочная артерия, полулунные клапаны, сердечный цикл, автоматизм, систола, диастола.
Формы организации деятельности: групповая и индивидуальная.
Технологии, используемые на уроке:
- Технология смыслового чтения;
- Технология проблемного обучения;
- Здоровьесберегающая технология;
- ИКТ-технология.
Ресурсы: учебник автор Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко Биология. Человек. Культура здоровья, электронное приложение к учебнику , тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум: лабораторная работа «Саморегуляция сердечной деятельности».
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия ученика |
Организационный момент. |
Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. |
Настраиваются на работу |
Актуализация знаний, формулирование темы, целеполагание.
Планирование деятельности. (6 минут)
|
Мы с вами изучили опорно-двигательный аппарат, который выполняет функцию опоры и движения. А теперь перечислите системы органов которые обеспечивают жизнедеятельность нашего организма. | Перечисляют системы органов (кров, дых., пищев. выд) |
Сегодня урок будет посвящен особому, в своем роде уникальному органу человека.
Китайцы верили, что в нем сосредоточено счастье. Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда. Знаменитый английский врач Уильям Гарвей говорил об этом органе: «…Оно - источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма». Этот орган ежедневно вырабатывает энергию, достаточную, чтобы проехать на машине 32 км. Он может работать даже вне тела человека. 25 сентября люди всего мира отмечают его День. О каком органе идёт речь? Тема урока будет посвящена этому органу, его строению и работе. |
Речь идёт о сердце. Записывают тему урока в тетрадь «Строение и работа сердца» |
|
Исходя из темы урока, что должны изучить на уроке? | Изучить особенности строения и работы сердца человека. | |
Перед тем как мы начнем изучать новую тему, я хотела бы выяснить, что вы знаете о строении сердца, для этого вы должны вспомнить строение сердца млекопитающих. А почему я попросила вас вспомнить строение сердца млекопитающих? | Потому что человек относится к классу млекопитающих | |
Выполним следующую работу, выбрав правильные утверждения Задание на слайде 2. Презентация |
Проверяют и оценивают себя, выставляя оценки в оценочный лист (Приложение 1) задание №1
|
|
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
(3 минуты)
|
Ребята, для постановки проблемного вопроса мне необходим 1 человек, которого я попрошу приседать на одной ноге. | Выходит ученик и приседает на одной ноге, вскоре наступает утомление. |
Почему мышцы ноги утомляются, а сердце может работать безостановочно в течении жизни? Что мы должны сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос? |
1.Изучить строение сердца.
|
|
Открытие нового знания
(20 минут)
|
Сердце - это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. За день твое сердце сокращается почти сто тысяч раз (100 000) и перекачивает за час около 300 литров крови (показ "сердце - насос"). Жизнь каждого человека - бесценный дар. Она уникальна и неповторима. Чтобы наслаждаться полнотой жизни, каждый из нас нуждается в здоровом сердце! В ;народе говорят, что сердце - «солнце» организма, а ритм сердца - ритм жизни. Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, нерешенные и по сей день.
А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? |
|
Наибольшего совершенства достигает сердце человека. Что же представляет из себя сердце человека? (демонстрация модели сердца).
Где располагается сердце? (Показ торса человека) (Слайд 4) |
Учащиеся высказывают свои предположения. | |
Сердце - полый мышечный орган, разделенный на четыре полости, расположенный в левой части грудной клетки, масса его около 300 грамм. Размер - примерно с левый кулак человека.
Сердце располагается в околосердечной сумке - перикарде, содержащей серозную жидкость, предохраняющую от трения. |
Работа в парах, строение сердца проговаривают друг другу. | |
Работаем с рисунком на ст. 60 учебника, и постараемся составить рассказ о строении сердца.
Итак, мы изучили строение сердца, проверим наши знания выполнив тест (Приложение 2) |
Взаимоконтроль, оценки выставляют в лист самооценки (задание №2) Ответы слайд 5 | |
Изучив строение сердца, можно ответить на поставленный ранее проблемный вопрос?
Почему? Каких знаний ещё не хватает? |
Нет Знаний о работе сердца. |
|
Чтобы начать знакомство с работой сердца, я предлагаю вам выполнить лабораторную работу. Открываем тетрадь практикум ст. 14, работа № 6
Физические упражнения, при выполнении работы, будет служит вам физкультминуткой. |
Выполняют лабораторную работу, которая предполагает физические упражнения. | |
Выполняя работу, вы заметили как сокращается сердце?
Как вы это определили? Сердце ритмично сокращалось, потому что сердце обладает автоматизмом Автоматизм - это способность сердца ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце. |
Сердце сокращается ритмично.
По пульсу. |
|
Любая мышца, в том числе и сердечная, при продолжительной работе утомляется. Чтобы восстановить работоспособность, она что должна делать? | Предполагаемый ответ - расслабиться и отдохнуть. | |
Чтобы узнать, когда сердечная мышца отдыхает, нам что нужно узнать?
Правильно. Сердце сокращается с частотой примерно 70-80 ударов в минуту, значит, период от одного сокращения до другого занимает меньше секунды, примерно 0,8 сек.
|
Предполагаемый ответ - как она работает. | |
Работают с учебником и заполняют таблицу.
Выполняют задание в тетради тренажёре. |
||
Сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.
Выполнив задания вы нашли ответ на поставленный проблемный вопрос - почему сердце может безостановочно работать? |
Предполагаемый ответ: пауза составляет 0,4 сек. И этого времени хватает, чтобы сердце успело восстановить работоспособность |
|
Применение нового знания
|
Прочитать предложенный текст, выписать номера предложений, где допущены ошибки и исправить их (Приложение 4) |
Взаимопроверка по слайду, выставление оценок в оценочный лист. Задание 3 Ответы и критерии оценок слайд 6,7 |
Домашнее задание
|
Из ресурсов Интернет, литературных источников подготовить сообщение по темам:
Учебник ст. 60, ст. 62-63 |
Записывают темы сообщений в тетрадь. |
Рефлексия (подведение итогов урока)
|
Итак, урок подходит к концу, мы должны подвести итог.
|
Отвечают на поставленные вопросы в ходе беседы.
Работают в оценочных листах. |