Урок по теме "Строение и работа сердца"

Разделы: Биология

Класс: 8

Ключевые слова: биология, сердечно-сосудистая система


Класс: 8.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма: урок с элементами исследовательской работы.

Планируемые результаты.

Личностные УУД

  • Формировать мотивацию к изучению систем органов на основе раскрытия практической значимости знаний о строении и функциях систем.
  • Развивать самостоятельную познавательную деятельность, учить строить индивидуальную образовательную траекторию на основе использования электронного приложения, других средств учебной информации.
  • Формировать сознание о значении сердца в сохранении своего здоровья, потребности в ведении ЗОЖ.

Метапредметные УУД

Регулятивные

  • Формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
  • Формировать умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Формировать умения, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные

  • Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  • Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные

  • Развивать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
  • Развивать умение, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  • Развивать умение в дискуссии выдвигать контраргументы.

Предметные УУД

  • Знать расположение сердца в организме человека и на модели «Торс человека», показать расположение сердца в теле человека;
  • Знать строение сердца и на модели «Сердце человека» могут показать правый желудочек, аорту, миокард, левый желудочек, верхнюю и нижнюю полые вены, створчатые клапаны, левое предсердие, правое предсердие легочная артерия, полулунные клапаны;
  • Понимать особенности работы сердца и объяснять причины его высокой работоспособности, оперируют понятиями: сердечный цикл и автоматизм сердца.

Основные понятия: правый желудочек, аорта, миокард, левый желудочек, верхняя и нижняя полые вены, створчатые клапаны, левое предсердие, правое предсердие легочная артерия, полулунные клапаны, сердечный цикл, автоматизм, систола, диастола.

Формы организации деятельности: групповая и индивидуальная.

Технологии, используемые на уроке:

  • Технология смыслового чтения;
  • Технология проблемного обучения;
  • Здоровьесберегающая технология;
  • ИКТ-технология.

Ресурсы: учебник автор Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко Биология. Человек. Культура здоровья, электронное приложение к учебнику , тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум: лабораторная работа «Саморегуляция сердечной деятельности».

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Организационный момент.

Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

Настраиваются на работу

Актуализация знаний, формулирование темы, целеполагание.
Планирование деятельности.
(6 минут)

Мы с вами изучили опорно-двигательный аппарат, который выполняет функцию опоры и движения. А теперь перечислите системы органов которые обеспечивают жизнедеятельность нашего организма. Перечисляют системы органов (кров, дых., пищев. выд)
Сегодня урок будет посвящен особому, в своем роде уникальному органу человека.
Китайцы верили, что в нем сосредоточено счастье.
Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда.
Знаменитый английский врач Уильям Гарвей говорил об этом органе: «…Оно - источник жизни, начало всего, от него зависит вся сила и свежесть организма».
Этот орган ежедневно вырабатывает энергию, достаточную, чтобы проехать на машине 32 км.
Он может работать даже вне тела человека.
25 сентября люди всего мира отмечают его День.
О каком органе идёт речь?
Тема урока будет посвящена этому органу, его строению и работе.

Речь идёт о сердце.

Записывают тему урока в тетрадь «Строение и работа сердца»

Исходя из темы урока, что должны изучить на уроке? Изучить особенности строения и работы сердца человека.
Перед тем как мы начнем изучать новую тему, я хотела бы выяснить, что вы знаете о строении сердца, для этого вы должны вспомнить строение сердца млекопитающих. А почему я попросила вас вспомнить строение сердца млекопитающих? Потому что человек относится к классу млекопитающих

Выполним следующую работу, выбрав правильные утверждения Задание на слайде 2. Презентация

Проверяют и оценивают себя, выставляя оценки в оценочный лист (Приложение 1) задание №1
Ответы слайд 3

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
(3 минуты)

Ребята, для постановки проблемного вопроса мне необходим 1 человек, которого я попрошу приседать на одной ноге. Выходит ученик и приседает на одной ноге, вскоре наступает утомление.

Почему мышцы ноги утомляются, а сердце может работать безостановочно в течении жизни? Что мы должны сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос?

1.Изучить строение сердца.
2. Выяснить как работает сердце.

Открытие нового знания
(20 минут)

Сердце - это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. За день твое сердце сокращается почти сто тысяч раз (100 000) и перекачивает за час около 300 литров крови (показ "сердце - насос"). Жизнь каждого человека - бесценный дар. Она уникальна и неповторима. Чтобы наслаждаться полнотой жизни, каждый из нас нуждается в здоровом сердце! В ;народе говорят, что сердце - «солнце» организма, а ритм сердца - ритм жизни. Нет такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, нерешенные и по сей день.
А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно?
Наибольшего совершенства достигает сердце человека. Что же представляет из себя сердце человека? (демонстрация модели сердца).
Где располагается сердце? (Показ торса человека) (Слайд 4)
Учащиеся высказывают свои предположения.
Сердце - полый мышечный орган, разделенный на четыре полости, расположенный в левой части грудной клетки, масса его около 300 грамм. Размер - примерно с левый кулак человека.
Сердце располагается в околосердечной сумке - перикарде, содержащей серозную жидкость, предохраняющую от трения.
Работа в парах, строение сердца проговаривают друг другу.
Работаем с рисунком на ст. 60 учебника, и постараемся составить рассказ о строении сердца.
Итак, мы изучили строение сердца, проверим наши знания выполнив тест (Приложение 2)
Взаимоконтроль, оценки выставляют в лист самооценки (задание №2) Ответы слайд 5
Изучив строение сердца, можно ответить на поставленный ранее проблемный вопрос?
Почему? Каких знаний ещё не хватает?

Нет

Знаний о работе сердца.

Чтобы начать знакомство с работой сердца, я предлагаю вам выполнить лабораторную работу. Открываем тетрадь практикум ст. 14, работа № 6
Физические упражнения, при выполнении работы, будет служит вам физкультминуткой.
Выполняют лабораторную работу, которая предполагает физические упражнения.
Выполняя работу, вы заметили как сокращается сердце?
Как вы это определили?
Сердце ритмично сокращалось, потому что сердце обладает автоматизмом Автоматизм - это способность сердца ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце.
Сердце сокращается ритмично.
По пульсу.
Любая мышца, в том числе и сердечная, при продолжительной работе утомляется. Чтобы восстановить работоспособность, она что должна делать? Предполагаемый ответ - расслабиться и отдохнуть.

Чтобы узнать, когда сердечная мышца отдыхает, нам что нужно узнать?

Правильно. Сердце сокращается с частотой примерно 70-80 ударов в минуту, значит, период от одного сокращения до другого занимает меньше секунды, примерно 0,8 сек.
Когда же отдыхает сердце?

Предполагаемый ответ - как она работает.
Работают с учебником и заполняют таблицу.
Выполняют задание в тетради тренажёре.

Сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.
Работаем с рисунком 4.3 и текстом учебника ст. 62 и заполняем таблицу (Приложение 3).
Выполнить задание в тетради тренажёре ст. 45 №4

Выполнив задания вы нашли ответ на поставленный проблемный вопрос - почему сердце может безостановочно работать?

Предполагаемый ответ: пауза составляет 0,4 сек. И этого времени хватает, чтобы сердце успело восстановить работоспособность

Применение нового знания
(7 минут)

Прочитать предложенный текст, выписать номера предложений, где допущены ошибки и исправить их (Приложение 4)

Взаимопроверка по слайду, выставление оценок в оценочный лист. Задание 3 Ответы и критерии оценок слайд 6,7

Домашнее задание
(1 минута)

Из ресурсов Интернет, литературных источников подготовить сообщение по темам:

  1. Почему сердце стучит? Каковы причины?
  2. Случаи об уникальных операциях на сердце;
  3. Необъяснимые факты, связанные с сердцем человека.

Учебник ст. 60, ст. 62-63

Записывают темы сообщений в тетрадь.

Рефлексия (подведение итогов урока)
(3 минуты)

Итак, урок подходит к концу, мы должны подвести итог.
Достигли мы поставленной цели?
Нашли ответ на поставленный проблемный вопрос?
Выберите из предложенных высказываний одно, которое отражает вашу работу на уроке:
1.Через тернии к звездам.
М.Ломоносов
2.Успех чаще выпадает на долю того, кто смело действует, но его редко добиваются те, кто проявляет робость и постоянно опасается последствий.
Д Неро
3.То, что мы знаем, - ограниченно, а то чего мы не знаем, бесконечно.
П.Лаплас
Оценить свою работу на урока вы можете смайликом в оценочном листе, который больше всего соответствовал вашему настроению при выполнении каждого вида работы
Заканчивая этот урок мне хочеться пожелать вам, чтобы ваши сердца были наполнены добротой и любовью, щадили сердца своих близких и конечно своё сердце!

Отвечают на поставленные вопросы в ходе беседы.

Работают в оценочных листах.