Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного человека. Особенно широко их применяет молодежь, используя свои гаджеты для игр, общения, поиска информации, навигации и выбора маршрута по новым местам и городам и т.п. Использование всевозможных гаджетов не только школьниками, но и детьми дошкольного возраста расширяет возможности образовательных технологий за счет визуализации и виртуализации информации и процессов, которые эта информация объясняет. В связи с этим все большую популярность набирает способ обучения с помощью дополненной реальности (AR) [2].
Дополненная реальность (AR) - это культурный феномен XXI века, который с каждым годом набирает все большую популярность. IT-компании активно занимаются разработкой AR-приложений, которые востребованы абсолютно во всех сферах человеческой деятельности: от маркетинга до военной и авиационной навигации. Ведущие мировые бренды используют ее в своих рекламных кампаниях, издательства "дополняют" контент своей печатной продукции, учебные заведения применяют ее для лучшего усвоения материала [1,3].
Что же такое дополненная реальность?
Дополненная реальность (от англ. augmented reality, AR) - это общее название технологий внесения цифрового контента в физический мир в режиме реального времени. Они накладывают смоделированные компьютером слои улучшений на существующую реальность, дополняют физический мир, как мы его видим, цифровыми данными с помощью каких-либо устройств - планшетов, смартфонов и пр. [2,3] Основная цель использования AR - сделать окружающую среду более выразительной, многогранной и яркой.
Дополненная реальность - это вариация виртуальной среды (virtual reality, VR). Главным отличием AR от VR является частичное погружение в виртуальный мир. Пользователь может видеть реальную картину мира с виртуальными объектами, включенными в нее. А технологии виртуальной реальности полностью погружают пользователя в синтетическую, созданную среду.
В школе дополненная реальность - это новое средство, новый инструмент для работы с обучающимися. Соответственно, возникает вопрос: какие приложения дополненной реальности могут помочь учителю в его профессиональной деятельности? Работая над данной темой, нам были интересны, в первую очередь, AR-приложения, которые связаны с искусством и могут быть использованы учителем искусства в урочной и внеурочной деятельности.
Нами были отобраны 3 приложения, которые можно скачать для iOS и Android в магазинах App Store и Google Play.
1. Alchemy ar - приложение, благодаря которому повседневные объекты приобретают новое измерение, а картины оживают. Оно предназначено для просмотра различного контента дополненной реальности. Автор приложения - Михаил Ершов.
Интересным применением данной технологии является уникальный арт-проект «Плотность пустоты» Это выставка, где нет работ, но есть вход в дополненную реальность через специальные маркеры. Alchemy AR - проводник в мир современного искусства. При наведении камеры мобильного телефона на таблички-маркеры на экране возникают разнообразные картины.
В проекте представлены работы 11 художников из России, Белоруссии, Франции и США. 100 работ расположены в определенной последовательности: через графику и живопись к цифровому искусству, анимации и трёхмерной графике [4].
2. Artefact - интерактивный гид по выставкам, созданный при поддержке Министерства культуры РФ и портала «Культура.РФ».
Во время разработки приложения была проведена огромная работа по оцифровке произведений искусства, написанию материалов, подготовке аудиогидов. Наведя телефон на любой из музейных экспонатов, вы получаете подробный интересный рассказ о деталях, сюжете и истории работы. Если он был отреставрирован, то приложение показывает его первоначальный вид или авторские эскизы.
В приложение вшит путеводитель по помещениям музея. Он сможет проложить нужный вам маршрут и сделает поход в музей более интересным. А если вы остались дома, то, благодаря мультимедийному гиду Artefact, можно изучать музейные коллекции в режиме «Каталог» [5].
На данный момент к проекту уже подключилось более 90 музеев и организаций России.
3. SketchAR - приложение, которое учит рисованию с помощью дополненной реальности. Этот продукт родом из технопарка Вильнюса, но за ним стоит команда с российскими корнями. Главным автором проекта стал дизайнер и стрит-арт-художник Андрей Дробитько (Adno).
Первоначально продукт планировался для профессиональных художников, однако после исследования рынка было решено сфокусироваться, в первую очередь, на массовой аудитории и разработать продукт на стыке онлайн-обучения, искусства и развлечений.
Пользователь приложения выбирает эскиз, линии которого накладываются поверх чистого листа бумаги, а затем обводит линии, пока не получится готовый рисунок. Любая обводка линий - это работа мышечной памяти, и шаг за шагом, повторяя линии, можно совершенствовать свои художественные навыки.
За работой следит виртуальный помощник - он комментирует действия пользователя, шутит и даёт советы. Со временем советы становятся более индивидуальными - наблюдая за руками художника, ассистент «учится» и определяет уровень его навыков [6].
Главный недостаток данного продукта то, что это платное приложение. В связи с этим его невозможно массово использовать в образовательном процессе. Но мы опробовали возможности Sketch AR среди коллег. Даже в демо-версии оно стало познавательным средством обучения рисованию.
Первые два приложения дополненной реальности мы используем в практике школьной экспозиционно-выставочной деятельности.
В ГБОУ СОШ №2 реализуется проект «Музейное искусство детям». Это культурно-просветительская деятельность, которая знакомит учащихся с живописными произведениями, шедеврами искусства из коллекций известных российских музеев. Проходит она в форме предметной декады. На две недели коридоры школы оформляются репродукциями шедевров известных музеев и превращаются в картинную галерею.
Последние два года мы отдельной экспозицией оформляем работы проекта «Плотность пустоты». Чтобы увидеть ожившие изображения, учащимся достаточно скачать приложение Alchemy AR и навести камеру смартфона на интересующий их маркер.
Кроме того, мы рекомендуем для ознакомления с произведениями искусства воспользоваться музейным гидом Artefact. Благодаря ему экспонаты школьного музея получают возможность «говорить сами за себя». Любой желающий может узнать о выставленных в школьной галерее произведениях в своем ритме, просто проходя мимо. Это, конечно же, не заменяет традиционных форм работы в рамках декады, таких как выставочные уроки и поисковые задания. Но они дают более широкие возможности обучающимся для знакомства с шедеврами искусства.
Все обучающиеся с удовольствием пользуются предложенными приложениями дополненной реальности во время декады искусства. Большинство отмечают легкость и удобство использования AR-приложений. Они не требуют от пользователя специальных знаний и навыков, не занимают много времени и сил. Благодаря им, экспонаты становятся более наглядными и зрелищными. Реалистичность воспроизведения и оживление арт-объектов с применением AR играет огромную роль в создании образа и впечатлений от музейных экспонатов. Необычность подачи информации не позволяет скучать, гуляя по школьной галерее, а также добавляет элемент развлекательности.
Однако дополненная реальность не работает без специального приложения, которое нужно найти и установить на свой смартфон. Необходимо подключение к Интернету, ведь если смартфон не имеет выхода в глобальную сеть или закончился трафик, то приложения AR перестают работать.
Но несмотря на перечисленные недостатки, использование дополненной реальности всегда вызывает неподдельный интерес в школьной среде. Кроме того, по итогам проведения «Конкурса знатоков», завершающего и подводящего итоги декады, у школьников отмечается рост осведомленности и информированности и выставляемых экспонатах.
Таким образом, дополненная реальность позволяет обогатить средства работы учителя искусства. С помощью этой технологии у учащихся может сложиться уникальный опыт взаимодействия с арт-объектами. Благодаря ей, школьники получают более яркие и глубокие впечатления, а также доступ к комфортному получению информации. Использование AR-приложений будет особенно интересно и полезно для современных детей и подростков, которые не представляют своей жизни без гаджетов.
Библиографический список
- Мурашов А.А., Смоленцева Л.В. Виртуальная реальность и дополненная реальность. Взгляд на будущее // Сборник трудов молодых ученых УВО «Университет Управления "ТИСБИ"». Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2016. С. 91-96.
- Савельева К.В. Дополненная реальность: культурный и образовательный феномен // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2018. Том 7. № 1А. С. 227-233.
- [Электронный ресурс] / AR - Дополненная Реальность. URL: https://habr.com/ru/post/419437/
- [Электронный ресурс] / Арт-проект «Плотность пустоты». URL: https://citygu.ru/art-proekt-plotnost-pustoty.html
- [Электронный ресурс] / Дополненная реальность для музеев: как продвигать культуру в массы. URL: https://zen.yandex.ru/media/bitnewstoday/dopolnennaia-realnost-dlia-muzeev-kak-prodvigat-kulturu-v-massy-5c77c5bc07473b00b192b862
- [Электронный ресурс] / Стрит-арт-художник создал приложение для рисования при помощи дополненной реальности. URL: https://vc.ru/future/60236-strit-art-hudozhnik-sozdal-prilozhenie-dlya-risovaniya-pri-pomoshchi-dopolnennoy-realnosti