Зрительно-пространственная координация (ЗПК) - сложная когнитивная способность, важная для нормального развития ребенка, его успешность обучения в школе. Мы используем глаза (зрительную информацию), чтобы концентрировать свое внимание, помогая нашему мозгу устанавливать, где находится тело в пространстве. Руки используются, чтобы при помощи данной зрительной информации выполнять ту или иную задачу. Можно выделить три составляющих ЗПК: зрительное восприятие, пространственная ориентация и мелкая моторика.
ЗПК важна не только для ребенка, но и для взрослого. В повседневной жизни ЗПК используется практически постоянно, так что очень важно ее развивать, а при возможности тренировать.
Формирование ЗПК становится необходимым уже в старшем дошкольном возрасте. Ее нужно обязательно развивать и совершенствовать, чтобы у ребенка не возникало проблем во время учебы. Это важный элемент, который считается одним из основополагающих при определении того, насколько ребенок готов к поступлению в школу.
У некоторых детей пространственная ориентировка вызывает больше затруднений, чем у других из-за особенностей межполушарного взаимодействия. При недоразвитии ЗПК дети испытывают трудности ориентации в хорошо знакомых помещениях, на листе или в тетради; затрудняются собрать картинку из геометрических фигур; во время игры в сортер не пытаются поворачивать формы относительно друг друга; рисунки таких детей более примитивны, чем у сверстников, напоминают каракули; дети пишут зеркально цифры и буквы, пишут и читают справа налево; не могут сразу показать и сказать, где лево, где право.
Речь тоже изобилует пространственными отношениями. В основном это касается предлогов и наречий. Если дети затрудняются понимать пространственные отношения, которые обозначаются предлогами и наречиями, то они будут их путать. А квазипространственные языковые конструкции («Витя шел впереди Коли. Волк догонял лошадь») очень трудно понимать, если не усвоены соответствующие пространственные категории, которые ведут к нарушению развития мыслительных способностей детей.
Необходимо обнаружить имеющиеся трудности до поступления в школу, а не когда они уже стали причиной школьной неуспеваемости.
Для диагностики ЗПК можно использовать фигуры Рея-Тейлора и Рея-Остеррица. Ребенку дается инструкция скопировать фигуру как можно точнее, не поворачивая образец. Эту пробу можно использовать примерно с пяти лет, так как ранее у детей недостаточно развиты графо-моторные навыки.
В дальнейшем недостаточность сформированности ЗПК проявляется в нарушениях формирования школьных навыков: при чтении, письме, математике, рисовании и другим предметам, в которых присутствуют пространственные взаимосвязи.
Таким образом, для полноценного формирования у дошкольников ЗПК необходима целенаправленная систематическая работа.
Как улучшить ЗПК? ЗПК развивается, как и другие когнитивные способности человека. Специалистами разработаны упражнения, в ходе которых нейронные связи в мозге активизируют свои функции. Если тренироваться регулярно, это способствует укреплению структур мозга, участвующих в данной способности. При координации нейронные связи начнут работать быстрее и эффективнее.
Для развития ЗПК существует большое количество всевозможных упражнений. Примеры некоторых из них приведем в этой статье.
Рассмотрим онтогенез развития ЗПК у дошкольников. Младенец первоначально осваивает собственное тело: знакомится с частями тела, учится распознавать сигналы от своего тела, и начинает перемещаться в пространстве. Сначала учимся ориентироваться в собственном теле (впереди, наверху, слева и т.д.).
Наглядно-действенное мышление у детей развивается с года до трех лет. Ведущая деятельность в этом возрасте это манипулятивная игра. Ребенок учится взаимодействовать с предметами (сортеры и тематические вкладыши): ребенок вращает фигурку руками до совпадения с отверстием.
Позже, при наглядно-образном мышлении ребенок представляет правильное положение фигуры и переворачивает ее правильно. Взрослым наглядно-образное мышление позволяет мысленно перевернуть карту для того, чтобы понять куда идти.
Дошкольникам следующего возрастного этапа присуща символическая игра (сюжет), где представляются образы.
Развитие ЗПК у дошкольников в большей степени происходит через изобразительную (лепка, аппликация, рисунок) и конструктивную (мозаика, конструкторы и пр.) деятельность. Посредством зрительно-пространственного анализа и синтеза дошкольники учатся выделять части из целого, составлять целое из частей (квадраты Никитина, пазлы и пр.).
Для ЗПК элементы мозаики должны быть разной формы (квадратными, треугольными, круглыми). Магнитные детали нужны для работы в вертикальной плоскости (на доске, мольберте). Для работы на столе нам нужно преобразовать вертикальную плоскость в горизонтальную. То, что выше, мы располагаем дальше, а то, что ниже, - ближе. Поэтому сначала, когда дети работают за столом, нужно, чтобы образец тоже был на столе. Для маленьких детей вертикальная плоскость может быть удобнее.
Кубики Кооса помогают решать плоскостные задачи - выложить из кубиков картинку по образцу. Поворот образца на сорок пять градусов (ориентированный как ромб) повышает уровень сложности, и картинка из четырех сегментов оказывается для ребенка сложнее, чем картинка из девяти сегментов в привычной ориентации (как квадрат).
Конструкторы типа Лего развивают ЗПК на начальном этапе.
Окружающее нас городское пространство однородно (прямолинейно), в нем легко ориентироваться. Пространство природных объектов неоднородно (криволинейно). Конструкторы с гнущимися деталями помогают ориентироваться в нестандартно организованном пространстве.
Но, чтобы хорошо взаимодействовать с пространством определенного типа, надо взаимодействовать с ним. То есть, чтобы ориентироваться в лесу, нужно гулять в лесу. Компьютерные игры от первого лица дают близкий к реальному опыт перемещения в незнакомом пространстве (по плану и без). Но такие игры показаны только старшим дошкольникам не более 15-20 минут.
Один из важных навыков овладения пространством - это умение ориентироваться в пространстве по плану. Сначала обучаем детей ориентироваться по плану - рисуем план знакомого помещения (комнаты и пр.), обращая внимание на расположение окон и дверей и отражая их в плане. Далее можно учить детей, пользуясь планом, находить «клады» (отмеченные крестиком), заранее спрятанные в разных местах.
Можно усложнить задачу - соотносить пространство со словесным описанием. Соотносить местность с планом легче, так как мы действуем в одной модальности - зрительной. А при ориентации по словесному описанию необходимо перекодировать информацию из одной модальности в другую (из слуховой в зрительную). Можно решать такие бытовые задачи на улице, как например, дойти от дома до детского сада на знакомой или на незнакомой местности с опорой на ориентиры (дойти до конца улицы, перейти дорогу и т.д.). Очень хорошо, ориентируясь по карте, находить нужный нам объект. А также можно попросить ребенка составить для нас алгоритм действий с ориентирами по карте или без (в знакомой местности). Нужно помнить, что способность к ориентированию будет развиваться, если тренироваться (ориентироваться на местности).
Ориентации в пространстве по описанию помогают оригами. Сначала собираем фигуру сопряженно с ребенком, постепенно показывая ему на своем листе бумаге последовательность действий и итог (описывая все действия словами). Когда основные действия усвоены, мы переходим от непосредственной демонстрации действий к схеме, показывая ребенку на листе бумаги, где пройдет линия сгиба и что должно получиться в итоге. И эти действия сопровождаем словесным описанием тоже.
Еще один инструмент для развития ЗПК -это игры-головоломки (тетрисоиды, кубики сома, «Хамелеон», головоломки танграм «Квадрат» и т.п.) с прямолинейными элементами и, сложнее, с криволинейными элементами (танграм «Сердце», «Колумбово яйцо» и др.)
Сначала образцы даны в натуральную величину деталей для возможностей наложения деталей по образцу (метод наложения). Поворот деталей в нужное положение иногда представляет сложность. Предлагаются образцы с обозначенными границами между элементами и без границ (более сложный).
Мы можем использовать настольные игры, где ребенку нужно располагать перед собой фишки или другие компоненты в определенном направлении (слева направо), например, после карандаша (используем как сигнал), а остальные вслед за ней. Это поможет сформировать моторный стереотип движения слева направо для будущего навыка письма и чтения.
Необходимая вещь на начальном этапе при играх на развитие пространственной ориентации («Графический диктант» и др.) - это визуальная метка (ориентир правой стороны). Перед началом игры надеть ребенку на правую руку часы, браслет, резинку, ленту и т.п. Дети запоминают, где находится метка, и лучше ориентируются (различают лево и право).
А так же нужны речевые дидактические игры на пространственную ориентацию - выполнять задания (инструкции) на понимание предлогов и наречий. Можно играть с любыми игрушками, которые оказались под рукой, например, игрушки из Киндер сюрпризов («Положи котенка в пакет, а собаку поставь перед пакетом» и т.д.). Таким образом, тренируем мелкую моторику, слуховое внимание, слуховую память, понимание предлогов и выполнение трехступенчатой инструкции (то есть функцию программирования и контроля деятельности).
При этом стоит помнить, что дошкольники постоянно теряют интерес к однообразным занятиям, которые регулярно повторяются. Поэтому для поддержания их интереса следует постоянно разрабатывать и искать новые развивающие упражнения и задания. Предлагаем некоторые игры.
Развивающая игра «Доска с шашками». Для нее потребуется доска или картонный аналог с шашками. Игра имеет два варианта. В первом случае предложите ребенку с помощью образца (картинки) расставить шашки в таком же порядке как на образце (сначала одного цвета, потом двух цветов). (Рисунок 1) Во втором случае предложите ребенку с помощью образца (картинки) расставить шашки зеркально образцу (сделать зеркальное отражение). (Рисунок 2)
Рис. 1
Рис. 2
Еще одно упражнение для развития зрительно-пространственной координации у детей называется «Палочки». Для нее потребуются счетные палочки. Вариантов этой игры много. Всем известные варианты этой игры - выложить фигуру по образцу и по памяти. Первый вариант нашей игры. Предложить ребенку продолжить далее узор из палочек. (Рисунок 3) Во втором варианте сделать зеркальное отражение начатой фигуры (справа). (Рисунок 4) В третьем варианте предложить ребенку выкладывать палочки по инструкции (направо, вниз и т.д.)
Рис. 3
Рис. 4
Игра «Разноцветные формы». Для игры используются разноцветные геометрические формы из счетного набора первоклассника. Ребенку предлагается отзеркалить фигуру из разноцветных геометрических форм справа (внизу). (Рисунок 5)
Рис. 5
Игра «Веселый квадрат» имеет два варианта. В первом случае используются разноцветные геометрические формы из счетного набора первоклассника и 2 одинаковых поля (квадраты из картона расчерченные на 9 частей (на 4 части по диагонали). Альтернативная версия этой игры предлагает применение разноцветных прищепок для белья и 2 одинаковых поля. В первом варианте предлагается по образцу (как у взрослого), по памяти (закрыв образец), или по инструкции взрослого выкладывать геометрические формы на поле (в левый верхний угол, посередине внизу и т.д.). (Рисунок 6) Во втором варианте предлагается прищеплять прищепки по образцу (как у взрослого), по памяти (закрыв образец) или по инструкции взрослого (верхний угол, правый нижний угол, слева посередине и т.д.). (Рисунок 7)
Рис. 6
Рис. 7
Игра «Паутинка» также имеет два варианта. В первом варианте потребуется сетка (пластиковая для мойки) квадратной формы и шнурок (лента). Ребенку предлагается продолжить далее узор шнурком или выполнить узор по инструкции (вверх, направо и т.д.). Во втором варианте понадобится сетка и фишки (из настольных игр). Ребенка просят с помощью образца (картинки) расставить фишки как на образце или по памяти (закрыв образец) расставить фишки или «ходить» фишками разного цвета по инструкции (вниз, налево и т.д.). (Рисунок 8)
Рис. 8
Игры на ознакомление с пространством «Создай план». Сначала детей учат соотносить расположение предметов в комнате с их местоположением на плане. Детям предлагается готовый план помещения, на котором изображено большое количество предметов (8-16) и просят показать на плане те предметы, которые они находили в комнате. Потом им предлагают самостоятельно начертить план на альбомном листе. Вначале линиями красного карандаша обозначают окна, линиями синего карандаша двери и простым карандашом предметы интерьера (6-8) предметов, расположив их в соответствии с местоположением в группе. Приветствуется изображение других, предварительно не осмотренных предметов в соответствии с их местоположением. Правильным считается как условное изображение предметов (окна, двери - красно-синие линии, мебель-прямоугольники, квадраты, круги и т.д. разных размеров), так и реальное изображение (дверь, шкаф, стул, стол и т.д.) (Рисунок 9)
Рис. 9
Игра «Прятки», где дети учатся пользоваться «перевернутым» планом. Педагог предварительно прячет карточки из лото в разных местах группы. Потом вывешивает план группы (предварительно нарисованный) и переворачивает его на 90 градусов, а затем на 180 градусов. Просит показать на перевернутом плане двери, окна, предметы интерьера. При помощи указки педагог показывает на плане места, где спрятаны карточки. Дети ищут картинки, разбиваются на пары, тройки, четверки для поиска картинок.
Игра «Путешествие». Детям раздаются картонные листы с планами площадок для путешествий (участок детского сада, спортивная площадка, территория вокруг здания детского сада). Педагог вместе с группой детей обходит местность в соответствии с планом и делает остановки, дети при помощи прикрепленных к планам мини-наклеек, обозначают место остановки на своем личном плане. Победителем в этой игре считается ребенок, который правильно отметил мини-наклейками все остановки на плане.
Игра «Собери кубики». Педагог на прогулке показывает детям план участка или спортивной площадки и сообщает, что на участке/площадке спрятаны разноцветные кубики, которые необходимо найти и составить узор. Эти места на плане обозначены кружками. Игра проводится по командам. Можно усложнить игру: одна команда рисует план участка на песке, снеге, асфальте, и вместе с педагогом прячет кубики, а вторая команда находит предметы, в соответствии с их обозначением на плане. Игра может проходить и в мини группах (2-4 ребенка) под наблюдением педагога.