Программа элективного курса "Методы решения физических задач". 10–11-е классы

Разделы: Физика

Классы: 10, 11

Ключевые слова: решение физических задач


34 часа.

Срок реализации программы 2 года.

(1 год)

(10 класс - 17 час., 11 класс - 17 час.)

Пояснительная записка

Актуальность создания программы.

Решение физических задач - один из основных методов обучения физике. В процессе решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, приводятся сведения из истории физики и техники, формируются творческие способности. Правильное использование учителем задач по физике повышает интерес учащихся к физике, способствует совершенствованию приобретенных в основном курсе знаний, умений и навыков. Анализ решений задач и обсуждение вопросов позволяет глубже понять сущность явлений и процессов, побуждает стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать гипотезу, развивает речь, закрепляет вычислительные навыки, развивает умение работать со справочной и научно-популярной литературой.

Программа курса составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся.

Программа курса «Методы решения физических задач» согласована с базовым курсом и позволяет учащимся углубить и расширить свои знания и умения. Компетенции, сформированные при изучении курса, могут впоследствии использоваться учащимися в любых жизненных ситуациях.

Использование данной программы курса дает возможность реализовать учебный план в 10-11 классе, в зависимости от выбранного учащимися гуманитарного профиля обучения.

Программа курса ориентирует учителя на совершенствование учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о разновидности задач по содержанию, сложности, дает представление о их значении и применимости в науке, жизни, технике, знакомит с различными способами работы с задачами. В частности учащиеся должны знать основные методы и приемы решения задач школьного курса, используя алгоритмы, помогающие выполнить плановые контрольные работы, проговариванию решения вслух, что способствует более глубокому развитию памяти и правильной речи, анализу полученного результата применительно к действительности.

В первом разделе предпочтение имеют задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то во втором разделе решаются задачи из разделов курса оптики и квантовой физики.

При изучении данного курса возможны различные формы работы: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение с подробной записью на доске примеров решения задач ( как образец), коллективная работа по составлению задач и алгоритмов решения этих задач, работа групповая и индивидуальная, решение и составление задач с применением эксперимента, составление тестов и кроссвордов, применение компьютеров, знакомство с различными задачниками и справочным материалом. В результате школьники должны уметь классифицировать решаемую задачу, найти самое оптимально правильное решение, составлять аналогичные задачи или усложнять их, не бояться переходить к решению более сложных задач. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам меж предметного содержания.

Новизна курса состоит в том, что при повторении обобщаются и систематизируются как теоретический, так и наработанный практический материал решения задач в виде тестов, алгоритмов, таблиц, схем, мини - конспектов.

При решении задач главное внимание обращается на формирование умений решать задачи разного уровня, переходя от более простых к более сложным; умение учащихся оценивать свои способности, расширение кругозора и мышления, повторение пройденного материала.

Содержание программы учитывает главные компоненты:

Во-первых: подбираются задачи по содержательному признаку.

Во-вторых: учитывается уровень подготовки учащихся и их способности и умения.

По окончании курса изучения школьники должны выйти на теоретический уровень решения задач:

Знать: виды физических задач, схему составления плана решения задачи, виды записи физической задачи, способы оформления задачи в тетради, основные способы решения, теоретический материал, виды погрешностей, значимость данной задачи в практической деятельности.

Уметь: решать задачи разно уровневые, составлять задачи по заданным параметрам, вычислять погрешности измерений, делать краткую запись, делать выводы, перевод единиц измерений в систему СИ, объяснять полученный результат, представлять результаты в виде таблиц или графиков, сопоставлять результат с действительностью.

Цели элективного курса

  • расширение и углубление знаний и умений учащихся по предмету - физика
  • удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей лицеистов.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе решения задач по фи­зике.

ЗАДАЧИ:

  • развитие содержания физики, как одного из базовых учебных предметов, что позволяет получать дополнительную подготовку по предмету (для сдачи единого государственного экзамена, отдельным учащимся);
  • способствовать развитию физической интуиции, для быстрого понимания содержания задачи;
  • обучить обобщенным методам решения вычислительных, графических, качественных и экспериментальных задач, как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;
  • способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности, формированию понимания современного мира науки;
  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, обеспечивающие переход от обучения к самообразованию.

Описание места элективного курса в учебном плане

Программа реализуется за счет вариативной части БУП, формируемой участниками ОП, ориентирована на учащихся 10(11) класса, рассчитана на 2 года обучения, (всего 34 часа,17 час в 10 классе и 17 часов в 11 классе)

Ресурсы для реализации курса

Для проведения элективного курса «Методы решения физических задач» необходимо наличие в образовательном учреждении:

  • кабинет, оснащённый единичным комплектом компьютерного и демонстрационного оборудования;
  • проектор с экраном,
  • мультимедийная ресурсы по физике
  • наличие научной и учебной литературы.

Критерии оценки выполнения программы курса:

  • знание основных этапов решения задач, основных понятий и положений теории, законов, правил, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерений (проверяется тестированием);
  • умение подготовить необходимые расчеты и делать выводы на основании полученных данных. (проверяются качественные и расчетные задачи);
  • умение отбирать, изучать и систематизировать информацию, полученную из источников.

Построение программы курса основывается на следующих основных принципах:

  • преемственности (учитывается имеющаяся база знаний и представлений, полученных школьниками ранее)
  • единства материального мира (формируются представления о единстве материального мира);
  • генерализации учебного материала (объединение изучаемого материала на основе важнейшего атрибута материи - движения, при котором главное внимание уделяется изучению основных фактов, понятий, законов, теорий и методов физической науки, обобщению широкого круга физических явлений на основе теории);
  • доступности восприятия учебного материала;
  • гуманизации и гуманитаризации (формируется представление о физике как о науке, являющейся частью общечеловеческой культуры).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты.

  • Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;
  • Приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения;
  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.

Предметные результаты.

  • Научиться решать нестандартные задачи, используя стандартные алгоритмы и набор приемов, необходимых в математике;
  • Приобретение навыка предварительного решения количественных задач на качественном уровне, графического решения задач;
  • Углубление знания в области физики механических, тепловых и электрических процессов.

Личностные:

  • Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты

При изучении учебного предмета обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Регулятивные УУД

  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
    • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
    • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
    • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
    • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
    • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
    • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата.
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
    • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
    • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
    • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
    • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
    • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
    • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

Познавательные УУД

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
    • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
    • выделять явление из общего ряда других явлений;
    • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
    • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
    • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
    • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
    • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
    • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
    • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
    • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
    • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
    • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
    • критически оценивать содержание и форму текста.

Коммуникативные УУД

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
    • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
    • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
    • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
    • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
    • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
    • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
    • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
    • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Обучающийся сможет:
    • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
    • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
    • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи.

Предметные результаты

  • Научиться решать стандартные задачи, используя стандартные алгоритмы и набор приемов, необходимых в математике;
  • Приобретение навыка предварительного решения количественных задач на качественном уровне, графического решения задач;

Углубление знания в области физики механических, тепловых и электрических процессов

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать приемы для поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • записывать результаты, различными способами;
  • проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Cм. продолжение статьи