Сборник дидактических материалов
Математика играет важную роль в естественнонаучных, инженерно-технических и гуманитарных исследованиях. В то же время математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но также элементом общей культуры. ФГОС прописывает образовательным учреждениям индивидуализировать учебный процесс на уроке, как необходимое условие выполнения основного его положения - системно-деятельностного подхода.
Актуальность: Статистика по итогам профильного ЕГЭ 2020 года показывает: задание №7 по графику: геометрический смысл производной, уравнение касательной; применение производной к исследованию функции - Справляемость составила 63% .
Задание №12 Применение производной к исследованию функции - успешность 48%
В соответствии сложившихся тенденций в обучении решению задач, связанных с производной функции в старшей школе и разработки комплекса заданий, способствующих помочь учащимся, учителю в сдаче Единого государственного экзамена. Возникла необходимость в подборке дидактического материала по данной проблеме.
В работе выделены основные типы задач, содержащихся в открытом банке заданий ФИПИ ЕГЭ, я обратила внимание на сложности в их решении, рассмотрела требования ФГОС и ЕГЭ, провела анализ учебных пособий и задач ЕГЭ по математическому анализу, составила систему задач, дающую представление учащимся и учителю, о предлагаемых задачах на ЕГЭ.
В преподавании математики системно-деятельностный подход требует формирования у обучающихся практических умений применения теории. Так же на уроке математики можно организовать групповую работу, так как психологами доказано, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.
Создавая проблемные ситуации, выдавая конкретные задания, в котором указано, что и как должны сделать учащиеся, учитель побуждает учащихся к вдумчивой работе.
Поэтому в данной работе разработана и собрана система задач, позволяющая отработать применение производной в разных её аспектах, выявить и ликвидировать существующие пробелы в знаниях и умениях. В данной статье сделан акцент на том, где учитель может взять материал к уроку.
1.Методические рекомендации и видео можно посмотреть на сайте РЭШ по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/6114/conspect/201072/
2. Теория и примеры сайт школы №14 г.Братск в разделе МО учителей математики http://www.sosh14.edubratsk.ru/index.php/pedagogicheskij-sostav/mo-uchitelej-matematiki
3. Задание ЕГЭ №7 на сайте Открытый банк заданий ЕГЭ с https://prof.mathege.ru/prototypes/?position=8
3-1. Физический смысл производной https://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_number_id=23&tag_id=167
3-2. Геометрический смысл производной, касательная
- https://prof.mathege.ru/prototypes/?position=8
- https://for-teacher.ru/edu/matematika/doc-kucswx6.html
3-3. Применение производной к исследованию функции по графику. https://www.time4math.ru/ege
4.Задание ЕГЭ №12 https://prof.mathege.ru/prototypes/?position=13&filter=&limit=1000
4-1. Наибольшее и наименьшее значение функций теоретический материал можно взять на сайте https://zaochnik.com/spravochnik/matematika/funktsii/naibolshee-i-naimenshee-znachenie-funktsii/
4-2. Исследование функций. https://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_number_id=15&tag_id=134
4-3. Исследование функций без производной. Сайт РЕШУ ЕГЭ https://ege.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=175
5. Прототипы заданий 7,12 с ответами из открытого банка заданий https://olgasadchikova.ucoz.ru/index/egeh_profil/0-40
6. Интерактивные презентации размещены на сайте МБОУ «СОШ №14» г. Братска.
Особая ценность данного пособия заключается в том что, материал собран по тематике заданий и готов к использованию непосредственно на уроке.
Апробация продукта на уровне школы №14 доказывает, что использование материалов сборника дает положительный результат.
Справляемость с заданием №7 и 12 ЕГЭ по школе составила 68% и 50% соответственно.
Реализация сборника «Комплекс задач с применением производной для подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ» позволит учителям сэкономит время по подбору материала для отработки навыка решения данного типа задач у учащихся, а также способствует повышению качество образования. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает огромные возможности расширения образовательных рамок по математике в школе, усиливая дифференцированный подход в обучении.
Литература
- Ш.А.Алимов и др. Алгебра и начала анализа 10-11 класс учебник, М.2016г.
- ЕГЭ 2019. Математика: тренировочные варианты. 30 вариантов / В.В.Мирошин. - Москва: Эксмо, 2018. - 288 с.
- ЕГЭ 2020. Математика. Профильный уровень: типовых экзаменационные варианты: 36 вариантов./ под ред. И.В.Ященко. - М.Издательство «Национальное образование», 2021 г. - с.256.
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система "Школа 2000…". - М.: Ювента, 2007. - 263 С.