Пояснительная записка
В настоящее время с введением новых образовательных стандартов значительно возрастает роль организации внеурочной деятельности. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Одной из основных и универсальных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. Классный час является прямой формой общения классного руководителя с обучающимися. Способствует формированию у них отношения к окружающему миру и выработке структуре материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем нас мире. Классный час выполняет следующие функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.
Руководитель должен вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными обучающимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.
Целью методической разработки является представление собственного мероприятия внеурочной деятельности по воспитанию у обучающихся нравственных чувств и эстетического сознания.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- формирование у воспитанников нравственных ценностей и убеждений на героических примерах подвигов, совершённых людьми нашей Родины;
- созданию условий для формирования у обучающихся активной жизненной позиции;
- развитию способности определять проблему и находить её решение.
Одной из форм проведения внеклассного мероприятия является час общения - где обучающиеся принимают активное участие при его подготовке и проведении.
При проведении классного часа используются следующие методы: беседа, повествование, пример, метод воспитывающих ситуаций, назначения и ответы и т.д.
Данное методическое пособие может быть использовано при проведении классных часов по нравственному воспитанию обучающихся во время внеурочной деятельности.
План-конспект проведения внеклассного мероприятия с суворовцами 11 класса 2/1 взвода
Форма проведения: дисскусия.
Цель: создать условия для воспитания нравственных чувств суворовцев.
Задачи:
- способствовать формированию активной жизненной позиции;
- способствовать формированию у суворовцев правильных и высоконравственных представлений о жизни;
- совершенствовать работу в группах;
- способствовать развитию умения определять проблему и пути её решения.
Время проведения: 40 минут.
Материальное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеоролики, звук метронома «Минута молчания», чистые листки на каждого суворовца.
Этапы внеклассного мероприятия
I. Вступительная часть
Организационный момент и постановка цели - 5 мин.
1. Приёмы и способы, способствующие улучшению техники чтения.
2. Вступительное слово командира взвода о теме предстоящей беседы.
II. Основная часть - 30 мин.
3. Работа в группах над определением определения - жизнь.
4. Обсуждение вопроса «Что толкает человека на подвиг?»
5. Просмотр видеоролика «Подвиг ради жизни других людей».
6. Физкультминутка
7. Беседа над историями из жизни.
8. Просмотр видеоролика «Тяжело….»
III. Заключительный этап, подведение итогов, рефлексия - 5 мин.
Ход внеклассного мероприятия
I. Вступительная часть
Вступительное командира взвода: Вашему вниманию представлены некоторые высказывания древних мудрецов:
- «Всякая жизнь, хорошо прожитая, есть долгая жизнь».
-
«Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь ни мало, ни много - мгновенье одно». - «Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна» (Слайд 1).
Командир взвода: Ребята, как вы считаете, о чем говорят эти высказывания? (ответы, рассуждения суворовцев)
Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня с Вами будем говорить? Попытайтесь сформулировать тему классного часа. (ответы суворовцев).
Вы, совершенно правы. Сегодня мы в очередной раз поговорим о жизни и смысле жизни. А тема нашей беседы будет называться: «Нужно ли жертвовать своей жизнью?». (Слайд 2). И целью этой беседы соответственно будет ответить на вопрос: ради чего можно жертвовать жизнью? (Слайд 3)
II. Основная часть
Командир взвода: О смысле жизни люди задумывались еще с древности. С тех пор предлагалось так много объяснений, что их невозможно перечесть. "Смысл жизни в служении Богу", - утверждали христиане.
"Смысл жизни в служения родине", - говорили мудрецы античности. "Смысл жизни в общественно - полезном труде", - утверждали отцы-правители из нашего недавнего прошлого. Верны ли все эти утверждения? Наверное, да. В каждом из них, взятом в отдельности, содержится лишь доля истины. Вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед человечеством.
Работа в группах над определением понятия - жизнь.
Ребята, предлагаю вВам поработать в группах. А как бы вы сами определили, что такое жизнь? В чём её смысл?
1 ряд - 1 группа, 2 ряд - 2 группа, 3 ряд - 3 группа. После обсуждений каждая группа обосновывает свой вариант.
Обсуждение вопроса «Что толкает человека на подвиг?»
Командир взвода: Итак, мы выяснили, что такое жизнь. Жизнь - это самое ценное, что есть у человека. А теперь мне хотелось бы узнать ваше мнение: есть ли в жизни место подвигу? Ради подвига можно ли рисковать жизнью? Какие примеры подвига вы знаете? И прежде чем вы ответите на эти вопросы давайте послушаем, какие определения дают слову подвиг словари:
Выступление суворовца Поветьева Вячеслава (Приложение 1)
Командир взвода: ребята, а какие подвиги вы знаете? Суворовцы приводят примеры.
Выступление суворовца Белалова Эдуарда (Приложение 2)
Подвиг Александра Матросова, который закрыл пулемётную точку, находившуюся в дзоте и тем самым, открыл дальнейшее продвижение своих товарищей. (Слайд 4).
Командир взвода: ребята, а когда люди чаще всего совершают подвиги, в мирное или в военное время? (В военное время).
Людям, каких профессий чаще всего приходится порой жертвовать собой и в наше, мирное время? (Полицейским, военным, пожарникам, спасателям).
В каких ещё ситуациях?
Один из таких героев жил в Москве и был главным столичным пожарным. Он погиб на 47-м году жизни при исполнении служебного долга 20 марта 2010 года. Это случилось при тушении пожара в одном из зданий Москвы. Евгений Чернышёв, так звали героя, лично проводил эвакуацию людей из здания. Он вывел из огня 5 человек, а потом вернулся, чтобы проверить, все ли спасены… Но попал под горящую крышу и погиб.
А 28 марта 2012 года комбат Сергей Солнечников героически погиб, спасая жизни солдат. Он закрыл своим телом боевую гранату. Посмертно комбат был удостоен звания Героя Российской Федерации. (Слайд 5).
Значит, есть герои у нашего времени? (Да, и в наше время есть герои).
Командир взвода: Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик о людях совершивших подвиг. После просмотра мне хотелось бы услышать от Вас, оправданы ли действия людей в чрезвычайных ситуациях? Какие эмоции вызвало у Вас увиденное?
Просмотр видеоролика «Подвиг ради жизни других людей».
(просмотр видеоролика, после просмотра суворовцы высказывают своё мнение)
Физкультминутка.
Беседа над историями из жизни.
Командир взвода: а кого ещё мы могли бы назвать героями? Есть ли среди них простые люди?Давайте послушаем некоторые истории из жизни.
История 1: Сообщение суворовца Тархова Сергея (Приложение 3).
История 2: Сообщение суворовца Пичкур Сергея.
Беседа по вопросам:
- Почему Дима Кузьменко бросился спасать Сашу?
- Потому что он был добрый, неравнодушный, смелый.
- Какой поступок совершил мальчик?
- Мальчик совершил героический поступок.
- Значит, его можно назвать героем?
- Да, Дима - настоящий герой.
- Сознавал ли мальчик, что он совершил героический поступок, подвиг?
- Нет, он просто не мог остаться безучастным к чужой беде.
- В тот момент мальчик не думал о том, что совершает подвиг. Он забыл о страхе, не осознавал, что рискует своей жизнью. Дима ведь просто мог стоять рядом, как другие мальчишки.
- Что толкнуло его на этот поступок?
- Есть, наверное, в этом мальчишке какой-то внутренний стержень, какое-то врождённое мужество и бесстрашие, не позволившие безучастно следить за происходящим. Он моментально оценил ситуацию и не стал дожидаться взрослых.
- В школе Диму наградили грамотой, вручили подарок. А спустя время пришла и правительственная награда - медаль «За спасение погибавших». Однако главной наградой для Димы стала спасённая жизнь мальчишки.
Командир взвода: Ребята, а как ещё государство не оставляет без внимания такие подвиги? (С 2013 года запущена общественно-государственная инициатива «Горячее сердце», благодаря которой поступки молодого поколения не остаются незамеченными) (Слайд 6).
Командир взвода: но часто такие происшествия заканчиваются трагически. Сейчас мы с Вами посмотрим видеоролик ребята погибли, рискуя своей жизнью и спасая других. После просмотра выскажите своё мнение: герои ли эти ребята.
Просмотр видеоролика «Тяжело….»
Давайте почтим минутой молчания светлую память этих ребят. Прошу всех встать. (звук метронома «Минута молчания»).
(после минуты молчания суворовцы высказывают свои впечатления о просмотре видеоролика)
III. Заключительная часть
Командир взвода: ребята, сегодня мы вели речь о том, что человек способен во имя спасения другого пожертвовать своей жизнью. Ведь жизнь - это самое дорогое, что есть у человека. В итоге мы можем сказать, то если у человека «горячее сердце», он не будет рассуждать, стоит ли спасать другого человека, при этом он не будет рассуждать, заслуживает ли он это или нет. И если будет надо, то настоящий герой пожертвует своей жизнью, ради спасения других. Во время сегодняшнего мероприятия мы смогли убедиться в этом.
Рефлексия: ребята, перед вами чистый лист. Нарисуйте солнце - символ жизни. На слайде выписаны качества человека. Выберите из предложенных только те качества человека, который способен на героический поступок. На лучиках своего солнца подпишите эти качества. Теперь поочерёдно зачитаем выбранные качества. Хорошо!
Вы замечательно поработали на сегодняшнем мероприятии! Спасибо за внимание!
Командир взвода: майор запаса С.Суборь
Заключение
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся в системе довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, является воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценностными основами здесь являются: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, ответственность и чувство долга, забота о старших и младших, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
В Уссурийском суворовском военном училище организована и проводится система мероприятий внеурочной деятельности по этому направлению деятельности. И прежде всего эти мероприятия реализуются во время проведения классных часов. Пример одной из форм проведения классного часа: часа общения показан в данной методической разработке. Практическая значимость данной работы достаточно высока. Материалы методической разработки актуальны и могут быть использованы не только педагогическими работниками суворовских военных училищ, но и работниками других образовательных учреждений.
Список использованной литературы
1. Насыров Р.Х. Откуда ты родом Матросов? - Уфа: Китап, 1944. - 176 с.
2. А. Ефременко. Вечная память тебе комбат // Амурская правда. - №55 (27364). - С.15.
3. Толковый словарь современное написание современного русского языка: современное написание / В.И.Даль: сост. Ю.М.Медведев. - Москва: АСТ, 2014. - 725 (3) Классические словари.
4. Толковый словарь русского языка / Серия: Словари и справочники по русскому языку/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - Москва: Оникс, 2010. - 944с.
5. Они отдали свою жизнь…. [Электронный ресурс] - URL: https://www. youtube.com/ watch?v=bVY-HBm0VKY (Дата обращения: 02.02.2021).
6. Подвиг ради жизни других людей. [Электронный ресурс] - URL: https:/ /www.newstube.ru/media/chelyabinskij-student-spas-re