Методические указания для выполнения практических работ по ОУД.10 Информатика

Разделы: Информатика

Классы: 10, 11


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по выполнению практических заданий разработаны в соответствии с рабочей программой и могут быть использованы как для проведения практических занятий (основных и факультативных), так и для индивидуального усовершенствования имеющихся навыков работы с компьютерными программными продуктами.

Представленные, в данных методических указаниях, практические задания направлены на формирование знаний и умений по дисциплине, а также достижения следующих результатов:

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
  • осознание своего места в информационном обществе;
  • готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессио­нальной области, используя для этого доступные источники информации;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с исполь­зованием современных электронных образовательных ресурсов;
  • умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
  • готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;

метапредметных:

  • умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
  • использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • использование различных информационныхобъектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
  • использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
  • умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
  • умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

предметных:

  • сформированность представлений о ролиинформации и информационных процессов в окружающем мире;
  • владение навыками алгоритмическогомышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
  • использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
  • владение способами представления,хранения и обработки данных на компьютере;
  • владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
  • сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
  • сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
  • владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
  • понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
  • применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.

Методические указания по выполнению практических заданий нацелены на освоение навыков практического применения знаний по информатике студентов, обучающихся по всем специальностям.

Методические указания по выполнению практических занятий содержат практические (обучающие и контролирующие) задания по применению ОС Windows, приложений Microsoft Office, таких как MS Word, MS Excel, MS Access, а также языка программирования Паскаль.

Общие указания по выполнению практических работ

  1. Практические работы выполняются после изучения теоретического материала соответствующих тем.
  2. Перед началом выполнения работы внимательно, вдумчиво прочитайте задание.
  3. После этого приступайте к выполнению практического задания в порядке, изложенном в тексте работы.

Выполнение каждой практической работы состоит из следующих этапов:

  • самостоятельная подготовка студентов;
  • выполнение практической работы;
  • проверка результатов работы преподавателем.

Критерии оценки

  • Оценка «5» выставляется за правильно выполненное задание в полном объеме за отведенное время.
  • Оценка «4» выставляется либо за правильно выполненное задание в полном объеме, но с превышением установленного времени, либо за выполнение задания с небольшими ошибками за отведенное время.
  • Оценка «3» выставляется при наличии существенных ошибок в выполненном задании.;

Инструкция по охране труда при проведении практических работ на персональных компьютерах.

В кабинете информатики находится дорогостоящая и требующая аккуратного обращения аппаратура.

Поэтому необходимо:

  1. бережно обращаться с техникой;
  2. спокойно, не торопясь входить в кабинет.

Строго воспрещается:

  1. трогать разъёмы соединительных кабелей;
  2. прикасаться к проводам и устройствам заземления;
  3. прикасаться к тыльной стороне монитора;
  4. включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;
  5. вставлять посторонние предметы в дисководы, CD ROM;
  6. класть книги и тетради на монитор и клавиатуру;
  7. не двигать и не ударять включенные монитор и системный блок;
  8. работать во влажной одежде и влажными руками;
  9. есть и пить на рабочем месте;
  10. приходить в верхней одежде или приносить её с собой.

Перед началом работы:

  1. убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места;
  2. сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию;
  3. разместите на столе тетрадь, учебное пособие, так, чтобы они не мешали работе на компьютере;
  4. внимательно слушайте объяснение учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий.

Во время работы:

  1. плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;
  2. не пользуйтесь клавиатурой, если не включён компьютер;
  3. при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю;
  4. никогда не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
  5. не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

По окончании работы нужно:

  1. привести в порядок рабочее место;
  2. выключить компьютер.

ВЫ ОТВЕЧАЕТЕ ЗА СОСТОЯНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА И СОХРАННОСТЬ РАЗМЕЩЁННОГО НА НЁМ ОБОРУДОВАНИЯ!

Перечень практических работ

Раздел

№ практической работы

Наименование практической работы

Кол-во часов

Раздел 1.
Информационная деятельность человека.

1.

Образовательные информационные ресурсы. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет.

2

Раздел 2.
Информация и информационные процессы.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Представление чисел в ЭВМ. Работа с системами счисления с помощью ЭВМ.

Знакомство со средой программирования PascalABC. Решение простых задач.

Решение задач с ветвлением средствами языка Паскаль.

Решение циклических задач средствами языка Паскаль.

Решение задач с использованием одномерных массивов.

Решение задач с использованием двумерных массивов.

Связь одномерных и двумерных массивов с простыми типами.

Составление программ с использованием типа "Запись".

Решение задач с использованием записей.

Решение задач с использованием различных конструкций.

Решение задач различных видов.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Раздел 3.
Средства ИКТ.

13.

14.

15.

Работа с папками и документами в ОС Windows.

Работа в локальной сети. Передача файлов по сети.

Использование программ-архиваторов.

2

2

2

Раздел 4.
Технология создания и преобразования информационных объектов.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Редактирование текста в текстовом редакторе Word.

Работа с таблицами в текстовом редакторе Word.

Задание формул, проведение расчетов в электронной таблице Excel.

Оформление и редактирование электронных таблиц.

Решение математических задач средствами электронных таблиц Excel.

Основные положения СУБД Ms Access.

Работа с базами данных в СУБД Ms Access.

Знакомство с программой создания презентаций MS PowerPoint.

Подготовка и оформление слайдов для презентации.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Раздел

№ практической работы

Наименование практической работы

Кол-во часов

25.

26.

Знакомство с программой создания публикаций Ms Publisher.

Создание публикаций: визитная карточка, объявление, открытка.

2

2

Раздел 5.
Телекоммуникационные технологии.

27.

28.

29.

30.

Работа с браузером. Поиск информации в сети Интернет.

Средства создания и сопровождения сайта.

Работа с Конструктором сайтов.

Дифференцированный зачет.

2

2

2

2

ВСЕГО:

60 часов

См. продолжение работы