ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания по выполнению практических заданий разработаны в соответствии с рабочей программой и могут быть использованы как для проведения практических занятий (основных и факультативных), так и для индивидуального усовершенствования имеющихся навыков работы с компьютерными программными продуктами.
Представленные, в данных методических указаниях, практические задания направлены на формирование знаний и умений по дисциплине, а также достижения следующих результатов:
личностных:
- чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
- осознание своего места в информационном обществе;
- готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
- умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
- готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
метапредметных:
- умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
- использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- использование различных информационныхобъектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
- использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
- умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
- умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
- сформированность представлений о ролиинформации и информационных процессов в окружающем мире;
- владение навыками алгоритмическогомышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
- использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
- владение способами представления,хранения и обработки данных на компьютере;
- владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
- сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
- сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
- применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
Методические указания по выполнению практических заданий нацелены на освоение навыков практического применения знаний по информатике студентов, обучающихся по всем специальностям.
Методические указания по выполнению практических занятий содержат практические (обучающие и контролирующие) задания по применению ОС Windows, приложений Microsoft Office, таких как MS Word, MS Excel, MS Access, а также языка программирования Паскаль.
Общие указания по выполнению практических работ
- Практические работы выполняются после изучения теоретического материала соответствующих тем.
- Перед началом выполнения работы внимательно, вдумчиво прочитайте задание.
- После этого приступайте к выполнению практического задания в порядке, изложенном в тексте работы.
Выполнение каждой практической работы состоит из следующих этапов:
- самостоятельная подготовка студентов;
- выполнение практической работы;
- проверка результатов работы преподавателем.
Критерии оценки
- Оценка «5» выставляется за правильно выполненное задание в полном объеме за отведенное время.
- Оценка «4» выставляется либо за правильно выполненное задание в полном объеме, но с превышением установленного времени, либо за выполнение задания с небольшими ошибками за отведенное время.
- Оценка «3» выставляется при наличии существенных ошибок в выполненном задании.;
Инструкция по охране труда при проведении практических работ на персональных компьютерах.
В кабинете информатики находится дорогостоящая и требующая аккуратного обращения аппаратура.
Поэтому необходимо:
- бережно обращаться с техникой;
- спокойно, не торопясь входить в кабинет.
Строго воспрещается:
- трогать разъёмы соединительных кабелей;
- прикасаться к проводам и устройствам заземления;
- прикасаться к тыльной стороне монитора;
- включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя;
- вставлять посторонние предметы в дисководы, CD ROM;
- класть книги и тетради на монитор и клавиатуру;
- не двигать и не ударять включенные монитор и системный блок;
- работать во влажной одежде и влажными руками;
- есть и пить на рабочем месте;
- приходить в верхней одежде или приносить её с собой.
Перед началом работы:
- убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места;
- сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию;
- разместите на столе тетрадь, учебное пособие, так, чтобы они не мешали работе на компьютере;
- внимательно слушайте объяснение учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий.
Во время работы:
- плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;
- не пользуйтесь клавиатурой, если не включён компьютер;
- при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю;
- никогда не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
- не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
По окончании работы нужно:
- привести в порядок рабочее место;
- выключить компьютер.
ВЫ ОТВЕЧАЕТЕ ЗА СОСТОЯНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА И СОХРАННОСТЬ РАЗМЕЩЁННОГО НА НЁМ ОБОРУДОВАНИЯ!
Перечень практических работ
Раздел |
№ практической работы |
Наименование практической работы |
Кол-во часов |
Раздел 1.
|
1. |
Образовательные информационные ресурсы. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет. |
2 |
Раздел 2.
|
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. |
Представление чисел в ЭВМ. Работа с системами счисления с помощью ЭВМ. Знакомство со средой программирования PascalABC. Решение простых задач. Решение задач с ветвлением средствами языка Паскаль. Решение циклических задач средствами языка Паскаль. Решение задач с использованием одномерных массивов. Решение задач с использованием двумерных массивов. Связь одномерных и двумерных массивов с простыми типами. Составление программ с использованием типа "Запись". Решение задач с использованием записей. Решение задач с использованием различных конструкций. Решение задач различных видов. |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Раздел 3.
|
13. 14. 15. |
Работа с папками и документами в ОС Windows. Работа в локальной сети. Передача файлов по сети. Использование программ-архиваторов. |
2 2 2 |
Раздел 4.
|
16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. |
Редактирование текста в текстовом редакторе Word. Работа с таблицами в текстовом редакторе Word. Задание формул, проведение расчетов в электронной таблице Excel. Оформление и редактирование электронных таблиц. Решение математических задач средствами электронных таблиц Excel. Основные положения СУБД Ms Access. Работа с базами данных в СУБД Ms Access. Знакомство с программой создания презентаций MS PowerPoint. Подготовка и оформление слайдов для презентации. |
2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Раздел |
№ практической работы |
Наименование практической работы |
Кол-во часов |
25. 26. |
Знакомство с программой создания публикаций Ms Publisher. Создание публикаций: визитная карточка, объявление, открытка. |
2 2 |
|
Раздел 5.
|
27. 28. 29. 30. |
Работа с браузером. Поиск информации в сети Интернет. Средства создания и сопровождения сайта. Работа с Конструктором сайтов. Дифференцированный зачет. |
2 2 2 2 |
ВСЕГО: |
60 часов |