Работа с визуальными источниками на занятиях истории

Разделы: История и обществознание


При изучении такой дисциплины, как история, работа с визуальными источниками играет большую роль. Это связано с самыми различными факторами. Во-первых, увеличивается возможность реализации деятельностного подхода на занятиях, усиливается познавательный интерес у обучающихся. Во-вторых, оптимизируется работа с историческими понятиями, обучающиеся наглядно представляют предмет беседы и могут почувствовать «дух эпохи». В-третьих, во всей исторической науке сейчас наблюдается «визуальный поворот».

Визуальные источники, используемые на уроках истории, могут быть самыми разными: картины, рисунки, плакаты, фотографии, бытовые предметы. Современные компьютерные технологии позволяют активно включать в образовательный процесс изобразительные материалы, создавать авторские презентации, с учётом особенностей учебных групп. В учебной деятельности визуальные источники выступают носителями новых исторических знаний, иллюстрируя теоретический материал, они помогают при актуализации знаний, их закрепления и проверки. Варианты заданий могут быть самыми разными: от виртуальной экскурсии по городу или стране до использования источника в качестве аргумента в предложенной дискуссии, от установления типа источника до составления характеристики исторического деятеля. При изучении некоторых тем, например, темы «Культура, быт города и деревни», можно показать вещественные источники - ухват, серп, прялка, веретено, горшок, коллекцию денег и т.д. Важной функцией визуализации на занятиях истории является то, что она формируют эмоциональный компонент процесса обучения.

Методика использования наглядности является предметом внимания многих современных исследователей. В практике обучения на данный момент существуют три основные стратегии изучения визуальных источников, посвященных историческим событиям и (или) их участникам.

Первая стратегия - реконструкция исторических страниц прошлого на основе произведений искусства.Главным результатом работы с исторической информацией, запечатленной в произведениях искусства, становится конструирование в сознании обучающегося исторического образа. Вторая стратегия - изучение произведений искусства в контексте истории культуры. Внимание акцентируется на исторических условиях развития культуры, характеристике стилей, утвердившихся в ту или иную эпоху, а также на именах авторов и созданных ими произведений. Третья стратегия изучения произведений искусства предполагает анализ воплощенных в них авторских интерпретаций и оценок прошлого. В данном случае произведение искусства рассматривается либо как визуальный исторический источник («документ эпохи»), если автор был современником изображенных событий, либо как вариант историографического текста, при создании которого художник, скульптор, режиссер выступили в роли историков.

Т.В.Коваль при работе с визуальными источниками выделяет такие этапы, как идентификация, понимание, интерпретация, оценка.

На этапе идентификации обучащиеся определяют:

  1. Что это за источник?
  2. Кто его автор?
  3. Когда, где и в связи, с чем был создан источник?
  4. Какую цель ставил перед собой автор источника при его составлении?

Второй этап - понимание источника, подразумевает установление взаимосвязи между происходившими историческими событиями и степенью отражения их источником. Обучащимся важно понять:

  1. Какие важные исторические факты получили отражение в источнике?
  2. Был ли автор свидетелем происходивших событий?
  3. Каково отношение автора к изображенным событиям?

Третий этап - интерпретации источника, предполагает осознание целевых установок автора. Здесь необходимо выяснить:

  1. Какую цель ставил автор, создавая изображение?
  2. Какие приемы использовал автор, чтобы достичь своей цели? Насколько ему это удалось?

На четвертом этапе - оценке источника обучащимся должны ответить на вопросы:

  1. В чем ценность и ограниченность источника? (То есть, на какие исторические вопросы помогает ответить источник, на какие нет).
  2. Какова степень достоверности источника?
  3. Насколько полезен данный источник для историка?

Для отражения результатов работы с источником предлагается памятка-схема «Анализ источника».

  1. Что я узнаю из источника?
  2. О чем догадываюсь? Какие выводы делаю?
  3. О чем я не узнаю из источника?
  4. Какие вопросы встают передо мной?

В рамках развития критического мышления эффективной является методика В.В.Сухова, А.Ю.Морозова, Э.Н.Абдулаева.

Данная методика предполагает следующие виды деятельности на уроке истории:

  1. Конструирование «ленты времени» c использованием иллюстративного материала;
  2. Соотнесение произведений искусства изучаемой эпохи и карты;
  3. Сопоставление произведения искусства и исторического документа, определение противоречия;
  4. Формулирование на основе установленного противоречия учебной задачи урока (блока);
  5. Восстановление хронологической последовательности событий на основе анализа произведений искусства.

Методика использования визуальных исторических источников соответствует задачам современного образования, ориентированного на развитие личности обучащихся на основе освоения различных способов деятельности, помогает ученикам осваивать метапредметные умения работы с информацией, представленной в различных знаковых формах. При использовании таких источников обучающимся необходимо давать алгоритм работы с ними и продумывать творческие задания.

Примеры заданий.

Работа с карикатурами.

  1. Назовите период, к которому относятся данные карикатуры.
  2. В каких странах они появились?
  3. Какой исторический процесс, по вашему мнению, представлен в символической форме? Обоснуйте свою точку зрения.
  4. Какое отношение к событию хотят сформировать авторы?

Работа с фотографиями.

  1. Что происходит на фотографии? Какое событие изображено? Обоснуйте своё мнение.
  2. Какие объекты попали в объектив фотографа? Было ли это случайностью?
  3. Каким был замысел фотографа? Какие идеи он хотел донести до зрителя? Какие чувства вызвать?
  4. Насколько удалось автору воплотить свой замысел?
  5. Насколько достоверным является, на ваш взгляд, этот кадр?

Работа с вещественными источниками.

  1. Назовите данные предметы. Для чего они использовались?
  2. Опишите быт городских и сельских жителей к.19-н.20 вв.

Работа с картинами.

Используя картины И.Е.Репина, как исторический источник, опишите судьбу народничества.