Возраст обучающихся - 13-18 лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Направленность программы - технологическая.
Уровень программы - углубленный.
Цели и задачи Программы
Основной целью программы является создание благоприятных условий для творческого развития учащихся в области современных информационных технологий, повышения уровня их технической подготовки для поступления в профильные ИТ классы или инженерные классы (для учащихся 8-9 классов) и для реализации проектной деятельности учащихся ИТ и инженерных 10-11 классов, а так же для развития технологического направления внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Задачи, которые позволяет решить программа:
- развитие технического творчества молодежи;
- формирование навыка правильного выстраивания работы для создания реального продукта, стартапа;
- формирование навыков моделирования жизненного цикла изделия;
- формирование представления о возможностях современных технологий;
- формирование умения работать в команде по методологии разработки SCRUM;
- формирование понимания того, что каждый человек особенный и по-своему уникальный;
- обучение технике работы с разными технологичными устройствами на различных площадках;
- формирование умения видеть собственные ошибки и знать как их избежать или исправить;
- формирование навыков разработки бизнес-модели и работе с финансовой документацией для стартапов;
- формирование навыков презентации готового продукта.
Формы, режим занятий и срок реализации программы. Место в учебном плане
Занятия в рамках деятельности кружка по программе дополнительного образования «ПУСК» проводятся преимущественно в групповой форме с каждой из сформировавшихся эджайл групп. В каждой группе может быть от 3 до 7 участников кружка. Возможно выполнение индивидуального проекта или индивидуальное участие в олимпиаде, в этом случае осуществляется индивидуальное консультирование.
Так как в процессе формирования эджайл групп по решению конкретной задачи возможно объединение учащихся разных параллелей, целесообразно использовать дистанционные формы проведения групповых теоретических занятий для каждой из групп и очные занятия для практических занятий по работе со сложным технологичным оборудованием. Так как участники программы имеют различный уровень подготовленности, возможно взаимообучение между участниками с применением сетевого и электронного обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю 2 занятия по 45 минут или 2 раза в неделю по 45 минут (общая продолжительность 2 академических часа в неделю).
Программа реализуется в течение 1 учебного года и рассчитана на 76 учебных часов.
Новизна и актуальность программы
Существующая подготовка школьников в рамках базового курса информатики и в рамках спецкурсов не позволяет осуществить работу по созданию больших проектов на сложном оборудовании, так как они требуют значительного времени на разработку и реализацию. Например, для печати на 3D-принтере одной детали проекта, как правило требуется от 1 до 5 часов, что невозможно осуществить в рамках урока.
Актуальность программы определяется тем, что дополнительное ИТ-образование дает возможность осуществлять комплексное обучение с акцентом на профильную подготовку, которая позволяет подготовить востребованных в экономике специалистов, имеющих реальную практику командной работы над заданием заказчика и реализацию готового продукта с описанием возможности его реализации на рынке в качестве стартапа.
Предлагаемая программа является универсальной системой развития творческого технического потенциала учащихся. По мере реализации программы ребенок учится применять теоретические знания в практической деятельности в результате создания реального продукта для конкретного потребителя или заказчика. Каждый учащийся получает навык командной работы, а также пробовать себя в различных ролях (от аналитика или исполнителя до проджектменеджера) внутри эджайл группы. Группы формируются в процессе решения конкретной задачи, цель которой могут сформулировать сами школьники или партнеры-работодатели или организаторы конкурсов или олимпиад.
Отличительной особенностью программы является то, что дети различных возрастов и разного уровня подготовки имеют равные возможности овладеть необходимыми компетенциями. Содержание учебных тем регулируется интересами участников программы и перечнем выбранных ими конкурсов и направлений, поэтому корректируется ежегодно в процессе формирования эджайл групп. Поэтому срок реализации программы составляет 1 год, так как состав участников программы, их интересы и уровень подготовки изменяется ежегодно.
Особенностью кружка Пуск является создание индивидуальной траектории IT развития участников, разработанной ими в начале учебного года. Для реализации этого этапа работы кружка используется несколько онлайн-инструментов, каждый из которых выполняет свою функцию в выборе и создании траектории каждым участником или командой участников.
Содержание программы соответствует Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р в направлении реализации высокотехнологичных программ с применением новых технологий и образовательных форм, таких как сетевое, электронное, дистанционное обучение.
Результаты и формы подведения итогов
Результатом обучения является участие в конкурсных мероприятиях, включенных в рекомендуемый Департаментом образования и науки города Москвы перечень, а также городских и всероссийских олимпиад не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам. Создание цифрового портфолио ученика в рамках реализации программы развития школ в Москве «Стратегия-2025».
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принцип творчества: каждый ребенок может реализовать свои идеи, попробовать себя в новом амплуа и обрести знания в интересующей его области информационных технологий или менеджмента IT стартапов.
Принцип деятельностного подхода: через систему мероприятий: мозговой штурм, метод SCRUM, создание MVP версии продукта, анализ и апробация, проведение SWOT анализа, создание бизнес-модели предложения, презентация и заПУСК готового продукта - учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Принцип постоянного совершенствования и корректировки программы обучения: действие этого принципа обусловлено необходимостью учитывать изменения в обществе, развитие новых информационных технологий, приобретение нового оборудования, заключение соглашений с ВУЗами, участие в технологических конкурсах и мероприятиях, а также учитывать потребности детей и родителей.
Принцип доступности и индивидуализации: адаптация материала для каждого учащегося в соответствии с возрастом, уровнем подготовки и другими индивидуальными особенностями учащегося, возможность уделить внимание каждому ребенку благодаря небольшому количеству человек в группе. Для работы в минигруппах используются принципы agile мотодологии разработки Учащиеся могут организовывать или присоединяться к любой эджайл группе в течение учебного периода.
Принцип разновозрастного единства и преемственности: в группе занимаются учащиеся разных возрастов, что позволяет сплотить младших и старших школьников, а также реализация данной программы дает возможность выстраиванию диалога между учениками и педагогом в неформальной обстановке, таким образом ребенок может максимально проявить себя и реализовать собственные творческие технические и бизнес идеи.
Принцип комплексности, системности и последовательности: данная программа дополнительного образования напрямую связана с организацией внеучебной деятельности образовательного учреждения, является гибкой по отношению к запланированным общешкольным мероприятиям. По своему содержанию опирается на уже усвоенный материал на уроках информатики, математики, физики.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Раздел |
Задачи |
Результаты |
1 |
- Развитие технического творчества молодежи.
|
1. Реализация технологичных проектов.
|
2 |
- Формировать навык правильного выстраивания работы для создания реального продукта, стартапа.
|
|
3 |
- Формировать представления о возможностях современных технологий.
|
1. Понимание, что любой современный технологичный продукт - результат слаженной работы команды разных специалистов, каждый из которых отвечает как за свою задачу, так и за весь результат в целом.
|
4 |
- Обучить технике работы с разными технологичными устройствами на различных площадках.
|
|
5 |
- Формировать навык разработки бизнес-модели и работы с финансовой документацией для стартапов;
|
|
В процессе изучения каждого раздела курса «ПУСК» формируются следующие метапредметные результаты.
УУД
|
Результаты |
Познавательные УУД |
Умение самостоятельно получать новые знания и навыки, изучая доступный материал (наблюдение, подражание известным исполнителям; чтение специальной литературы).
|
Коммуникативные УУД |
Умение договариваться с окружающими людьми, выполняя различные задания в парах или группах, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Стратегия развития образования в Москве на период до 2025 года
- Постигая Agile. Ценности, принципы, методологии / Грин, Стеллман, 2015 2. Agile-менеджмент. Лидерство и управление командами / Ю. Аппело - «Альпина Диджитал», 2011
- Сазерленд, Джефф Scrum. Революционный метод управления проектами / Джефф Сазерленд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 288 c.
- Бейгул В.Н. Маркетирование высокотехнологичных стартапов / Дисс. на соиск. уч. степ. к.э.н., Санкт-Петербург, 2014. 159 с.
- Ваничева Е.А. Обоснование этапов жизненного цикла стартапа // Вопросы экономики и права. 2018. № 2(116). С. 48-51.
- Ваничева Е.А., Никифорова С.В. Особенности развития стартапов в Российской экономике // Современное научное знание. Материалы Международной научно-практической конференции 30 декабря 2015. Смоленск МНО Наукосфера. 2016. С. 109-112.
- Котлер Ф., Бес Ф.Т. Латеральный маркетинг: технология поиска революционных идей. М.: АП, 2010. 206 с.
- Лобанова Е.Н., Минасян В.Б., Паламарчук В.П. Финансовое обоснование стратегических решений в российских корпорациях. М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС. 2013. 516 с.
- Рис Э. Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. 3-е изд. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. 253 с.
- Совершаева С.В. Оценка результативности диджитал (цифровых) маркетинговых коммуникаций / Совершаева С.В. // Дисс. на соиск. уч. степ. к.э.н. Санкт-Петербург, 2014. 145 с.
- Тиль П., Мастерс Б. От нуля к единице: как создать стартап, который изменит будущее / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2015.
- Дизайн в цифровой среде - Дизайн-мышление Электронный ресурс https://tilda.education/courses/web-design/designthinking/