Дополнительная общеразвивающая программа «ПУСК»

Разделы: Информатика, Дополнительное образование

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: информатика


Возраст обучающихся - 13-18 лет.

Срок реализации программы - 1 год.

Направленность программы - технологическая.

Уровень программы - углубленный.

Цели и задачи Программы

Основной целью программы является создание благоприятных условий для творческого развития учащихся в области современных информационных технологий, повышения уровня их технической подготовки для поступления в профильные ИТ классы или инженерные классы (для учащихся 8-9 классов) и для реализации проектной деятельности учащихся ИТ и инженерных 10-11 классов, а так же для развития технологического направления внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Задачи, которые позволяет решить программа:

  • развитие технического творчества молодежи;
  • формирование навыка правильного выстраивания работы для создания реального продукта, стартапа;
  • формирование навыков моделирования жизненного цикла изделия;
  • формирование представления о возможностях современных технологий;
  • формирование умения работать в команде по методологии разработки SCRUM;
  • формирование понимания того, что каждый человек особенный и по-своему уникальный;
  • обучение технике работы с разными технологичными устройствами на различных площадках;
  • формирование умения видеть собственные ошибки и знать как их избежать или исправить;
  • формирование навыков разработки бизнес-модели и работе с финансовой документацией для стартапов;
  • формирование навыков презентации готового продукта.

Формы, режим занятий и срок реализации программы. Место в учебном плане

Занятия в рамках деятельности кружка по программе дополнительного образования «ПУСК» проводятся преимущественно в групповой форме с каждой из сформировавшихся эджайл групп. В каждой группе может быть от 3 до 7 участников кружка. Возможно выполнение индивидуального проекта или индивидуальное участие в олимпиаде, в этом случае осуществляется индивидуальное консультирование.

Так как в процессе формирования эджайл групп по решению конкретной задачи возможно объединение учащихся разных параллелей, целесообразно использовать дистанционные формы проведения групповых теоретических занятий для каждой из групп и очные занятия для практических занятий по работе со сложным технологичным оборудованием. Так как участники программы имеют различный уровень подготовленности, возможно взаимообучение между участниками с применением сетевого и электронного обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю 2 занятия по 45 минут или 2 раза в неделю по 45 минут (общая продолжительность 2 академических часа в неделю).

Программа реализуется в течение 1 учебного года и рассчитана на 76 учебных часов.

Новизна и актуальность программы

Существующая подготовка школьников в рамках базового курса информатики и в рамках спецкурсов не позволяет осуществить работу по созданию больших проектов на сложном оборудовании, так как они требуют значительного времени на разработку и реализацию. Например, для печати на 3D-принтере одной детали проекта, как правило требуется от 1 до 5 часов, что невозможно осуществить в рамках урока.

Актуальность программы определяется тем, что дополнительное ИТ-образование дает возможность осуществлять комплексное обучение с акцентом на профильную подготовку, которая позволяет подготовить востребованных в экономике специалистов, имеющих реальную практику командной работы над заданием заказчика и реализацию готового продукта с описанием возможности его реализации на рынке в качестве стартапа.

Предлагаемая программа является универсальной системой развития творческого технического потенциала учащихся. По мере реализации программы ребенок учится применять теоретические знания в практической деятельности в результате создания реального продукта для конкретного потребителя или заказчика. Каждый учащийся получает навык командной работы, а также пробовать себя в различных ролях (от аналитика или исполнителя до проджектменеджера) внутри эджайл группы. Группы формируются в процессе решения конкретной задачи, цель которой могут сформулировать сами школьники или партнеры-работодатели или организаторы конкурсов или олимпиад.

Отличительной особенностью программы является то, что дети различных возрастов и разного уровня подготовки имеют равные возможности овладеть необходимыми компетенциями. Содержание учебных тем регулируется интересами участников программы и перечнем выбранных ими конкурсов и направлений, поэтому корректируется ежегодно в процессе формирования эджайл групп. Поэтому срок реализации программы составляет 1 год, так как состав участников программы, их интересы и уровень подготовки изменяется ежегодно.

Особенностью кружка Пуск является создание индивидуальной траектории IT развития участников, разработанной ими в начале учебного года. Для реализации этого этапа работы кружка используется несколько онлайн-инструментов, каждый из которых выполняет свою функцию в выборе и создании траектории каждым участником или командой участников.

Содержание программы соответствует Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р в направлении реализации высокотехнологичных программ с применением новых технологий и образовательных форм, таких как сетевое, электронное, дистанционное обучение.

Результаты и формы подведения итогов

Результатом обучения является участие в конкурсных мероприятиях, включенных в рекомендуемый Департаментом образования и науки города Москвы перечень, а также городских и всероссийских олимпиад не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам. Создание цифрового портфолио ученика в рамках реализации программы развития школ в Москве «Стратегия-2025».

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Принцип творчества: каждый ребенок может реализовать свои идеи, попробовать себя в новом амплуа и обрести знания в интересующей его области информационных технологий или менеджмента IT стартапов.

Принцип деятельностного подхода: через систему мероприятий: мозговой штурм, метод SCRUM, создание MVP версии продукта, анализ и апробация, проведение SWOT анализа, создание бизнес-модели предложения, презентация и заПУСК готового продукта - учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Принцип постоянного совершенствования и корректировки программы обучения: действие этого принципа обусловлено необходимостью учитывать изменения в обществе, развитие новых информационных технологий, приобретение нового оборудования, заключение соглашений с ВУЗами, участие в технологических конкурсах и мероприятиях, а также учитывать потребности детей и родителей.

Принцип доступности и индивидуализации: адаптация материала для каждого учащегося в соответствии с возрастом, уровнем подготовки и другими индивидуальными особенностями учащегося, возможность уделить внимание каждому ребенку благодаря небольшому количеству человек в группе. Для работы в минигруппах используются принципы agile мотодологии разработки Учащиеся могут организовывать или присоединяться к любой эджайл группе в течение учебного периода.

Принцип разновозрастного единства и преемственности: в группе занимаются учащиеся разных возрастов, что позволяет сплотить младших и старших школьников, а также реализация данной программы дает возможность выстраиванию диалога между учениками и педагогом в неформальной обстановке, таким образом ребенок может максимально проявить себя и реализовать собственные творческие технические и бизнес идеи.

Принцип комплексности, системности и последовательности: данная программа дополнительного образования напрямую связана с организацией внеучебной деятельности образовательного учреждения, является гибкой по отношению к запланированным общешкольным мероприятиям. По своему содержанию опирается на уже усвоенный материал на уроках информатики, математики, физики.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Раздел

Задачи

Результаты

1

- Развитие технического творчества молодежи.
- Учить выбирать роль в проекте в соответствии с собственными знаниями, предпочтениями и возможностями.

1. Реализация технологичных проектов.
2. Работа над идеей проекта (мозговой штурм).
3. Умение формулировать предложение по технологии лифта.
4. Умение определять соответствие между целью и задачами и средствами реализации.
5. Умение планировать работу и распределять роли в команде.
6. Умение находить истинную причину решаемой проблемы
(Принцип 5 почему?)

2

- Формировать навык правильного выстраивания работы для создания реального продукта, стартапа.
- Формировать навык работы в команде.
- Формировать навык моделирования жизненного цикла изделия.

    Понимание значимости правильного выстраивания этапов работы над проектом.
  1. Знание видов жизненного цикла проекта и продукта
  2. Умение проецировать полученные знания на реализацию задач проекта.
  3. Умение выстраивать командную работу над общей идеей.
  4. Умение правильно распределять и отслеживать выполнение поставленных задач.

3

- Формировать представления о возможностях современных технологий.
- Формировать умения работать в команде по методологии разработки SCRUM.
- Формирование понимания того, что каждый человек особенный и по-своему уникальный.

1. Понимание, что любой современный технологичный продукт - результат слаженной работы команды разных специалистов, каждый из которых отвечает как за свою задачу, так и за весь результат в целом.
2. Понимание, что любая роль в проекте значима и необходимо выполнить ее качественно и в срок.
3. Умение правильно воспроизводить полученные знания для реализации задач проекта.
4. Умение распределять обязанности в соответствии с интересами и умениями членов команды.
5. Формирование навыка работы со SCRUM доской.

4

- Обучить технике работы с разными технологичными устройствами на различных площадках.
- Формировать умение видеть собственные ошибки и знать как их избежать или исправить.

    Умение работать с программными и техническими средствами для реализации проекта.
  1. Умение применять полученные знания для получения первичной версии продукта MVP.
  2. Понимание, что ни один продукт не может быть получен без первичной версии, ее апробации и доработки.
  3. Умение подобрать все составляющие элементы для целостного представления результата работы.
  4. Понимание, что каждый продукт имеет собственную целевую аудиторию, своего потребителя, и именно его мнение должно определять качество и функции конечного продукта.
  5. Формирование навыка работы с потребителем.

5

- Формировать навык разработки бизнес-модели и работы с финансовой документацией для стартапов;
- Формировать навык презентации готового продукта.

    Умение проводить SWOT анализ продукта.
  1. Умение подготавливать финансовые документы для реализации продукта.
  2. Умение работать с потенциальным работодателем или производителем продукта.
  3. Умение презентовать готовый продукт. Работа с партнерами и хейтерами.

В процессе изучения каждого раздела курса «ПУСК» формируются следующие метапредметные результаты.

УУД

Результаты

Познавательные УУД

Умение самостоятельно получать новые знания и навыки, изучая доступный материал (наблюдение, подражание известным исполнителям; чтение специальной литературы).
Умение обрабатывать полученную информацию, пробуя упражнения на практике.
Умение определять причины явлений, событий и знать как их решить.
Умение делать выводы на основе обобщения полученных знаний.

Коммуникативные УУД

Умение договариваться с окружающими людьми, выполняя различные задания в парах или группах, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её.

Приложение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Стратегия развития образования в Москве на период до 2025 года
  2. Постигая Agile. Ценности, принципы, методологии / Грин, Стеллман, 2015 2. Agile-менеджмент. Лидерство и управление командами / Ю. Аппело - «Альпина Диджитал», 2011
  3. Сазерленд, Джефф Scrum. Революционный метод управления проектами / Джефф Сазерленд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 288 c.
  4. Бейгул В.Н. Маркетирование высокотехнологичных стартапов / Дисс. на соиск. уч. степ. к.э.н., Санкт-Петербург, 2014. 159 с.
  5. Ваничева Е.А. Обоснование этапов жизненного цикла стартапа // Вопросы экономики и права. 2018. № 2(116). С. 48-51.
  6. Ваничева Е.А., Никифорова С.В. Особенности развития стартапов в Российской экономике // Современное научное знание. Материалы Международной научно-практической конференции 30 декабря 2015. Смоленск МНО Наукосфера. 2016. С. 109-112.
  7. Котлер Ф., Бес Ф.Т. Латеральный маркетинг: технология поиска революционных идей. М.: АП, 2010. 206 с.
  8. Лобанова Е.Н., Минасян В.Б., Паламарчук В.П. Финансовое обоснование стратегических решений в российских корпорациях. М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС. 2013. 516 с.
  9. Рис Э. Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. 3-е изд. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. 253 с.
  10. Совершаева С.В. Оценка результативности диджитал (цифровых) маркетинговых коммуникаций / Совершаева С.В. // Дисс. на соиск. уч. степ. к.э.н. Санкт-Петербург, 2014. 145 с.
  11. Тиль П., Мастерс Б. От нуля к единице: как создать стартап, который изменит будущее / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2015.
  12. Дизайн в цифровой среде - Дизайн-мышление Электронный ресурс https://tilda.education/courses/web-design/designthinking/