Цели:
- закрепить названия и содержание произведений К.И.Чуковского, с детьми;
- уметь определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям;
- сформировать умение свободно общаться с детьми;
- закрепить умения детей читать наизусть стихотворения;
- воспитывать у детей интерес к художественной литературе.
Оборудование: магнитная лента, на которую крепится портрет К.И.Чуковского, иллюстрации к произведениям, к сказкам, макет «Чудо-дерево» с разрезными картинки по сказкам, коробка с книжками, самовар, сладости, костюм для Мухи-Цокотухи и доктора Айболита.
Предварительная работа: чтение, слушание сказок К.И.Чуковского.
Методы: наглядный метод, словесный метод, игровой метод.
Ход занятия
Воспитатель - Здравствуйте, дети, а вы любите сказки? Я предлагаю, вам сегодня отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки К.И.Чуковского. Какие сказки Чуковского вам известны?
Дети - «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «доктор Айболит», «Чудо-дерево».
Воспитатель - Правильно. (далее читает стих)
В гости дедушка Корней
Пригласить рад всех детей
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
И кто любит их читать.
- Детки, хотите мы отправимся в путешествие по сказкам Чуковского?
Дети: Да.
Воспитатель Тогда отправляемся! (Воспитатель подводит детей к «Чудо-дереву», на котором прикреплены иллюстрации к сказкам К.И. Чуковского).
Воспитатель
А у наших ворот
Чудо-дерево растет
Чудо расчудесное.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А веселые картинки.
(Воспитатель показывает детям иллюстрации к сказкам и предлагает назвать, каким сказкам они соответствуют)
Воспитатель - А почему вы любите слушать, читать сказки? Чему нас учат сказки?
Дети - Потому что они учат нас быть добрее, правдивее, учат радоваться и веселится.
Воспитатель - Ребята, давайте вспомним и назовем правила обращения с книгой. Итак, какие же правила вам известны? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что вы умеете правильно обращаться с книгой. А вы знаете, что книги любят тишину - это одно из главных правил, которое надо запомнить.
Дети: Да.
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто-то под деревом оставил для нас коробочку. Хотите узнать, что в ней? Заглянем в нее?
Посмотрите, в коробке книжки К.И.Чуковского, я буду вам читать отрывки из сказок, а вы постараетесь их отгадать.
- Убежало одеяло,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
(Мойдодыр)
- Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
(Тараканище)- Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята, Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
(Путаница)
Воспитатель - детки, какие же вы молодцы, как вы хорошо знаете сказки К.И.Чуковского.
А теперь давайте присядем и поговорим о самом авторе. (Воспитатель начинает рассказ)
Корней Иванович Чуковский был добрым и жизнерадостным человеком. Родился он 1 апреля, а, как известно, этот день, считается днем шуток, веселья и смеха. Корней Иванович жил в те времена, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас. У него было 4 детей: две дочери и два сына. Он часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними в море, катал их на лодке, строил вместе с ребятишками сказочные замки из песка. Жили они весело, были дружной семьей. Чуковский очень любил своих детей. Но однажды в их семье случилось несчастье. Один из его сыновей тяжело заболел. У него поднялась высокая температура, сильно болела голова. Маленький мальчик ничего не ел, не мог уснуть, а только плакал. Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку.
Сказка понравилась ребенку, он внимательно ее слушал, и наконец, перестал плакать, уснул, и уже скоро и вовсе выздоровел. После этого происшествия К.И.Чуковский стал сочинять сказки. Он придумал много сказок, которые хорошо знакомы и любимы и детьми и взрослыми.
Воспитатель - А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в небольшой викторине, по произведениям Чуковского, внимательно слушайте задания и постарайтесь дать правильный ответ:
- Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? (Бармалей)
- В каком произведении посуда убежала от хозяйки? (Федорино горе)
- На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище» (На трамвайчике)
- Почему у цапель разболелись животики, и почему они просили прислать им капли, в стихотворении «Телефон» (Они объелись лягушками).
Воспитатель - А сейчас мы поиграем с вами в игру, закончи стихотворение…
«Добрый доктор…(Айболит)!
Он под деревом…(сидит)
Приходи к нему лечиться
И корова, и…(волчица)
И жучок, и…(червячок)
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый…(доктор Айболит)
(Под музыкальное сопровождение входит доктор Айболит).
Доктор Айболит - Здравствуйте, ребята. Вы меня звали? Кто-то заболел? Вас полечить?
Воспитатель: Нет, добрый доктор Айболит. Наши детки здоровы, и лечить их не надо.
Доктор Айболит - Ну, тогда встаньте и покажите мне какие же вы крепкие, сильные, умелые.
Разминка:
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит
Не болят у нас животики (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем (приседают)
Как орлы летим, парим (машут руками)
Во все стороны глядим.
Где же Африка - страна? (глядят из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем (поскоки на месте)
Как веселый, звонкий мячик,
Дружно к бедным страусятам
По густой траве шагать.
Вам мы помощь оказали (показывают, какие сильные)
Сами сильными мы стали.
Доктор Айболит - Я вижу, какие вы сильные и крепкие. А теперь хочу посмотреть, какие вы сообразительные. Мне нужна ваша помощь. У меня конвертики в которых спрятаны картинки к сказкам Чуковского, но я что-то запутался и никак не могу собрать их в целое. Вы мне не поможете?
Дети - поможем, поможем!
Игра «Собери картинку»
Дети собирают картинку и называют сказку
Айболит показывает иллюстрацию из сказки «Муха-Цокотуха».
Доктор Айболит - А кто главная героиня этой сказки?
Дети: Муха-Цокотуха
Доктор Айболит - А хотите, чтобы она пришла к нам в гости прям с картинки? Закрывайте глаза и повторяйте за мной: «1, 2 ,3, Муха-Цокотуха приходи!» (Звучит музыка и ребёнка превращаем в Муху-Цокотуху, одеваем крылья и усы. С окончанием музыки дети открывают глаза).
- Ребята, а вот и наша Муха-Цокотуха.
Муха-Цокотуха
Я - Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Я ходила на базар
Я купила самовар.
Угощу друзей чайком,
Пусть приходят вечерком.
У меня для гостей
Много вкусных сластей!
Воспитатель - Спасибо тебе Муха-Цокотуха за приглашение. Корней Иванович очень любил детей, часто приходил в детские сады, чтобы почитать свои веселые стихи и сказки, и попить чаю с ребятами.
(Дети рассаживаются и приглашают всех на чаепитие)
Список использованной литературы
- Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: учебно-методическое пособие для педагогов и родителей / Т.А.Куликовская;
- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2013;
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 224 с.