Цель: Воспитание патриотизма и гражданственности на основе знаний о событиях ВОВ.
Программные задачи:
Образовательные:
- Расширять знания у детей о событиях Великой Отечественной войны
- 1941-1945 гг., о героическом прошлом народа;
- Дать детям понятие о значимости Дня Победы.
- Совершенствовать умения решать арифметические примеры и математические задачи.
- Закреплять умения ориентироваться в пространстве.
- Совершенствовать навыки порядкового и количественного счета и закреплять знания последовательности цифр в натуральном ряду.
Развивающие:
- Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны;
- Развивать у детей способность сопереживать другим людям;
- Развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать и анализировать музыкальное произведение;
- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать активное участие в диалоге с воспитателем;
- Обогатить словарь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к памяти воинов - победителей, к традиции преемственности поколений;
- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них;
- Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.
Предварительная работа:
- Выставка книг о ВОВ, рисунков;
- чтение художественных произведений о ВОВ;
- рассматривание фотографий родственников воспитанников, принимавших участие в ВОВ;
- создание книги памяти: «Пока мы помним прошлое - у нас есть будущее!»;
- выпуск плаката: «Бессмертный полк»;
- изготовление летбука «По военным дорогам к великой Победе», экскурсия в Музей Победы.
ХОД НОД
Воспитатель 1: Ребята, какое сегодня прекрасное утро! К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Я вижу у вас хорошее настроение. Приглашаю вас всех в круг. Покажите мне свои ладошки. Потрите их. Что вы чувствуете?
Ответы детей: Тепло.
Воспитатель 1: Это тепло ваших добрых сердец и душ. Давайте передадим тепло друг другу. Возьмём друг друга за руки. А теперь закройте глаза, мы послушаем звуки за окном.
ВКЛЮЧИТЬ ЗВУКИ «МИРНОЙ ТИШИНЫ»
Воспитатель 1: Ребята, открывайте глаза. Что вы сейчас услышали?
Ответы детей: Птицы поют, ветер шумит, машина проехала, люди разговаривают, чьи-то шаги, весёлый смех.
Воспитатель 1: Это хорошие, мирные звуки. А теперь послушайте другие звуки.
ВКЛЮЧИТЬ ЗВУКИ «ВОЙНЫ»
Воспитатель 1: Ребята, как вы думаете, что это за звуки?
Ответы детей: Звуки выстрелов, рёв танков, плач детей, гул самолётов, взрываются снаряды.
Воспитатель 1: В наше мирное время слышны такие звуки? Как вы думаете, когда раздаются такие звуки?
Ответы детей: Когда война, когда сражаются, когда больно и страшно.
Воспитатель 1: Вы правы это всё страшные звуки войны. Но они остались в далёком прошлом. Уже много лет, как закончилась Великая Отечественная
война.
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ - ЗВОНОК ТЕЛЕФОНА
(Воспитатель 1 выходит в раздевалку)
Воспитатель 2: Путь к победе был долгим и трудным. Но наш народ выстоял, одолел врага и одержал Победу. Об этом нам расскажут Мартин и Даня. (Выходят вперёд и рассказывают стихотворение)
(Заходит Воспитатель 1 с посылкой)
Воспитатель 1: Ребята, посмотрите, что мне сейчас передал наш охранник. Это посылка. Давайте её рассмотрим. (Воспитатель вместе с детьми рассматривают посылку.)
Воспитатель 1: Ребята, попробуем прочитать адрес, который указан на посылке. И от кого она пришла. Может курьер с почты ошибся и эта посылка не нам?
(Дети вместе с воспитателем читают надписи на посылке.)
КОМУ: Воспитанникам детского сада, живущим в 2021 году. Город Москва.
ОТ КОГО: 28415.
Воспитатель 1: Ребята, как вы считаете можем мы открыть эту посылку?
Ответы детей: Да.
Воспитатель 1: Да, вы правы: мы с вами живём в Москве. Сейчас 2021 год. И вы воспитанники д/сада.
(Воспитатель вместе с детьми открывает посылку, достаёт сначала письмо - «треугольник» и показывает детям.)
Воспитатель 1: Ребята, что это?
Ответы детей: Это фронтовое письмо.
Воспитатель 1: Правильно. Давайте его прочитаем.
ТЕКСТ ПИСЬМА
«Дорогие ребята!
Война - это самое страшное событие на свете. Мы, Солдаты Великой Отечественной войны, как могли, приближали этот день Победы! Мы очень хотели, чтобы вы жили в мире! Будьте сильными, смелыми, храбрыми, защищайте свою Родину, не забывайте о погибших героях, не забывайте великих подвигов, которые совершили солдаты, сражаясь за Родину, за ваше счастливое детство!»
Экипаж танка «Гвардия» 2-го танкового батальона.
Воспитатель 1: А ещё здесь фотография, зашифрованная карта, какая-то шифровка и конверты с заданиями.
(Воспитатель крепит карту с заданиями на доску)
Воспитатель 2: Ребята, вы готовы к трудностям и опасностям.
Ответы детей: Готовы!
Воспитатель 2: Тогда отправляемся в путь. А в конце нашего маршрута мы сможем отгадать зашифрованное слово. Давайте рассмотрим карту. Буквами«НМ» - обозначено начало маршрута - это наш Д/сад. И первый пункт нашего маршрута «Колесо истории».
(Воспитатель берёт конверт с №1 и вытаскивает карточки с заданиями)
Воспитатель 2: Для выполнения задания, встаньте все, пожалуйста, в круг.
Упражнение-игра «Колесо истории»
Воспитатель 2: Ребята, посмотрите в конверте карточки с цифрами. Кто мне ответит, что эти цифры обозначают?
Ответы детей: Годы.
Воспитатель 2: Правильно, это годы Великой Отечественной Войны. Помогите мне правильно их расставить на доске.
«1941» «1942» «1943» «1944» «1945»
Воспитатель 2: Всё верно! 1941 - это год начала ВОВ. Фашистская Германия без предупреждения напала на нашу страну. 1945 - год окончания ВОВ. Мы разгромили фашистских захватчиков. И одержал Великую Победу!
Воспитатель 2: Молодцы! С этим заданием вы справились. Следующее испытание требует внимательности и чёткого ответа. Отвечает только тот кому я в руки даю такой нужный предмет как - фляга для воды. Готовы?
Ответы детей: Готовы!
Воспитатель 2 задает вопросы:
- Что длиннее 1 год или 5 лет?
- Что короче 1 месяц или 1 год?
- Что длиннее 1 год или 12 месяцев?
- Что дольше 1 месяц или 1 неделя?
- Что длиннее 1 день или 1 неделя?
- Война началась 22 июня. Какое это время года?
- Война закончилась 9 мая. Какое это время года?
- Что короче 7 дней или 1 неделя?
- Что длиннее 1 неделя или 10 дней?
Воспитатель 2: Молодцы! И с этим заданием вы справились. Получите первую букву «Б» зашифрованного слова. Ребята мы свами отправляемся по военным дорогам дальше в путь. Вы готовы?
Ответы детей: Готовы!
Воспитатель 1: А я думаю, нет. Если мы с вами будем идти пешком по маршруту этой карты, то очень много потребуется времени. Нам нужно выбрать транспорт на котором мы с вами отправимся дальше.
Пункт №2 - «В путь на …».
Воспитатель 1: Садитесь пожалуйста за столы. (Воспитатель берёт конверт с №2 и вытаскивает карточку с заданием)
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «ТАНК»
Дети садятся за столы и выполняют графический диктант. Приложение 1
Воспитатель 1: На каком же военном транспорте мы отправимся с вами дальше в путь?
Ответы детей: На танке!
Воспитатель 1: Молодцы! И с этим заданием вы справились. Получите следующую букву «О» зашифрованного слова. Продолжаем путь дальше.
Пункт №3 - «Донесение разведки».
(Воспитатель берёт конверт с №3, вытаскивает карточки с заданиями и читает)
Воспитатель 1: Я читаю донесения, а вы ответы на вопросы показываете карточкой.
ДОНЕСЕНИЕ 1. Было 9 вражеских танков. Наша доблестная авиация подбила 5 танков. Сколько танков у врага осталось?
ДОНЕСЕНИЕ 2. Для обороны деревни «Масловка» надо 6 танков и 2 БТР. Сколько всего единиц боевой техники необходимо для защиты деревни
«Масловка»?
ДОНЕСЕНИЕ 3. В бою участвовало 7 единиц военной техники. Из них 4 единиц -боевые машины пехоты, остальные танки. Сколько танков участвуют в бою?
ДОНЕСЕНИЕ 4. Для освобождения от фашистских захватчиков населённого пункта «Обухово» участвовало 3 штурмовика и 2 бомбардировщика. Сколько всего единиц боевой техники участвовало в освобождении населённого пункта «Обухово»?
ДОНЕСЕНИЕ 5. Наши разведчики захватили в плен 1 немецкого генерала и 9 солдат охраны. Сколько всего немцев попало в плен?
Воспитатель 1: Молодцы! И это испытание вы прошли успешно. Получите следующую букву «А» зашифрованного слова.
Пункт «П» - «Привал»
Воспитатель 2: Ребята, путь наш долгий, трудный. Предлагаю сделать привал и размяться. Выходите все на ковёр. Я предлагаю вам превратиться в военных лётчиков и поиграть в игру «Самолёт».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «САМОЛЁТ»
Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)
Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите. (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место приземлись! (Сели на «корточки».)
Воспитатель 2: Ребята, вы готовы следовать дальше по нашему маршруту на карте.
Ответы детей: Готовы!
Пункт №4 - «Минное поле»
Воспитатель 2: Осторожно, ребята! На нашем пути «Минное поле». Чтобы идти дальше нам надо его «разминировать». Мы с вами будем сапёрами. От вас требуется внимательность и тишина. Предлагаю пройти на свои места, вооружиться красным фломастером. По моей команде находим координаты «мины» и зачёркиваем её. Так мы с вами её разминируем. Приложение 2
КОМАНДЫ: Г - 5; А - 1; Б - 4; Д - 3; В - 2
Воспитатель 2: Молодцы! И это испытание вы прошли успешно. Получите следующую букву «Е» зашифрованного слова.
Воспитатель 1: Долгий, трудный путь вёл к Победе. На защиту нашей Родины встал весь народ «от мала до велика». Дети тоже как могли приближали Победу: трудились в тылу и наравне со взрослыми боролись с врагом, вступали в партизанские отряды, ходили в разведку, подрывали на железной дороге вражеские поезда, груженные пушками, танками, зенитными орудиями. Дети 11-14 лет проявляли исключительную смелость, находчивость. Многие из них награждены орденами и медалями, некоторым присвоено звание Героя Советского Союза. И следующий пункт нашего маршрута:
Пункт №5 - «Юные герои ВОВ»
Воспитатель 2: Садитесь пожалуйста за столы. Давайте расшифруем имена юных героев. Каждой букве соответствует цифра. Вам надо вместо цифры поставить букву и записать в пустую клеточку. Вы будете работать в паре. Договоритесь, кто из вас будет писать буквы. Кто выполнит задание - поднимите руку в вверх. Начинаем по команде: «Три, два, один! Начали!» (Приложение. Карточки «Юные герои ВОВ»)
Воспитатель 2: Молодцы! И это испытание вы прошли успешно. Получите следующую букву «П» зашифрованного слова. А теперь давайте рассмотрим портреты юных героев ВОВ. Мы с вами со многими из них знакомы, читали про их подвиги. Про других ещё будем читать.
(Воспитатели: № 2 вместе с детьми рассматривают портреты юных героев ВОВ; №1 на столах раскладывает гвоздики для следующего задания и для аппликации)
Пункт №6 - «Гвоздика - символ стойкости»
Воспитатель 1: Вот и настала долгожданная Победа. Каждый год 9 мая мы поздравляем с Днём Победы наших ветеранов. Дарим им гвоздики, как символ стойкости. Ребята, чтобы выполнить последние испытание, нам надо сесть за столы.
Воспитатель 1: Вам требуется правильно собрать гвоздику. На основание цветка находиться цифра, а на лепестках написаны примеры. Вам необходимо подобрать лепестки так, чтобы ответ при решении этих примеров совпал с цифрой на основание цветка. Проверьте друг друга. Кто выполнит задание, встаньте и поднимите вверх гвоздику.
Воспитатель 1: Молодцы! И это испытание вы прошли успешно. Получите последнюю букву «Д» зашифрованного слова. А теперь давайте попробуем разгадать наш шифр. У нас есть подсказка. Приложение 4
5 |
2 |
1 |
4 |
6 |
3 |
П |
О |
Б |
Е |
Д |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Б |
О |
А |
Е |
П |
Д |
(Дети с места, а воспитатель на доске)
Воспитатель 1: Молодцы! ПОБЕДА - это важное слово для всех. В этом году 9 мая мы будем праздновать 75-летие Великой Победы. Давайте сделаем своими руками поздравительную открытку для ветеранов ВОВ в виде фронтового письма - треугольника. Но сначала подготовим наши
пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)
Защитят свою страну (руки соединить между собой)
Пограничник, вертолётчик, (сгибаем пальцы)
Врач военный и танкист
А ещё десантник, летчик
Снайпер и артиллерист.
Оригами с элементами аппликации «Письмо ветерану»
(Дети сидят за столами, воспитатель показывает образец и объясняет, как сделать)
Воспитатель 2: Ребята, на вашем столе лежит лист с напечатанным письмом для ветерана. Сейчас я прочитаю, что там написано. (Читает.) Его мы должны сложить в треугольник, чтобы получилось фронтовое письмо. Затем его надо украсить георгиевской лентой, цветами и подписать от кого. Ребята, а какие цвета на георгиевской ленте? И что они обозначают? Приложение 5
Ответы детей: Чёрный - дым, а оранжевый - огонь.
Воспитатель 2: Ребята, посмотрите, какие получились у вас замечательные письма. Ветеранам ВОВ обязательно понравятся.
Итог
Воспитатель 1: Вот и закончилось наше путешествие «По военным дорогам к Великой Победе». Я предлагаю вам выбрать один из квадратиков и прикрепить его на доску:
- зелёный квадратик - если вам было интересно и вы ещё хотите отправиться в путешествие;
- синий квадратик - если вам что-то было непонятно и трудно выполнить;
- красный квадратик - если вам было скучно и неинтересно.