Цели:
- познакомить детей с культурой, бытом, растительным и животным мирам Китая.
- расширять и систематизировать представления детей о свойствах бумаги, разных ее видах и качествах.
Задачи: Образовательные:
- развивать исследовательские навыки детей: умение выдвигать гипотезы, наблюдать и анализировать объект, сопоставлять различные факты, делать выводы.
- познакомить детей с историей возникновения бумаги и технологией её производства в современном мире.
Развивающие:
- продолжать формировать представление о том, что такое географическая карта, находить на ней Российскую федерацию и Китай.
- формировать представления о культуре и быте Китая.
- узнать интересные факты о бумаге.
Воспитательные:
- формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру и природе.
Предварительная работа: украшение зала к приезду гостьи, оформление альбома «Этапы изготовления бумаги», матрешка в технике Папье-Маше.
Оборудование и материалы: атрибутов для танцев из использованной бумаги (для девочек -веера, для мальчиков - дракончики), листы зеленой бумаги формата А4 по количеству детей.
Методы и приёмы: Наглядно-слуховые, звуковые и шумовые эффекты, словесные (загадки, объяснение, практические (игровые и оригами).
Вводная часть
Во время утреннего круга у одного из воспитателей раздаётся телефонный звонок. Он говорит детям, что ей позвонила Синьхуа (мама детей из Китая) и сказала, что она уже приехала и ждет у входа. Второй воспитатель вызывается встретить её у охраны и проводить в группу. (Выходит, «встречает»). В это время воспитатель проговаривает с детьми как они встретят Синьхуа: поздороваются, скажут, что очень рады видеть её у нас в гостях и т.д.
В группу заходит Синьхуа с воспитателем. Все здороваются, обмениваются культурным приветствием, и дети приглашают Синьхуа пройти с ними в музыкальный зал, где всё готово для встречи долгожданного гостя!
Основная часть
(Все входят в зал, дети говорят о том, что это они украшали зал в китайском стиле). Синьхуа рассматривает украшенный зал и обращает внимание на карту мира. Просит детей подойти к ней и показать на карте, где находится Китай. Дети с лёгкостью исполняют просьбу.
Далее гостья обращает внимание на картины с национальной одеждой. Спрашивает, как она называется. (Дети рассказывают Синьхуа про ханьфу)
Синьхуа: Вижу, что вы много узнали о Китае. А знаете ли вы флаг нашей страны? (ответы детей). А я сейчас проверю! (выкладывает 4 картинки с флагами на доске и просит детей назвать под каким номером находится флаг Китая).
А ещё я вижу у вас картинку китайской стены. Расскажите, что вы про неё узнали?! (Дети рассказывают о китайской стене).
Синьхуа: Мои дети очень любят отгадывать загадки. А вы любите? (ответы детей) Тогда я вам загадаю загадки, которые тоже относятся к нашей стране и являются нашей гордостью.
1. Кто в тканях знает толк, тот любит натуральный (шёлк).
Правильно, шёлк. Именно в Китае изобрели шёлк!
2. Гость пришёл - его встречай, и подай китайский (чай).
Верно, чай. В Китае существуют целые чайные церемонии!
3. Он кормилец на Востоке, с давних пор в полях растёт.
Злак зелёный и высокий, белое зерно даёт.
У него такой каприз: очень любит воду (рис).
Действительно, рис! В Китае растёт более 10 000 сортов риса!
Вы, наверное, знаете, что делают из риса и сырой рыбы? (дети отвечают - суши, роллы).
Суши - японское блюдо, но в Китае его тоже любят и с удовольствием едят! А мои дети любят играть в игру «Ловкий сушист». И я привезла её, чтобы тоже с вами поиграть!
Игра «Ловкий сушист»
Воспитатель: Очень весёлая игра! Спасибо! Синьхуа, нам с ребятами было очень интересно знакомиться с вашей страной. И мы ещё хотели бы узнать, почему в Китае так почитают дракона? Расскажите нам, пожалуйста, а мы присядем и послушаем! (дети садятся на стульчики)
Синьхуа (рассказ сопровождается показом картин): В китайской мифологии такое существо, как дракон - символ могущества, мудрости, величия и божественной силы. Он обладает огромной энергией и управляет любыми явлениями природы: водой, воздухом, огнём. Для народа Китая является предметом поклонения и культа. Дракон на китайском - иероглиф. Знак «Дракон» - символ удачи. Если повесить изображение со значком дракона на стену, то в доме будет царить мир и благополучие.
С символом животного связано очень многое. Всем известен обряд «танцев с драконом». Ритуал направлен на то, чтобы задобрить сущность и попросить у него добра и счастья.
Воспитатель: Спасибо, уважаемая Синьхуа. Наши мальчики сделали драконов, и приготовили танец. А теперь мы ещё знаем, что этот танец принесёт всем добро, удачу и счастье!
Мальчики исполняют «ТАНЕЦ С ДРАКОНАМИ»
Синьхуа: Прекрасный танец, спасибо! Я очень удивлена тому, как вы прониклись нашей культурой!
Воспитатель: Синьхуа! Значит Дракон - это волшебная, магическая сущность, о которой, наверное, складывалось множество мифов и легенд?! Люди верили в них, так же как и верили в силу необыкновенного существа?
Синьхуа: Да, про драконов ходит много легенд. Но у нашей семьи есть самая любимая. Мои дети знали, что вы спросите меня об этом, и передали вам картину, на которой она написана. Я вам ее прочитаю: (Звучит тихая фоновая музыка, под которую гостья рассказывает детям легенду)
«Легенда о жемчужине»
Эта история о бедной крестьянке и ее сыне. Однажды, когда мальчик шёл за водой, он остановился, чтобы набрать козе травы. Позже, паренёк заметил, что на этом лугу всегда трава зелёная и сочная. Он решил взять частичку полянки и посадить у себя на огороде. Откапывая почву, мальчик нашёл жемчужину, которою принес домой и спрятал в кувшин с рисом. Участок выкопанной земли не стал плодоносить, и трава на огороде не стала расти лучше. Но случилось нечто другое: кувшин, в который положили жемчужину доверху наполнился рисом! Бедная женщина не поняла, что за чудо произошло в тот момент. Тогда, мальчик засунул руку в сосуд и вытащил оттуда жемчуг. Этот феномен не остался в секрете и скоро к женщине в дом нагрянул местный староста, чтобы изъять драгоценность. Парень в надежде спрятать, сунул жемчужину в рот. Тогда-то и произошло невероятное - мальчик превратился в крылатого, огненного зверя! В его драконьих глазах блестели молнии, а за спиной виднелись крылья. Существо ринулось в воду и исчезло там. Так появился единственный обладатель жемчужины и ее хранитель.
Синьхуа: Я вам дарю на память нашу легенду. Храните её и вспоминайте нас!
А теперь скажите, друзья, а что же является главным изобретением, которое прославило Китай? (дети овечают - бумага). Да!!!! Я ведь именно за этим сюда и приехала! (говорит серьёзно) Надеюсь, вам удалось помочь моим детям, и вы узнали, как и из чего изготавливали бумагу в Древнем Китае! (Дети рассказывают Синьхуа об этапах изготавления бумаги. Также говорят, что теперь берегут бумагу и зря не выбрасывают, делая из неё различные поделки).
Воспитатель: Синьхуа, посмотрите, девочки сделали из использованной бумаги китайские веера, и даже танец с ними выучили!
Танец девочек С ВЕЕРАМИ
Заключительная часть
Воспитатель: А ещё, мы сделали с ребятами подарок из бумаги в технике папье - машье - русскую матрёшку, и хотим подарить вашей семье! (дарят матрёшку)
Синьхуа: Благодарю вас, дорогие друзья! И за прекрасный танец с веерами, и за подарок! Я очень рада, что я приехала к вам в гости и увидела, насколько наша страна интересна и хорошо вами изучена! А в благодарность вам от меня будет сувенир - один из символов долголетия, но вы его должны сделать сами!
Воспитатель: Для этого нам нужно вернуться в нашу группу!
(Все выходят из зала. Отправляются в группу. Рассаживаются за столы).
Проводится мастер-класс по изготовлению ЧЕРЕПАШКИ.
Синьхуа говорит: Ну что же, друзья! Пусть этот символ принесёт вам удачу, добро, благополучие и долголетие! (смотрит на часы) А мне пора отправляться в аэропорт! Думаю, что моим детям будет очень интересно узнать о моей поездке к вам. А я с ними обязательно изучу Россию, ведь у вас в стране тоже много интересного! До свидания! До новых встреч!
Список использованной источников
- «Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми» Логинова Лариса, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва. 2020.
- Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Бумага. - СПБ.: Речь; Образовательные проекты, 2009.
- Грицак Е., Ткач М. История вещей от древности до наших дней. Москва, «Рипол Классик», 2003.
- Интернет-ресурсы.