Путешествие по народным промыслам

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: народные промыслы


Цель:

  • закрепить и повторить знания детей о народных промыслах в России;
  • развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству русского народа;
  • формировать знания и умения различать стили декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента; воспитывать чувство гордости за свой народ.

Задачи:

  • Закрепить знания о видах декоративно-прикладного искусства, о прекрасных творениях народных умельцев дымковской игрушки, хохломских изделий и гжельской посуды.
  • Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости Родине на основе изучения народных промыслов России.
  • Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детском творчестве.
  • Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

Материалы: презентация, ноутбук, загадки, дерево, выставка гжельской посуды дымковских игрушек, хохломской посуды, разноцветные конверты, краски гуашь, трафарет тарелки, кисточки, баночка с водой.

Ход занятия

В музыкальном зале организована выставка предметов декоративно-прикладного искусства (хохломская роспись, дымковская роспись, гжельская роспись).

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я пригласила вас сюда не просто так, мне пришло письмо с просьбой о помощи. И я решила, что именно вы сможете нам помочь.

Воспитатель: Давайте его послушаем.

Воспитатель включает аудиозапись сообщения.

Сообщение: Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу обратиться к вам за помощью. Я, мастер из знаменитого города Гжель, где расписывают сине-белую посуду. Злой волшебник похитил синюю краску, чтобы помешать празднику, для которого нам было велено расписать посуду, без нее мы не сможем расписать посуду и празднику не бывать. Помогите нам пожалуйста вернуть краску! Я отправил карту, которая должна вам помочь.

Воспитатель: Ну что ребята готовы отправиться в путешествие на поиски синей краски?

Дети: Да

Воспитатель: Показывает 1 слайд презентации с картой. Ребята посмотрите, а карта не простая. Она заколдованная. Наверное, это все проделки злого волшебника. Посмотрите тут есть какая-то подсказка.

Воспитатель: Включает аудиоподсказку на карте: Для того чтобы тучи рассеялись вам нужно найти все подсказки и справиться со всеми заданиями. Следующую подсказку вы найдете, если пройдете по стрелочкам вперед и отгадаете все загадки по порядку (Конверты: зеленый, жёлтый, красный).

Воспитатель: Ребята давайте с вами построимся паровозиком и под музыку отправимся за первой подсказкой.

Дети с воспитателем подходят к дереву. Воспитатель снимает с дерева первый ЗЕЛЕНЫЙ конверт и читает загадку:

У него четыре ножки
На него разложим ложки.
Ставим вазы, чашки, кружки.
Стулья для него подружки.
Украшает кухню, холл.
Что за мебель? Это…

Дети: Стол.

Воспитатель: Странная подсказка, давайте откроем следующий конверт может тогда мы сможем понять, где искать следующую подсказку.

Воспитатель берет ЖЕЛТЫЙ конверт и читает следующую загадку:

Бывает глубокой, бывает и мелкой,
А называется ………

Дети: Тарелкой.

Воспитатель: Правильно, давайте читать следующую загадку. Воспитатель снимает следующий конверт КРАСНОГО цвета. Читает загадку:

Посуда не простая, а точно - золотая!
С яркими узорчиками,
Ягодками и листочками.
Называется она……

Дети: Золотая Хохлома.

Воспитатель: Ребята на этом подсказки закончились давайте вспомним все ответы на загадки. И попробуем угадать где нам искать следующую подсказку.

Ответы детей: Стол, тарелка, золотая хохлома.

Воспитатель: Ребята, а давайте попробуем сложить все эти слова. Давайте посмотрим может быть наша подсказка спрятана в тарелке, которая расписана хохломской росписью и стоит на столе?

Воспитатель: Вызывает одного ребёнка чтобы он нашел подсказку. Ребёнок достает из тарелки бумажку и отдает воспитателю.

Воспитатель читает подсказку:

Вы думали так просто получите следующую подсказку. Это не подсказка, а задание, справившись с которым получите подсказку. Вам нужно ответить на мои вопросы:

  1. Ребята чем знаменито село Хохлома? Ответ: село Хохлома было торговым пунктом, где продавалась уникальная посуда с уникальной росписью, которую назвали Хохломская роспись.
  2. Назовите основные цвета хохломской росписи? Ответ: чёрный, золотой, красный, зелёный.
  3. Издавна в маленьких деревеньках делали и расписывали посуду. А почему хохлому называли золотой? Ответ: Посуду расписывали узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жары лак желтел, и посуда становилась, как золотая.
  4. Из какого материала сделана посуда? Ответ: Из дерева.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран одна тучка улетела, это значит, что мы справились с заданием и можем двигаться дальше. Воспитатель включает аудио подсказку на карте.

В которой говорится: «Чтобы, получить следующую подсказку я хочу, чтоб вы встали в круг и сыграли в игру, название которой вам предстоит угадать» Слушайте от меня загадку:

Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?

Дети: Дымковская игрушка.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте играть, в эту игру играли дымковские мастера.

Подвижная игра «Дымковские игрушки».

Звучит музыка. Дети в кругу. Воспитатель произносит «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, поводя плечиками, держа длинную воображаемую юбку. Воспитатель произносит «Конь!», «Музыкант!», «Птичка», «Водоноска» и т.д.

Воспитатель показывает слайды на экране. Просит одного ребёнка подойти к выставке дымковских игрушек. Ребёнок находит подсказку и отдает воспитателю.

Ребята, посмотрите еще одна тучка улетела, мы с вами все ближе и ближе к месту где спрятана краска.

Воспитатель читает подсказку:

А сейчас вам нужно встать со своих стульчиков сделать 4 шага вперед, потом повернутся на право, положить руки на плечи соседа и паровозиком отправится за воспитателем пройдя змейкой по середине зала и остановившись на против зеркала (на пути лежит коробка).

Воспитатель берет коробку открывает, достает листок и читает:

Ответив на эти вопросы, вы получите краску.

Вопросы:

  1. Назовите основные элементы гжельской росписи? Ответ: Точки, штрихи, линии прямые и волнистые, цветы, капельки, бордюры, сеточки.
  2. Какие цвета применяют гжельские мастера для росписи своих изделий? Ответ: Гжельские мастера для росписи своих изделий применяют два цвета: синие и белые цвета.
  3. Какой самый любимый узор у мастеров? Ответ: Гжельская роза.

На карте уплывает последняя тучка. И на экране появляется краска.

Воспитатель хвалит детей. И говорит, но ведь краска на экране, а она тут нам нужна. Давайте произнесем волшебные слова чтобы она появилась у нас.

Дети вместе с воспитателем произносят слова: Крекс, пекс, фекс!

На экране появляется белый фон, а у воспитателя в руках краска.

Воспитатель: Ну что отправляемся в мастерскую возвращать краску?

Дети: Да.

Тогда под музыку отправляемся. Звучит музыка паровозиком дети перемещаемся в группу для продуктивной деятельности.

Воспитатель: Ребята мы с вами краску вернули, но мастера все равно не успевают подготовить посуду осталось слишком мало времени. Давайте им поможем.

Ребята, благодаря вам праздник состоится. Вы смогли справится со всеми заданиями злого волшебника, вы очень умные, старательные и внимательные.

Большое вам спасибо и до новых встреч!!!

Релаксация: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше?

Показать готовые работы гостям.