Динамичный темп современной жизни диктует свои условия: технологии стремительно развиваются и меняются, многовековые традиции остаются в прошлом, гаджеты меняют психику человека и существенно влияют на его жизненный уклад. Поэтому нет ничего странного или удивительного в том, что современные дети значительно отличаются от тех детей, которые росли 15-25 лет назад. Правильное воспитание подрастающего поколения в семье - важный и большой вопрос, ответ на который напрямую зависит от реалий сегодняшнего дня.
Опорой и поддержкой воспитателям, введение в мир детей, должны быть родители. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми - это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание своего ребенка. Поистине вспомнишь слова В.Г.Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!». Ускоренный ритм жизни, желание заработать побольше денег, нехватка свободного времени - вот основные причины упадка семейных ценностей. Родители слишком рано желают видеть своего ребенка самостоятельными, отсюда ребенок часто остается предоставлен сам себе, с ним некому из взрослых пообщаться, поиграть, сходить погулять. Бывает, что ребенка некому забрать вечером из детского сада, так как родители пропадают на работе, а бабушки и дедушки живут в другом городе. Тогда выручают платные няни, подруги, которым, по большому счету, чужие дети не нужны. И, самое обидное, и самому ребенку и воспитателю, что все это понимают, а помочь ничем не могут.
Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Причины и цели этого могут быть разные:
- выкроить для себя немного времени;
- для развития ребенка через специальные развивающие и обучающие детские игры и программы;
- во время ожидания в очередях;
- пресечения истерик и капризов детей.
Если гаджеты занимают все сознание ребенка, то можно говорить о формирующейся зависимости. Тесное общение ребенка с родителями отодвигается на второй план, ребенок предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Ребенок не знает чем себя занять в свободное время, игрушки его мало интересуют, нет стремления общаться со сверстниками. В компьютерных играх преобладают ненатуральная яркость цветовой гаммы, громкая возбуждающая нервную систему музыка, многократный повтор действий, малоосмысленное продвижение вперед с обязательным преодолением всех препятствий. Такие игры современных детей не требуют умения разговаривать, договариваться и сотрудничать.
Несомненно, период дошкольного образования - важная ступень в развитии ребенка. Именно в раннем возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни. В настоящее время в современном дошкольном образовании существуют проблемы.
Обратим внимание на раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Одной из основных задач дошкольного образования является сенсорное развитие ребенка. Модернизация дошкольного образования направлена на поиск эффективных форм, методов работы с детьми. Организация чувственного познания, овладения способами обследования, развития мелкой моторики, речи являются теми направлениями работы, которые отвечают современным требованиям.
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Из своего опыта работы я убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1 года до 3 лет. Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего первый опыт коллективного общения. Работая в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика. Поэтому я решила уделить большое внимание данной проблеме. После адаптации ребенка к условиям ДОУ, мы проводим контроль нервно - психического развития детей, чтобы определить уровень развития каждого ребенка. В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.
Качественный анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что большая часть детей имеет средний и низкий уровень развития. Не все дети владеют сенсорными эталонами. Дети легче различают величину и форму предметов, но большую трудность для них представляет установление признаков цвета, поэтому по результатам диагностики я разрабатываю систему работы по формированию сенсорного развития детей раннего возраста.
Для осуществления сенсорного воспитания необходимо создание соответствующей развивающей среды в групповой комнате. Потребовалось немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно - развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта. Своей яркостью, новизной среда побуждает детей исследовать ее, действовать в ней, развивать инициативу и творчество. В группе было выделено место, где размещен дидактический материал и пособия: цветные вкладыши, пирамиды различных видов, «Занимательные коробки» разнообразных конфигураций. Зона сенсорного развития пополнена наборами разноцветных пособий, плоскостными вкладышами, наборами для нанизывания бус разной величины и формы, матрёшками, конструкторами «Лего» и др.
Много игр и пособий сделаны своими руками: «Тактильные мешочки», «Подбери бабочку к цветочку», «Воздушные шары»; «Посади птичку в гнездо», «Разноцветные машины», «Радуга из молний», «Найди тень», «Разноцветные пуговки» - пособия, которые дети с удовольствием используют в свободной деятельности, под присмотром взрослых.
Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям, поэтому я стремилась убедить родителей, что только при их помощи можно достигнуть высокого уровня сенсорного развития у детей, что именно в раннем возрасте необходимо обучать ребенка действиям обследования предметов и именно в этом возрасте нужно развивать предметную деятельность. Именно в раннем возрасте сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на развитие эстетического чувства. Влияет на расширение словарного запаса ребенка, на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Для готовности родителей участвовать в сенсорном воспитании детей организовала консультацию для родителей по данному вопросу, которая значительно повысила интерес к развивающим играм, наличию соответствующих игрушек. На стенде постоянно помещены консультации для родителей: «Сенсорное развитие ребенка», «Игры и игрушки в раннем возрасте».
Задачи сенсорного воспитания реализовывала при ознакомлении с окружающим, конструированием, изобразительной деятельностью, развитием речи, формированием двигательной активности. Старалась развивать именно сенсорное, чувственное восприятие мира ребёнком.
Работая с детьми по развитию сенсорных способностей, я убедилась, что - это поэтапный процесс, который включает в себя планирование, систематичность и повторяемость пройденного материала. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является предметная игра. С малышами я провожу игры - занятия, в которых подача какого - либо материала протекает незаметно для малышей в практической деятельности. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», считал В.А. Сухомлинский.
Для развития восприятия цвета, умения классифицировать предметы по признаку цвета я провожу следующие игры-занятия: «Цветные парочки», «Подбери ленточку к шарику», «Домики и ежики», «Найди цветочек», «Цветные заплатки», «Подбери по цвету», «Посади цветочек» и другие.. Знакомство с цветом начато с четырех основных цветов: красного, жёлтого, зелёного, синего. Как только дети научились узнавать и различать их, знакомили их с белым, оранжевым. Закрепление знаний о цвете осуществлялось в повседневной деятельности детей и в быту.
Для развития восприятия формы провожу следующие игры-занятия: «Разложи фигуры по местам», «Пирамидки», «Ведерко», «Катится, не катится», «Найди такую же фигуру» и другие. Сначала знакомлю детей с простыми фигурами: кругом, квадратом, объясняю детям, что у круга нет углов, поэтому он катится, а у квадрата есть четыре угла, поэтому он не катится. Затем только даю такие понятия, как треугольник, прямоугольник, овал. Также даю представления об объёмных геометрических телах: шаре и кубе.
Для формирования представлений о величине я использовала такие игры как: «Чаепитие матрёшек», «Накрой шляпой», «Где моё место», «Приходите на лужок». Мы с малышами сравнивали предметы по величине - использовали способ приложения, сравнивали по величине пары предметов зрительно, которые значительно отличались друг от друга. Использовала в играх специальные дидактические игрушки: пирамидки, матрешки, вкладыши; дидактические и подвижные игры.
Изучение пространства и расположение объектов проводила, используя игры - занятия: «Где спрятался мячик?», «Поиграем с листом бумаги». Также объектами изучения являлись знакомые помещения, территория игровой площадки, различные предметы. В процессе активных действий дети осваивали такие понятия: далеко, близко, рядом, справа, слева, сверху, снизу, спереди, сзади. Постепенно учила малышей ориентироваться на листе бумаги. Изучение пространства организовывала различными способами: в ходе наблюдений, при манипуляции с предметами.
В своей работе при ознакомлении с окружающим использую серию игр с куклами. В гости к детям приходят куклы Катя и Маша, куклы разной величины. Мы приглашаем кукол к столу и угощали чаем, причём нужно подобрать каждой кукле, соответственно её размера, чайный набор. Здесь же уточняем цвет посуды: «Какого цвета кружка у Кати?», «Что ещё есть синего цвета». По такому же типу строили занятия: «Уложим кукол спать» (подбор кроватки для куклы), «Куклы собираются на прогулку» (подбор одежды по размеру), «Купание кукол».
В процессе конструирования я закрепляю восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений. Во время выполнения построек продолжаю знакомить с объёмными деталями: кубиками, кирпичиками, треугольной призмой. В своей работе у детей закрепляю знания о том, что у кирпичика есть узкая и широкая стороны. Например, во время постройки заборчика обращаю внимание на то, как поставлен кирпичик. Если кирпичик поставить на длинную узкую грань, то он получится низкий. А если на короткую узкую грань - высокий. На занятиях по конструированию вместе с детьми строим башни, дорожки, ворота, скамейки и другое, развивая конструктивные навыки и сенсорное развитие детей. Например, при постройке ворот обращаем внимание на размер - эти ворота высокие, а эти низкие. При обыгрывании построек дети убеждались, что в низкие ворота машина не проедет, а матрёшка проходит. При постройке башни обращаю внимание на то, что если много кубиков поставить друг на друга башня получится высокая, а если мало, то низкая. Детям предлагаю построить низкие и высокие башни из кубиков разного цвета.
Из своего опыта работы я знаю, что развитие восприятия тесно связано с занятиями по изобразительной деятельности. В рисунке ребёнок учится передавать красочность окружающего мира. Во время занятий изобразительной деятельностью совершенствую знания о цвете, расположении на листе бумаги, развиваю мелкую моторику. С детьми мы рисуем: «Снеговик», «Листочки на деревьях», «Яблоко», «Одуванчики», «Солнышко».
В лепке очень важно выполнять формообразующие движения. Детям объясняю, что для того, чтобы вылепить шарик нужно катать кусочек круговыми движениями, а если хочешь сделать колбаску - то прямыми. Для закрепления приёмов формообразования провожу такие занятия как: «Колобок», «Вишни», «Угощение для зайчат», «Заборчик», «Зернышки для петушка» и другие.
Выходя на прогулку, обращаю внимание детей на то, какого цвета небо, трава, листья на деревьях. Сравниваем с детьми кусты и деревья по величине, обращаю внимание на то, что деревья высокие, мы не можем дотянуться к веткам, а кустики низкие. Сравниваем деревья по объёму: «Давайте обнимем тополь, Посмотрите какой он толстый, мы все вместе еле-еле его обхватили. А теперь обнимем берёзу. Посмотрите, она тонкая, её смогла обнять одна Вероника». На прогулке рассматриваем цветы на клумбе, выясняем и уточняем их цвет. При рассматривании насекомых обращаю внимание на их окраску, форму: божья коровка красная и круглая, жучок овальный, а червячки длинные. В утренние часы, во время приёма детей всегда обращаю внимание детей на цвет их одежды и обуви.
Очень важно во время режимных моментов обращать внимание ребят на цвет полотенец, салфеток, посуды. В сюжетных играх привлекаю внимание детей на величину, цвет и форму предметов: «В какой кастрюле будем варить суп - большой или маленькой?», «Какого цвета подать тебе шарик?», «По какой дороге поедем - длинной или короткой?» и т.д.
На протяжении всей работы большое внимание уделяю детям с низким уровнем развития. Для них использую дидактические игры и упражнения с более упрощенным вариантом. Родителей консультирую по вопросам сенсорного воспитания.
Регулярно проводимая диагностика нервно-психического развития детей по эпикризным срокам дает представление о результатах проводимой работы. Полученные результаты показывают: занятия, которые проведены в ходе формирования сенсорных процессов, помогли значительно повысить сенсорный уровень развития детей, у детей повысился интерес к освоению сенсорных понятий.
Для формирования сенсорных представлений детей раннего возраста необходимо систематически проводить как специально организованную непосредственно образовательную деятельность, так и продумывать и организовывать содержательную совместную деятельность с детьми. Огромную роль играет насыщенная предметно-пространственная среда и сотрудничество с родителями.
Таким образом, проблемы в современном образовании есть. Без сотрудничества родителей с детским садом невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. Более эффективное обучение - это, которое предполагает личностно-ориентированный подход, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель ставит на первый план, что на второй. И именно от педагогов зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.