Особенности представления суворовцев о дружбе и товариществе

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: дружба, суворовцы


В каждом обществе существует определенная система нравственных ценностей и правила поведения. Базовые ценности, такие как порядочность, честность, преданность, любовь и уважение всегда поддерживаются и передаются из поколения в поколение. К сожалению, в современном обществе наблюдается тенденция размывания, обесценивания истинных ценностей человеческих взаимоотношений. Мы видим в средствах массовой информации, в интернете много жестокости, подлости, предательства. На первое место часто ставят материальную выгоду, а не дружеские отношения. Всё больше говорят о деловом сотрудничестве, о том, что дружба и товарищество, это пережиток прошлого.

В процессе обучения в суворовском училище между суворовцами возникают разные формы личных отношений: взаимовыручка, общение по интересам, крепкая дружба или приятельство.

В дружбе и товариществе общение составляет главный смысл отношений, в которых реализуются важные психологические потребности личности суворовца. Мы считаем, что радость взаимного понимания и уважения ничем заменить нельзя.

В ходе нашего исследования выявлено, что большинство суворовцев 6 и 11 классов сошлись во мнении, что друг это:

  • «человек, который никогда не обзовет тебя, поможет в любой ситуации, и не будет врать ради собственной выгоды, примет все твои недостатки» (31%).
  • «человек, который поддержит в трудную минуту и может спасти в любой момент» (29%);
  • «человек, которому ты можешь поведать о своем горе и можешь заниматься вместе каким-то делом» (17%);
  • «человек, с которым ты можешь поделиться секретом и у вас общие интересы» (14%);
  • «человек, который нравится мне и приятен» (9%).

Вот что говорят сами суворовцы о хорошем, идеальном друге: не сваливает вину на других, во всем помогает, никогда не отказывает в просьбе, заступается за слабых, «не жадина», не бросит в беде, сочувствует при неприятностях, не подведет, не предаст, не ссорится из-за пустяков, хранит тайну, откровенен, умеет дружить по-настоящему.

На вопрос «Есть ли у тебя друзья в училище?» суворовцы 11 класса ответили «да» (100%) и, что друзей много.

Суворовцы 6 класса в количестве 30 человек (91%) ответили утвердительно на вопрос о наличии друга и 3 человека (10%) ответили, что настоящего друга ещё не обрели в училище.

Настоящий друг, с которым суворовцы 11 класса дружат с первого курса, есть у 29 (93%) человек и 2 (7%) человека подружились на втором курсе.

Суворовцы 6 класса тоже подружились на первом курсе - у 26 человек друг с первого курса (79%). Подружились на втором курсе 4 суворовца (12%) и только 3 суворовца так и не обрели пока верного друга среди однокурсников.

Суворовцам так же был задан вопрос о том, что может, по их мнению, разрушить дружбу. Получены следующие ответы:

11 класс (в сумме не будет 100%, так как респонденты давали несколько вариантов ответов):

  • предательство (31 человек - 100%);
  • неуважение друг к другу (14 человек -42%);
  • ложь (11 человек - 35%);
  • настоящую дружбу, только смерть (3 человека - 9%);
  • различие интересов, мнений, положения в обществе (3 человека - 9%);
  • время и расстояние (1 человек - 3%).

6 класс (в сумме не будет 100%, так как респонденты давали несколько вариантов ответов)

  • ссора (28 человек - 85%);
  • предательство (19 человек -58%);
  • ложь (11 человек -33%);
  • непонимание (9 человек - 27%);
  • вредные привычки (4 человека - 12%);
  • зависть (4 человека - 12%);
  • ревность (4 человек - 12%);
  • если дружба настоящая, то ничего (3 человек - 9%).

На вопрос «Нужны ли друзья в современном мире?» суворовцы 11 классов (100%) и выпускники училища (100%) ответили утвердительно.

Суворовцы 6 классов ответили утвердительно - 88% (29 суворовцев); 6% (2 суворовца) опрошенных ответили «Нет» и 6% сказали, что затрудняются ответить на данный вопрос.

Чтобы найти друга в училище рекомендации суворовцев 6 класса следующие:

  • быть добрым; уважать других (21%); больше общаться; быть общительным (25%);
  • помогать в учебе, дисциплине, спорте (15%);
  • найти общие интересы (12%);
  • почаще приносить конфеты; иметь еду (9%);
  • заниматься спортом; проявить себя в чем-либо (6%);
  • стараться не спорить, не конфликтовать (6%);
  • узнать, что за человек, какой у него характер и как он общается с людьми (6%);
  • хорошо учиться и быть в курсе событий (3%).

Суворовцы 11 классов считают, что для того чтобы подружиться необходимо:

  • быть честным и порядочным человеком, уважающим других (38%);
  • больше общаться и быть менее замкнутым (31%);
  • быть самим собой (31%);
  • быть искренним, откровенным (16%);
  • делать добрые дела (8%);
  • найти человека с похожими интересами (8%).

На основании анализа результатов исследования можно сделать общий вывод: дружба - важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений суворовцев училища. Психологическая ценность суворовской дружбы в том, что она является школой самораскрытия и понимания другого человека. Дружба занимает исключительное первое место в ряду суворовских привязанностей.