Технологии разноуровневого обучения на уроках математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его познавательных особенностей и возможностей.

Проблема исследования: как организовать учебный процесс с учетом возможностей и познавательных способностей каждого обучающегося, достичь положительной динамики в умении решать разные типы задач на уроках математики в начальной школе?

Объект исследования: эффективность применения технологий разноуровневого обучения при решении задач на уроках математики в начальной школе.

Предмет исследования: разработка методических и учебных материалов по решению разноуровневых задач разного типа на уроках математики в начальной школе.

Уровни, на которых происходит усвоение учебного материала учеником (по В.П.Беспалько):

  • Ученический уровень. Он считается самым простым, поскольку на нем деятельность ученика носит чисто репродуктивный характер. Познавательным процессом на этом уровне управляет учитель, т. е. ученик действует по его подсказке.
  • Алгоритмический уровень. Он также относится к репродуктивному виду познавательного процесса школьника. Но теперь он действует по ранее усвоенному алгоритму, который он может воспроизвести по памяти.
  • Эвристический уровень. Он относится уже к продуктивной деятельности. Этот уровень становится действительным тогда, когда ученику требуется применить ранее усвоенные знания в новой, нетипичной ситуации, в которой задана цель. Поэтому уровень также называют поисковым, поскольку ученик осуществляет поиск новых путей решения.
  • Творческий уровень относится к чисто творческой деятельности школьника. Он осуществляется тогда, когда ученику известна цель лишь в общей форме, а пути ее достижения неизвестны вообще. При осуществлении этой деятельности он и получает новую информацию, создает новое знание.

Основываясь на уровнях усвоения учеником учебного материала, важно выделить основные принципы технологии:

  • создавать условия каждому в меру его потребностей, способностей и желания;
  • давать каждому ученику возможность последовательного освоения уровней;
  • создавать условия для стремления ученика к выполнению более сложного варианта и повышению своей обычной отметки по данной теме;

Учителями разработаны методические и учебные материалы, предназначенные для самостоятельного решения, закрепления, самоконтроля и контроля знаний. Учащимся предлагается разноуровневый учебный материал, причем последовательное усложнение задач обеспечивает каждому ученику свою динамику развития.

Разработка методических материалов по теме:

  • Алексеева А.Т., Петрова В.П. Методическое пособие. Сборник задач по математике. 2 класс.
  • Алексеева А.Т., Петрова В.П. Методическое пособие. Сборник задач по математике. 3 класс.
  • Алексеева А.Т., Петрова В.П. Технологии разноуровневого обучения Тетрадь-практикум по решению задач. 2 класс.
  • Алексеева А.Т., Петрова В.П. Технологии разноуровневого обучения Тетрадь-практикум по решению задач. 3 класс.

Данные пособия могут быть использованы в качестве дополнительного материала к учебнику по математике любого учебно-методического комплекта. Каждый тип (на нахождение суммы, остатка, разностное и кратное сравнение, на умножение и деление, нахождение периметра и площади, и др.) представлен 24 задачами возрастающей сложности (разноуровневыми задачами). Основная цель пособий - развитие интеллектуальных качеств учащихся: логического мышления, оперативной памяти и внимания. Задачи могут быть предложены для самостоятельного решения, закрепления, самоконтроля и контроля знаний. Примерные критерии самооценки при решении каждой решенной задачи для учащегося:

  • Я понял(а) вопрос задачи
  • Я правильно оформил(а) краткую запись (опорную схему, таблицу)
  • Я разбил(а) составную задачу на простые части и составил план решения задачи
  • Я правильно выбрал(а) и решил(а) каждое действие и могу пояснить выбор этого действия
  • Я проверил(а) решение задачи и правильно ответил(а) на вопрос задачи.

Положительные стороны применения технологии разноуровневого обучения:

  • идет активная работа по формированию речевых навыков, умению общаться с аудиторией, развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
  • развивается самостоятельность, повышается работоспособность, возрастает чувство ответственности за проделанную работу, повышается творческий потенциал.
  • учитывается уровень знаний и возможностей каждого ученика. Ребенку не дается неусвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдений и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления - контролировать.

Использование на уроках разноуровневых заданий позволяет добиться от учащихся хороших результатов по предмету, побуждает у них желание учиться, создает ситуацию успеха на уроке, учит работать самостоятельно, доказывать, обобщать, анализировать и делать выводы. А выполнение более сложного варианта становится целью каждого ученика. Такая работа имеет важное воспитательное значение, приучает к тщательному выполнению любого задания, поддерживает на должном уровне активность, формирует чувство самостоятельности и ответственности.