Введение
Проблема: Оценивание носит формальный характер, оказывает психологическое давление на ребенка и родителей.
Актуальность исследования. Новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного процесса. Ситуация, сложившаяся в школьной практике требует поиска новых подходов и инструментов к оцениванию учебных достижений учащихся. Возникают необходимость создания новой системы оценивания.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся 1 класса.
Предметом исследования являются методы, приемы и педагогические условия организации оценивания в начальной школе.
Цель исследования создать и применить новые методы оценивания учащихся для повышения качества усвоения младшими школьниками учебного материала.
В соответствии с целью данного исследования определены следующие задачи:
- изучить исторический аспект проблемы оценивания учебных достижений младших школьников в России;
- провести анализ понятий «оценка» и «отметка», раскрыть функции оценки;
- определить сущность формирующего оценивания, методики и приемы организации формирующего оценивания;
- разработать новые способы оценивания успехов учащихся
Гипотеза: если включать в процесс обучения рейтинговую систему оценивания и внедрить новые методы оценивания, то активность и желание детей учиться повыситься, качество знаний и стремление узнать новое будет стремительно возрастать.
1. Современные подходы к системе оценивания учебных достижений младших школьников
В начале XXI века остро встает вопрос о необходимости изменения и усовершенствования существующей пятибалльной системы оценивания.
По-прежнему в российских школах, как почти 150 лет назад, действует пятибалльная система отметок. В настоящее время продолжается поиск новых форм контрольно-оценочной деятельности в школе.
Школьная отметка является неотъемлемой частью учебного процесса, но в то же время не называет те умения, которые оценены учителем. Отметка не выражает стараний ученика, а является лишь количественным показателем. На практике процесс оценивания обычно выступает как развернутое суждение учителя, обосновывающее отметку, или как свернутое «объявление», т.е. прямое выставление отметки. Не раз ставился вопрос о несовершенстве пятибалльной системы. Традиционная «отметочная» система имеет ряд проблем, в связи с тем, что:
- общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы;
- не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании;
- затрудняет индивидуализацию обучения;
- является малоинформативной;
- часто имеет «травмирующий» характер;
- среди учителей распространена практика оценивания объема и формы выполненной работы, а не качество достижений учащихся;
- акцент делается на сравнение учеников друг с другом, что снижает активность и мотивацию, деморализует менее успешных учеников и не позволяет полноценно прогрессировать наиболее успешным ученикам.
Процесс оценивания в начальной школе сложный и ответственный, поскольку непосредственно влияет на формирование личности младшего школьника и опыт его учебной деятельности.
Традиционная система оценивания не отвечает требованиям новых стандартов, поэтому образование нуждается в новой системе оценивания учебных достижений учащихся, так как она субъективна, не является комплексной, не отражает прогресса в развитии ребенка, не развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, не формирует умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.
Новая система оценивания призвана:
- нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим
- собой,
- снять тревожность, снизить невротизацию детей,
- повысить учебную мотивацию,
- отследить динамику школьной успешности,
- развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения;
- оценка и отметка должны фиксировать достижения ученика.
Система оценивания - это не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.
Оценивание - это:
- это и процесс, и результат, который помогает учащимся увидеть сильные и слабые стороны выполняемой работы на уроке, вовремя скорректировать ее для достижения наилучшего результата. Результат оценивания - личностный рост ученика и достигнутое им индивидуальное качество знаний и уровень обученности.
- это механизм, который обеспечивает педагога необходимой информацией, которая нужна ему, чтобы улучшить качество обучения, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников для более активного включение в своё учение.
- это обратная связь. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели.
- это динамика, т.е. учитывается личностный рост при проведении итогов результатов образования учащегося за определённый период времени;
- оценивание должно быть технологическим, т.е. наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.
По словам Ш.А.Амонашвили, традиционная отметка носит травмирующий характер и становится для одних детей «доброй феей, а для других - Бабой Ягой». Поэтому он предложил заменить обычные отметки гибкой, многосторонней вербальной оценкой труда учеников через похвалы, поощрения, поддержки. При безотметочном обучении, как считает Ш.А.Амонашвили, ученик постепенно овладевает знаниями, приобретает умения и вырабатывает навыки. Этот процесс состоит из:
- осознания и принятия учеником задания;
- построения плана его решения;
- контроля над процессом его решения;
- оценки результата в соответствии с эталоном;
- постановки задач для дальнейшего совершенствования приобретенных знаний, умений, навыков.
Безотметочное обучение - это обучение, без каких бы то ни было отметок, т.е. отказ от отметки как формы выражения оценки.
Основные черты безотметочной системы:
1) в ходе обучения оцениваются не только общепринятые знания, умения и навыки, но и творческие способности учащихся, их активность и самостоятельность на уроках;
2) не оцениваются личные качества ребенка: его особенности памяти, мышления, внимания, восприятия;
3) создаётся в классе атмосфера соревновательности путем замены оценки «отлично» на систему высших достижений ученика в классе, подталкивающая детей к совершенствованию своих особенностей. Однако такую систему оценок нужно вводить осторожно, потому что некоторые дети, могут почувствовать себя ущемленными;
4) важно исключать возможность сравнивать детей между собой. Для каждого учащегося должен быть свой «индивидуальный лист» достижений.
В нем средствами оценивания могут быть какие-либо условные графики, таблицы, которые позволили бы фиксировать уровни учебных достижений ребенка по разным параметрам. При этом формы оценивания должны быть такими, которые трудно сравнить (перевести) с обычными отметками;
5) оценка учителя должна соотноситься с самооценкой учащегося. Если эти оценки не совпадают, то учитель и ученик должны обсудить моменты расхождения и договориться о совместной, удовлетворяющей обе стороны оценке. Безотметочная система позволяет:
- повысить уровень учебной активности учащихся; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;
- снизить уровень тревожности, уменьшить проявления отрицательных эмоций (а именно это и снижает эффективность обучения); создает психологически комфортную обстановку в классе;
- придать процессу выполнения заданий не только репродуктивный, но и творческий характер.
2. Сущность формирующего оценивания
Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть понятным всем участникам образовательного процесса, гибким, объективным, многоинструментальным, психологически комфортным, многосоставным. С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся учитель должен умело использовать различные виды оценивания: формирующее (текущая внутренняя оценка) и суммирующее (внешняя оценка образовательного результата).
Формирующее оценивание, или обучение для обучения, с начала 2000 годов стало преобладающим направлением в мировом образовании.
Формирующее оценивание - это умение ученика оценить личностные достижения, умение одноклассников увидеть достижения друг друга, умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе. Это оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, коммуникативные умения.
Данный вид оценивания называется формирующим потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся образовательной программы с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Основная цель формирующего оценивания - улучшать качество учения, мотивировать учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.
Учитель и ученик смогут иметь возможность по результатам оценивания спланировать определенные действия, которые будут направлены на повышение качества знаний, только тогда, когда результаты проведенного формирующего оценивания будут доступны для них сразу же.
Так как процесс обучения - это непрерывный процесс, то и процесс формирующего оценивания также должен быть непрерывным. Оно проводится не только после прохождения определенной темы или блока, но и в процессе обучения. В ходе формирующего оценивания оцениваются достижения учащихся в их развитии, а результаты оценивания сравниваются с предыдущими результатами данного ученика. В зависимости от изменения результатов обучения учащихся учитель меняет технологии обучения.
3. Листы фиксации оценивания
3.1. «Мудрая Сова»
Оценивание происходит по многим принципам, факторам. Должно быть оценивание не только в процессе вопрос-ответ, а оценивание всестороннего развития, воспитания ученика. Причем оценивать и сравнивать только личные результаты ученика.
В этом листе отмечается любые достижения, прорывы, заслуги ребенка. Поощрение происходит, например, за идеальное написание контрольной работы, отмечаем в конце каждой недели самую чистую тетрадь.
Мы отмечаем в «Мудрой Сове» самых лучших дежурных класса, оцениваем помощь учителю или оценить резкий прорыв в скорости чтения. Добавляем смайлик, кто набрал больше баллов за неделю на платформе Якласс. И это может не максимальный результат в классе, а максимальное прибавление к своему результату. Здесь я отмечаю активное участие в выставках, проектах. Не оценка самого проекта, а активное участие.
Поощрение происходит в виде смайлика, который наклеивается на лист и является накопительным. В итоге, по накоплению 5 маленьких смайликов, ребенок получает 1 большой смайлик. По накоплению 5-ти больших смайликов учащийся получает статус Мудрой совы. Мудрая Сова это высший балл. С выдачей диплома, награды, небольшого поощрительного приза и с фотографией на доске почета.
Если внимательно рассмотреть лист «Мудрая Сова» в презентации, то можно увидеть «пустышки». Есть дети, которым не интересно такое оценивание, которые не хотят стремиться к результатам. И этот лист наглядно показывает, кто они, с кем надо работать.
3.2 Лист фиксации дипломов и грамот
Мы с 1-го класса с детьми участвуем в различных олимпиадах, конкурсах. Я прививаю с самого начала, что нужно показать свои результаты, добиваться высшего балла, похвалы. Необходимо разнообразить обычные уроки внедрением более сложного уровня, решением олимпиадных заданий. Для детей это огромный опыт, попробовать себя, показать себя. Но понимание значимости было не у всех детей. И тогда на помощь мне пришла идея разработки листа фиксации грамот. Этот лист сейчас находится в тестовом режиме, уже сейчас требует много доработок.
В листе фиксируем количество полученных грамот, дипломов. Уже сейчас у детей просыпается здоровая конкуренция. Ведь лист не показывает умных, глупых, отличников и двоечников. Лист указывает на активность учащегося. Ведь можно участвовать и получать награды на конкурсах, требующие знаний, а можно, которые требуют творчества, усилий, желания и труда. Можно участвовать в олимпиаде по математике, а можно получить грамоту на Конкурсе чтецов, или школьном творческом конкурсе «Чудо-Ёлка». Результат этого оценивания? Да он есть, его видно. Детям интересно, детей он стимулирует. И это самое главное.
3.3 Лист фиксации техники чтения
Еще одной моей разработкой является лист, где мы отмечаем технику чтения детей. Причем оценивание происходит не кто больше среди класса, а кто больше прибавляет за определенный период времени.
Листочек учащегося передвигается по шкале, и мы смотрим, чей листочек продвинулся на самый большой отрезок. Конечно, мы акцентируем внимание на лидеров. Не без этого. Ребенок должен понимать как можно, к чему стремиться. На рисунке в презентации видно, голубые - это техника чтения в январе, а розовые - март. Даже на этой шкале видно, у кого большой отрыв. Чей листочек уплыл дальше. Если после 1ой техники чтения я выдавала грамоты за лучший результат, то сейчас грамоты будут детям, у кого больше отрыв, кто больше прибавил к своему результату. Но, лучший мы не забываем похвалить, озвучить. К ним надо стремиться всем.
3.4 Коллективное оценивание
Очень часто у детей есть творческие задания, которые надо оценивать. Иногда сложно оценить, когда ребенок творчески старался, но сделал не на лучший результат. Здесь на помощь мне приходит коллективное голосование. Дети сами выбирают лучшие. Дети сами проговаривают, что им понравилось, а чего не хватило в докладе или проекте. Учащиеся сами выбирают, выделяют лучшие работы методом открытого голосования.
Дети отвечают свои работы по рядам. Ответили дети первого ряда. Еще раз показываю все работы, и дети могут поднять руку только один раз, голосуя только за одну работу.
Это огромная практика для них. Они начинают понимать критерии оценивания, они понимают, как им надо подготовиться, чтобы в следующий раз подняли руку именно за его работу. Лучшие работы зарабатывают наклейку на листке фиксации результатов.
3.5 Проектная деятельность учащихся
Не забываем про метапредметную связь, которую мы тоже должны оценить. Здесь на помощь нам приходит проектная деятельность. С помощь проектов можно совместить несколько предметов. Здесь ребенок показывает не только свои знания, но и умения. Благодаря творческой работе, у детей появляется желание узнавать, делать, делиться. Дети больше запоминают, когда сами находят информацию, когда информацию переводят в изображения. И оценивание таких проектов, работ очень ценно, так как происходит всестороннее развитие личности ребенка. А, как я говорила ранее, такие работы в классе оцениваются коллективным голосованием. То есть здесь участвуют все учащиеся класса. В нашем классе очень развита и часто используется проектная деятельность по всем предметам. Следовательно, оценивание проектов отображается и в листе «Мудрая Сова».
Выводы
В различные периоды жизни общества проблема оценивания учебных достижений учащихся привлекала внимание исследователей и живой интерес педагогов. Великие педагоги и ученые размышляли о способах контроля и оценки учебной деятельности учащихся, выдвигали свои идеи, пытались усовершенствовать систему оценивания.
Система оценивания на протяжении многих столетий претерпевала различные изменения: от словесных оценок до отметочной и безотметочной системы.
В XXI века остро встает вопрос о необходимости изменения и усовершенствования существующей пятибалльной системы оценивания, поэтому в настоящее время продолжается поиск новых форм контрольно-оценочной деятельности в школе.
Изучая систему оценивания, принятую в современной российской школе, приходишь к выводу, что нужно искать новые для себя методы оценивания, находить наиболее правильную, которая будет максимально полезна для ученика и учителя.
Соответственно вопрос о создании новой системы оценки в школах приобретает особую актуальность в настоящее время. Современная педагогическая наука имеет эффективные подходы к оцениванию учебных достижений, которые направлены на улучшение качества обучения. Поэтому рекомендую включать в систему учебной работы разные современные методы и приемы проверки и оценки знаний.
Необходимо не забывать, что при оценивании ученика нужно оценивать личностные достижения, умение одноклассников увидеть достижения друг друга, умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе.
Не бойтесь пробовать новые методы, создавать свои. Помните, что оценивание должно проводиться с целью развития ребенка, а не только для констатации факта его обученности!!!!
Список использованных источников и литературы
1. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Академия, 2001. - с. 400.
2. Бойцова, Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. - 2014. - №1. - с. 171 - 175.
3. Воронцов А.Б., Заславский В.М. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка. - М.: МАРО, 2001.
4. Кожина, Г.А. Функции оценки в современном учебном процессе [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2014/12/09/funktsii-otsenki-v-sovremennom-uchebnom-protsesse.
5. Корчемлюк, О.М. Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников [Электронный ресурс]: Педсовет. - Режим доступа: http://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/sovremennye-podhody-k-otsenivaniyu-uchebnyh-dostijeniy-mladshih-shkolnikov.
6. Костылев, Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. - М., 2000. 103с.
7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (часть 1, 2) // под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. - М.: Издательство «Просвещение», 2010.
8. Пинская, М.А. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. - М.: педагогический университет «Первое сентября», 2013. - 96 с.
9. Садыкова, Р.Ф. История школьной оценки в России [Электронный ресурс]: библиотека методических материалов для учителя. - Электрон. дан. (1.55 Мб). - Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-na-temu-istoriya-shkolnoy-ocenki-v-rossii-1049071.html.