Не секрет, что обучающиеся прочно усваивают то, что прошло через их индивидуальное усилие. Одним из путей повышения эффективности учебной деятельности в школе является включение учащихся в исследовательскую деятельность. Основная задача исследовательской деятельности направлена на практическое применение предметных знаний. При этом востребованы практически любые способности школьников, сочетаются различные виды познавательной деятельности. Исследовательская деятельность побуждает ученика к творчеству как индивидуальному, так и коллективному; способствует их предварительной профессиональной ориентации.
Как учитель химии нахожусь в постоянном поиске методических приёмов вовлечения каждого учащегося в процесс поиска новых знаний. Ограниченное время и разный уровень подготовки обучающихся позволяют использовать на уроках только элементы исследовательской работы. Чтобы сэкономить время и подвести обучающихся к правильным выводам, использую инструкционные карточки, рабочие листы, паспорта элементов. В качестве примера предлагаю вашему вниманию разработку урока-исследования по теме «Железо» для 9-х классов. Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины и с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Предмет: Химия. 9 класс.
Базовый учебник - О.С.Габриелян. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: - Дрофа, 2018г.
Тема урока: «Железо».
Цели урока:
- Развивающая - формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности;
- Образовательная - создание условий для освоения новых знаний по теме «Металлы» на примере железа через работу с учебником, справочной литературой, лабораторным оборудованием и реактивами;
- Воспитательная - создание условий для развития познавательного интереса к предмету, развитию чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного поиска правильного ответа.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок-исследование.
Планируемые результаты:
- Личностные - активизировать взаимодействие между учащимися, развивать навыки групповой работы;
- Предметные - сформировать представление о железе как элементе и простом веществе: особенностях строения, физических и химических свойствах, получении и применении.
- Метапредметные - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Формы организации учебной деятельности: групповая.
Методы обучения: метод проблемного обучения, методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся, частично -поисковые (работа в малых группах).
Формируемые компетенции: коммуникативные; информационные; готовность к самообразованию; технологические.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, презентация, видеоопыты;
- дидактические материалы: паспорта железа, карточки-инструкции для экспертов, учебники, справочники по химии, ПСХЭ;
- коллекции: «Минералы и горные породы», «Чугун», «Сталь», «Сырьё для чёрной металлургии»;
- лабораторное оборудование: штативы с пробирками, спиртовка, спички, магнит ложечка для сыпучих веществ;
- реактивы: железные опилки, HCl, H2SO4, СuSO4 раствор.
Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft PowerPoint, программа для просмотра видео.