Цели:
- познакомить с поэзией русских поэтов;
- с репродукциями картин русских художников;
- показать особенности творчества мастеров художественного слова и пейзажистов;
- формировать у детей чувство любви к русской поэзии и живописи.
Ведущий (учитель): Дорогие ребята, уважаемые родители и наши гости! Рада всех вас приветствовать в нашей гостиной!
А что значит слово гостиная? (Выслушивает варианты ответов)
Гостиная - это комната, где принимают гостей. И я пригласила вас в гости, а наш класс будет нашей гостиной.
Когда давным-давно, когда не было телевизоров, телефонов, интернета и люди разговаривали глядя друг другу в глаза, читали книги, вечером они любили собираться в гостях на литературные вечера.
В XVIII веке, с развитием культуры и образования, стало традицией организовывать литературные гостиные.
В одном месте собирались люди с общими интересами, они разговаривали, общались, делились своими мыслями и идеями, а потом из этих диалогов рождались новые стихи, картины, музыкальные произведения. Они слушали музыку, читали стихи, рассказы своего сочинения, или модных тогда авторов, или не модных, но впоследствии ставших знаменитыми.
Давайте попробуем окунуться в ту атмосферу, представим себя выдающимися людьми. И мы попросим Диму помочь нам создать настроение для нашей литературной гостиной.
Ученик 1 исполняет отрывок из классического музыкального произведения (на флейте).
Ведущий (учитель): В салонах собирались выдающиеся люди своего времени. Они рассуждали о философии и литературе, читали свои художественные и научные сочинения, подтрунивали друг над другом и вдохновляли друг друга на создание новых произведений. Многие книги, картины и музыкальные произведения были написаны благодаря таким встречам. Такие гостиные посещали Пушкин, Бальмонт, Поленов, Фет и многие другие.
Мы тоже будем сегодня общаться, разговаривать и, кто знает, может наш разговор подвигнет кого-то написать стихотворение или картину.
Какова же тема нашего сегодняшнего разговора Вы узнаете, посмотрев вот этот клип.
(На экране музыкальный клип «Осень», исп. Дмитрий Данилин).
Ведущий (учитель): Ну что, догадались? Да, тема нашей встречи "Осень - чудная пора".
Неслышными шагами подошла королева-осень. Обняла природу, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать все вокруг в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как природа осенью.
Ученик 2 читает наизусть стихотворение Маргариты Алигер «Осень только взялась за работу».
Ведущий (учитель): При слове "осень" возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень, когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя, когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зелёных до пурпурных. Красный, жёлтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой.
Ученик 3 читает стихотворение Аленты Тинай «Осень красавица в дом к нам пришла»
Ведущий (учитель): Осень вызывает у человека чувство чего-то величавого и торжественного. И вместе с тем "осень веет тоской, осень веет разлукой"
Послушайте песню «Скворушка» в исполнении мамы ученика.
Ведущий (учитель): Борис Пастернак сравнивал осень со сказочным чертогом.
Ученик 4 читает стихотворение Б.Пастернака «Золотая Осень».
Ведущий (учитель): Осень вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор. Она заставляет вспомнить и летние дни.
Ученик 5 читает наизусть стихотворение Алексея Болонского «В лесу».
Ведущий (учитель): Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Посмотрите, как видели художники нашу русскую осень.
На экране - творения художников на тему «Осень»
Ведущий (учитель): Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету.
Именно таким увидел это время года композитор Пётр Ильич Чайковский.
Грустное это время - осень. "Осенняя песнь" - тоже грустная. Тихий, грустный покой слышится в первой музыкальной фразе.
Но вот зазвучали два голоса. Один - слабый, он словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно ... и тут же бессильно стихает. Видно, очень хочется человеку тепла, света, счастья. Тоскливо на душе. Снова взлёт - и снова падение. Ещё, ещё - нет, не подняться, не вздохнуть полной грудью ....И хочется плакать от тоски и непонятной обиды .... Второй голос, более уверенный, уговаривает, успокаивает, утешает.
Вслушиваясь в "Осеннюю песнь" П.И.Чайковского, мы чувствуем, что для композитора это прощание с милыми картинами лета, потому так тихо тает его мелодия. Но это ещё и сказочная красота золотого багрянца осени и её таинственная прелесть.
Просмотр клипа на музыку Чайковского.
Ученик 6 читает наизусть стихотворение Ирины Галавиной «Осень».
Ведущий (учитель): - Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть это неведомое. Надо учиться видеть прекрасное, которое нас окружает, учиться чувствовать его и учиться выражать свои чувства. Ведь выразить свои чувства мы можем через стихи, музыку, танцы, рисунки, слова и поступки.
- Ребята, а можем назвать Осень царицей красок? Почему?
А вам нравится осень? Чем она вам нравится?
- Вот и подошла к концу наша встреча в литературной гостиной. Время расставаться. Надеюсь, сегодняшнее мероприятие позволит вам разглядеть, какая это дивная пора - ОСЕНЬ!!!