Формирование информационной культуры учащихся в процессе преподавания химии в условиях реализации ФГОС ООО

Разделы: Химия


Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Одна из важнейших задач современного педагога - это умение организовывать профессиональную деятельность в условиях информационной образовательной среды (ИОС). Учитель должен научиться сам осуществлять взаимодействие со средой и научить взаимодействовать с ней учеников.

Современный урок немыслим теперь без использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ). Это касается той дисциплины, которую я преподаю - это химия, так как именно она формируют единую картину мира.

Мы не должны забывать о целесообразности применения информационных технологий для достижения следующих педагогических целей:

  • Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.
  • Мотивация учебно-воспитательного процесса путем повышения качества, выявления и использования стимулов активизации познавательной деятельности обучающихся.
  • Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.

Использование новейших информационных технологий дает возможность учителю одновременно добиваться решение многих учебных и воспитательных задач:

  • активизировать процесс обучения;
  • экономить учебное время;
  • совершенствовать наглядные материалы;
  • развивать культуру умственного труда;
  • повышать интерес к предмету;
  • воспитывать потребность в постоянном самообразовании.

ИКТ позволяют насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных заданий, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

В изучении школьного курса химии выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  • наглядное представление объектов и явлений микромира, различных биохимических процессов;
  • изучение производств химических продуктов;
  • моделирование химического эксперимента, химических реакций, процессов;
  • система тестового контроля по химии;
  • подготовка к ЕГЭ, ОГЭ.

Использование ИКТ на уроках химии вызывает живой интерес и восторг у школьников. Позволяет самостоятельно на практике получать и исследовать различные физические зависимости, есть возможность реализовать свои знания, задаться вопросом: «а что будет, если я....». Вопросом, который заставляет задуматься, и самому найти ответ на него.

Цифровая лаборатории, помимо моделирования опыта, позволяет реализовывать реальный эксперимент на уроке и во внеурочное время с помощью разнообразных датчиков, которые исполняют основную функцию эксперимента: упрощают процедуру измерения физических величин в ходе эксперимента, выводят полученные зависимости на экран монитора, производя, вычисления с высокой точностью.

Использование подобных программных продуктов позволяет не только продемонстрировать весь демонстрационно-экспериментальный материал по химии, но и вовлечь учащихся в научную исследовательскую работу по разнообразным направлениям.

Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся, развивает пространственное воображение учащихся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств и химических процессов.

Все кабинеты оснащены компьютером, ЖК - телевизором, мультимедийным проектором. Имеется подключение к сети Интернет, что позволяет использовать различные ресурсы в преподавании химии. При работе с Интернетом появляется возможность участвовать в различных онлайн конкурсах, викторинах, олимпиадах, вебинарах, конференциях.

Главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии - его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья школьника.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся.

I. Использование готовых электронных продуктов

1) использование Единой коллекции ЦОР

Мы используем в основном ЭУМ информационного характера Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

2) Серия: Электронные уроки и тесты: Сложные химические соединения в повседневной жизни, Углерод и его соединения. Углеводороды, Электронные уроки и тесты.

3) Электронные энциклопедии Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия http://megabook.ru/

4) Электронные репетиторы: Химия. Репетитор, Единый государственный экзамен. Тесты для учащихся.

Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения по предмету; отразить существенные стороны химических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

II. Использование презентаций в учебном процессе

Презентация может быть как обычная, так и мультимедийная с элементами видео, аудио, рисунков, фотографий, текста, анимации, навигации, теории.

Урок презентация - это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видео фильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint. Мы используем как собственные презентации, так и готовые из электронных ресурсов Интернет.

К поиску материалов также привлекаем учеников, предлагаем подобрать любой материал, соответствующий изучаемой теме. Это может быть устное сообщение, доклад, компьютерная презентация, публикация, проект и т.д.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

  • как способ создания проблемной ситуации;
  • как способ объяснения нового материала;
  • как форма закрепления изученного;
  • как форма проверки домашнего задания;
  • как способ проверки знаний в процессе урока.

III. Использования компьютерного тестирования, самостоятельных заданий в электронном виде

Важным этапом в работе учителя является организация контроля знаний обучающихся. И здесь использование ИКТ играет важную роль, так как можно использовать компьютерное тестирование, самостоятельные задания в электронном виде, которые могут быть в виде презентаций, отдельных отсканированных файлов, готовых контролирующих программ и т.д.:

  • для фронтального контроля знаний после изучение какого-либо раздела;
  • для индивидуального контроля знаний обучающихся;
  • для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ и т.д.

Открытые тестовые системы дают возмож­ность педагогу самому составлять новые тесты или изменять существующие. Электронный контроль знаний имеет более широкое значение, чем проверка. Помимо проверки процесс электронного контроля включает оценку знаний и умений, фиксирование результатов, корректировку ошибок через компьютер. Такая организация контроля позволяет оптимально и результативно реализовать все функции контроля: диагностическую, стимулирующую, контролирующую, обучающую, прогностическую, ориентирующую, воспитывающую, осуществление обратной связи. Это позволяет учителю использовать вид электронного контроля: текущий контроль - является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся.

Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он занимает небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации. Учащиеся с удовольствием выполняют задания тестов и тренажёров и лучше усваивают учебный материал.

IV. Использование проектной деятельности учащихся

Одним из примеров педагогических технологий, имеющих богатый потенциал, является метод проектов.

Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность учащихся, в процессе которой он познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.

Метод проектов на уроках химии реализуется не только с помощью традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий и т.д., но и благодаря использованию ИКТ.

Применение технологии проектного обучения позволяет решить задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, приобрести коммуникативные умения, работая в группе, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании химии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности по предмету.

V. Использование интерактивной доски и программного обеспечения ACTIV board (программное обеспечение, предназначенное для интерактивной доски)

Использование интерактивной доски актуально. Уроки, проведённые с интерактивной доской, продуктивнее традиционных уроков. Известно, что 87% информации поступает в мозг человека через зрительный канал восприятия. Использование компьютера и интерактивной доски открывает большие возможности. Проведение уроков с интерактивной доской расширяют горизонты взаимодействий: предоставляет широчайшие возможности объединения учитель-компьютер-ученик. Это возможность работать эстетично и интересно, почти играя, изучать наш предмет. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, организовать лабораторную работу при отсутствии натуральных объектов, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия.

VI. Использование ресурсов сети Интернет

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, обучающиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Очень важным электронным образовательным ресурсом является сайт учителя. Цель сайта: создание информационной площадки для учеников и их родителей, которая осуществляет информационное обеспечение учеников и родителей, поддерживает учебный процесс, обеспечивает взаимодействия учителя с учащимися и родителями.

Электронный журнал так же можно рассматривать как сетевое сообщество, часть ИОС учителя, в котором обеспечивается взаимодействие с учащимися и родителями.

Сетевое взаимодействие в сетевых сообществах, виртуальных творческих мастерских, открытых образовательных средах помогает создать учителю индивидуальную образовательную траекторию для ученика. То есть программу индивидуального развития через самопознание и самоопределение, и программу деятельностной реализации этого развития. Развитие и саморазвитие ученика предполагают интеллектуальное и духовно-нравственное формирование его личности, что возможно только при полном погружении в образовательную медиа-среду, при соответствующем расширении его личной ИОС. Оно должно быть самоуправляемым на уровне осознания личных обязанностей и ответственности и управляемым со стороны педагогической системы.

Дети с ограниченными возможностями есть в любой группе общества, они составляют значительную его часть, и их число продолжает увеличиваться. Необходимо, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог получать полноценное образование и развиваться. Актуальность проблемы обучения детей-инвалидов обусловлена спецификой современной образовательной ситуации. Качественное образование в большей степени остается недоступным для большинства детей-инвалидов, несмотря на то, что в последнее время, изменились подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современные темпы информатизации образования и развитие Интернета открывают детям с ограниченными возможностями множество новых способов в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм будет являться дистанционное обучение.

Поэтому при составлении плана урока продумываются формы и методы работы с такими детьми, опираясь на метапредметные технологии, ИК технологии, которые дают возможность увидеть, запомнить, повторить по образцу.

Успех при подобном решении очевиден и это вновь повышает самооценку ребенка.

Во время проведения предметных декад ребята с ОВЗ составляют кроссворды, ребусы. Получают индивидуальные задания: подготовить сообщение о выдающихся ученых, написать реферат по определенной теме, по возможности, с помощью родителей, выпустить газету.

В работе с такими детьми постоянно используются информационно-коммуникационные технологии, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению; развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности, формировать у учащихся умение работать с разными источниками информации.

Подводя итог, хочу отметить, что ИКТ работают на конкретного ребенка. Они дают возможность ребенку осознать свою социальную значимость, и школьный урок превращается в процесс коллективного поиска, творчества и становления личности ребенка. Несомненно, что информационно-коммуникационные технологии относятся к инновационным технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Как сказал великий Конфуций: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности, как ученика, так и учителя.

Информатизация образовательного процесса школы - дело многотрудное, однако это путь творчества и развития, как Учителя, так и Ученика. Работать по-новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.