Тип урока |
урок логического мышления |
Класс |
5 класс |
Цель урока |
познакомить учащихся с месторасположением Китая, её климатическими условиями, занятиями и обществом; с основными идеями и взглядами китайского мудреца Конфуция; обобщать и систематизировать исторические знания по теме. |
Планируемые результаты |
метапредметные: владение умениями работать с учебной и дополнительной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
|
Формы работы |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Методы работы |
Словесный, наглядный, практический |
Оборудование |
презентация, современная карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. - III в. н.э.», карточки с заданиями, отрывки исторических документов |
Термины |
Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, мудрец, конфуцианство, бамбук |
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Учитель. Сегодня мы с вами вновь отправимся в далёкое прошлое и посетим ещё одну удивительную страну. Рассказ о ней я хочу начать с истории одной вещи.
Интрига: «Родилась она в очень уютном и приятном месте. С детских лет её окружали только заботой. Но детство, к сожалению, не было долгим. С момента своего рождения она, бесспорно, изменилась и уже совсем походила на себя маленькую. И вот вещь уже стала подростком и отправилась в далёкое путешествие. Ей довелось побывать во многих городах и странах. Но свой долгий путь приключений она, конечно, начала из этой страны» Почему? На этот вопрос я отвечу позже.
Сначала давайте определим страну, о которой идёт речь. Я включу вам музыку и картинки,по ним вы должны будете угадать в какую страну, символом которой является дракон, мы совершим путешествие.
- Кто догадался? (ответы учащихся)
- Давайте определим цели урока, используя буквы слова «урок».
У - узнаем о стране Китай, её местоположении, климатических условиях
Р - раскроем особенности занятий жителей Китая, исходя из климатических условий
О - обобщим полученные знания по теме
К - конкретизируем полученную информацию на уроке
III. Изучение новой темы
1. Географическое положение и природные условия Китая
Учитель. Что вы знаете о стране - Китай? Где он расположен?
Работа с картой.
Задание: Показать на карте местоположение древнейшего Китая.
- Где находится Китай? - (В Восточной Азии)
- По какой равнине расселились китайцы? (по всей Великой Китайской равнине)
- Какие крупные реки протекают по территории Китая? - (На севере - Желтая река Хуанхэ, на юге - Голубая река Янцзы)
Задание: Показать на карте реки Хуанхэ и Янцзы.
Великие реки Китая очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей.
- На какие реки похожи великие реки Китая? (Тигр и Ефрат)
Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин)
Земля там с незапамятных времён желтого цвета. Как гласит старинная легенда, сидя на берегу Хуанхэ, богиня Нюйва лепила человечков из жёлтой глины. Они выскальзывали из её живородящих рук и заселяли эту землю.
- Как вы думаете, чем стали заниматься люди, заселившие Китай?
Поэтому уже три с половиной тысячи лет назад на берегах Хуанхэ существовали посёлки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены.
Земледельцы Китая не боялись засухи и не спешили укрощать течение бурных рек. Однако немало бед причиняла Хуанхэ - «река, надрывающая сердце» или «река тысячи бед».
На доске изображается (или на слайде) схема.
Учитель: Я хочу, чтобы по ходу моего рассказа вы в тетрадях записывали новые удивительные вещи, о которых сегодня будем говорить. Но прежде чем перейти к записям, мне хотелось бы снова обратиться к рассказу о загадочной вещи. Как она выглядела: «была недурна собой, на вид представляла невесомое существо с очень тонким силуэтом. Но несмотря на это, была достаточно сильной. А сила в её путешествии очень пригодилась…»Вы не догадались, о какой вещи идет речь?
Конфуций - древнекитайский мыслитель, его учение.
Учитель: Все праздники вы наверняка отмечаете со своими родителями, в кругу семьи. А что для вас семья? Как вы думаете, старших уважать необходимо? (ответы учащихся)
- Вы знаете, что в Китае жил мудрец (словарная работа: мудре́ц - мудрый человек, мыслитель, человек большого ума) Конфуций (учитель показывает портрет мудреца), который говорил, что высшая добродетель - это уважение к старшим. (Рассказ учителя о рождении, жизни и учении Конфуция. На доске по ходу рассказа появляются главные изречения философа: соблюдение давних порядков, главное в семье - это уважение, забота о стариках, правитель в Китае - сын Неба). Использование исторических источников.
Вопрос: Ребята, а вы хотели бы, чтобы Конфуций и нам что-нибудь рассказал? Как вы думаете, что он сказал бы нам? (ответы учащихся).
Интересное: Заканчивая свой рассказ, учитель говорит об одной традиции Китая - встрече Нового года в кругу семьи (можно о чайной традиции) и обязательно с пельменями, которые лепят все члены семьи. Это очень давний обычай, который почитают и сейчас. Использование исторических источников.
Интрига: «Итак, опять о загадочной вещи - о ней говорил весь мир. Она была королевой. За общение с ней знатные и богатые люди готовы были платить золотом и серебром. Она привлекала своей красотой всех».
Физкультурная минутка (1-2 мин.)
2. Книги Китая
Учитель: приобщаться к традициям в наше время, например, можно с помощью рассказов бабушек и дедушек или книг, которые вам читали в детстве.
Конфуций излагал своим ученикам содержание старинных книг, чтобы они приобщались к мудрости древних. (Рассказ учителя по учебнику. По ходу рассказа появляется картинка и термин - бамбук, учитель показывает «бамбуковую книгу» из коврика под горячее).
Вопрос: Чем отличались книги Китая от современных книг? (показ на слайдах древнекитайские книги)
Интересное: А знаете, раньше в Китае считались грамотными людьми не только те, кто правильно писал, но и те, кто писал красиво.
3. Этикет Китая
Учитель: сегодня, когда я зашла в класс, со ной поздоровались …(учитель называет имена учащихся). Я считаю это хорошей манерой поведения. А какие ещё вы знаете правила поведения? (ответы учащихся).
- Снова мы обращаемся к Конфуцию (учитель дополняет уже сказанное о мудреце и рассказывает о конфуцианстве - вводится новый термин).
Использование исторических источников.
Учитель продолжает рассказывать о загадочной вещи: «она была бесценна, её сопровождало много людей, в случае опасности они готовы были применить оружие. А тем временем путешествие продолжалось, и она видела много интересного на своём пути». Вы ещё не догадались, о какой вещи идёт речь?
IV. Закрепление изученного материала
1) Фронтальный опрос.
- Где расположен Китай?
- Какие главные реки Китая вы знаете?
- Как звали мудреца?
- Высшая добродетель - это…
2) Работа по группам (учащиеся получают конверты, в которых написаны задания).
- Назовите главные изречения Конфуция и объясните их
- В чём заключалась мудрость для китайца?
- Как должен вести себя китаец?
- Почему китайцы считали, что небо покровительствует правителю?
- Чем китайская письменность похожа на египетскую?
V. Подведение итогов урока. Раскрытие интриги
Учитель: ребята, я продолжу историю загадочной вещи, и вы наверняка догадаетесь, о чём идёт речь.
«Эту вещь очень любят девочки, она красива и может их украсить. То, из чего вещь изготавливается находится в коконе, сплетённом шелкопрядом. В наше время люди очень ценят шёлковые ткани, которые приносят красоту и радость».
- Кто догадался, о какой вещи шла речь сегодня на уроке? Это - шелковый халат. (учитель предлагает примерить одному из учеников халат).
VI. Рефлексия
Давайте с вами встанем из-за парт. На левую ладонь мы мысленно кладём те знания, с которыми пришли на урок, а на правую - те знания, которые получили сегодня на уроке. А теперь давайте соединим в хлопке наши знания и хором скажем: «Спасибо!» себе и окружающим за работу на уроке.
VII. Домашнее задание
Прочитать § 22; подготовить сообщения о строительстве Великой Китайской стены (1 ученик), изобретения Китая (1 ученик).