Применение активных методов обучения на уроках математики в 4-м классе на примере урока «Деловая игра»

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: математика, деловая игра, активные методы обучения


Введение

В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в начальной школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности. Главная задача каждого учителя - не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться.

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения - это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Активные методы обучения

От выбора формы организации работы на уроке, от приема и метода, который использует учитель при обучении, во многом зависит успешность обучения. На последнее, в свою очередь, также влияет ряд таких факторов, как интерес самих учащихся к изучаемому предмету, познавательная активность каждого из учеников, их позитивное отношение к процессу обучения в целом.

Чтобы процесс обучения был успешным, ученики должны успевать на каждом уроке. Не секрет, что учащиеся успевают тогда, когда они понимают то, о чем говорит учитель, и могут передать полученные знания другим. Другими словами, одно из условий успеха обучения - активная включенность ученика в работу на уроке. Достичь этого можно, включая в учебный процесс, методы активного обучения.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Особенностью активных методов обучения является то, что учитель не заставляет учащихся активизировать внимание и мышление. При этом активность поддерживается независимо от того, желают этого школьники или нет. Для активных методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.

Выбор и особенности применения активных форм обучения должны строиться с учетом характера учебных занятий.

Все активные методы можно объединить в две группы: имитационные и не имитационные. Имитационные методы по форме проведения являются аналогами реальной практики познания и созидательной деятельности. По организации деятельности на уроке эти методы делят на игровые и неигровые. При использовании активных методов не имитационной группы учебный материал излагается устно (рассказ, беседа, школьная лекция, объяснение учителя). К этой же группе относятся методы лабораторных и учебно-практических занятий. При устном изложении учебного материала активность достигается приемами проблемного обучения. Это может быть выдвижение и последующее обоснование различных предположений, постановка проблемных вопросов, организация дискуссий.

Любой учитель стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться - это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством взрослого, а сотрудничество в группе. Следовательно, большую роль в повышении успешности обучения является групповой метод обучения.

При использовании на уроке групповой работы реализуются одновременно три главные цели: образовательная, развивающая, воспитательная. Эта форма организации способствует возрастанию глубины понимания учебного материала, познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся. Кроме того, групповая работа оказывает благоприятное влияние на развитие личности самого ребенка: растет самокритичность, учащиеся более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют, приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе, такие как такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками преподавателя в проведении урока. Следует отойти от такого обучения, когда преподаватель объясняет, рассказывает новый материал, а многие учащиеся пропускают услышанное мимо ушей. Естественно, от такого традиционного урока толку мало. Лучше если урок проводится в основном методом эвристической и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса уч-ся лично учителем не проводится - всё это делается вместе с учащимися. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанавливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку.

Задача преподавателя - не приспосабливать обучение к индивидуальным способностям учащихся, а максимально способствовать умственному развитию всех. Важно будоражить ребят заставить их думать. Учащиеся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить. В проведение уроков включаются технические диктанты, «мозговые атаки», «аукционы идей», бипарные уроки, пресс - конференции, уроки - конкурсы, викторины, КВН, деловые игры, олимпиады. Невозможно рассмотреть все формы и методы нетрадиционного обучения, поэтому рассмотрим один из них.

Урок «Деловая игра» по математике

Урок «Деловая игра» по математике для 4 класса по теме «Умножение и деление на однозначное число».

Цель: в игровой форме повторить умножение и деление на однозначное число.

Задачи:

  • закрепить изученные вычислительные приемы; повторить решение задач, уравнений;
  • развивать познавательные и интеллектуальные способности пространственное воображение, память, логическое и алгоритмическое мышление, восприятие, внимание);
  • воспитывать коллективизм, патриотизм; нравственные черты личности: доброту, способность сочувствовать, понимать, желание помогать, самосовершенствоваться, создавать условия для сохранения физического и психического развития детей за счет рациональной смены видов деятельности.

Тип урока: урок-деловая игра, работа в микрогруппах.

Методы: частично-поисковый, проблемный, самостоятельная работа, тестирование.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой

Класс делится на 4 команды, придумывают название и выбирают директора фирмы. В команде не должно быть более 6 человек. Учащиеся, не попавшие в команды, могут быть банкирами или налоговыми инспекторами (помощники учителя).

2. Постановка цели урока.

- Сегодня мы проводим необычный урок. Нам предстоит поработать в фирмах.

Наша страна стремится стать процветающей. И поэтому многие открыли и продолжают создавать фирмы. С их помощью государство идет вперед.

- Сегодня на уроке открыты фирмы по производству, реализации и сбыту зерна и хлебопродуктов (перечисляются названия фирм).

- Их директорами являются (перечисляю имена)

- А также у нас есть банковские работники, они будут моими непосредственными помощниками. Я являюсь генеральным директором головного предприятия. Ваша цель заработать как можно больше денег.

3. Устный счет

- Проверим, чья фирма умеет хорошо считать. Умение считать для фирм - это очень важно. Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени. (задания в файлах - напечатанные на разноцветных листах). Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами.

(За правильные ответы вручаются денежные купюры в соответствии со сложностью вопроса)

Здесь используется метод кодокарта. Левый столбец - задания, правый - ответы к заданиям. В течение 1 мин вы должны ознакомиться с заданиями и при помощи цифр, затем показать букву ответов, им соответствующих. Задание показывается на доске. Отчет предоставляет директор банкиру, а он выдает деньги, в зависимости от правильных ответов.

Вычисли.

1

320*2 =

А

4900

2

126: 9=

Б

1827

3

10000- 5100=

В

608

4

827+406+594=

Г

14

5

76 * 8 =

Д

15100

6

60000 - 44900 =

Е

640

Ответы: 1Е, 2Г, 3А, 4Б, 5В, 6Д (100 рублей каждый ответ)

Реши задачу.

Задачи читается учителем. На доске таблица с ответами. Надо соотнести номер задачи с буквой ответа.

1) К посеву хлебных культур сначала приступило 130 рабочих и 110 работниц фирм. Их разделили на 10 одинаковых бригад. Сколько человек в каждой бригаде? (24 человека)

2) Президенту фирмы 35 лет, он старше своего секретаря на 6 лет. Сколько лет секретарю? (29 лет)

3) Умножьте количество месяцев в году на число дней в неделе. (12*7=84 дня)

4) Из 1 центнера вычесть 30 кг. (70 кг)

5) Длина прямоугольного участка под посевы равна 200 метров, а ширина - 20 метров. Чему равна площадь этого участка? (S= 200*20= 4000 квадратных метра.)

6) Автомобиль шёл 3ч со скоростью 180 км/ч. Какой путь прошёл автомобиль за это время? (540 км)

Ответы: 1В, 2Е, 3А, 4Д, 5Г, 6Б (100 рублей каждый ответ)

4. Работа над деловыми бумагами

Здесь используется метод групповой работы или мозговой штурм. В течение 2 минут надо решить задачу.

- А теперь приступим к работе с деловыми бумагами. Возьмите красные бумаги. Вам нужно решить задачу.

Задача (в раздаточной карте красного цвета)

На первом поле посеяли

  • 1 фирма 400 га пшеницы
  • 2 фирма 200 га пшеницы
  • 3 фирма 300 га пшеницы
  • 4 фирма 100 га пшеницы
  • 5 фирма 240 га пшеницы

А на втором в 3 раза больше чем на первом, а на третьем поле посели в 4 раза меньше, чем на втором. Сколько всего гектаров пшеницы засеяно на трёх полях?

1 поле

2 поле

3 поле

Всего: 5890га. За правильный ответ фирма получает 500 рублей.

Найди и исправь ошибку.

Использование метода найди ошибку в форме самостоятельной работы.

- Бухгалтер фирмы допустил ошибку в вычислениях. Найди и исправь ее. (на раздаточной карте зеленого цвета, директор раздает числовые выражение в соответствии с возможностями учащихся).

  1. (7507 + 5636) : (350 - 347) = 4384 (4381)
  2. 560000 : 100 ∙ 8 = 44800
  3. 3042 : 6 ∙ 8 - 4044 =13 (12)
  4. 4 ∙ (932 + 1792) : 6 = 1916 (1816)
  5. 500 + (600 - 3 ∙ 100) : 10 = 630 (530)
  6. 1000 * (76 : 4) + 895 = 20895 (19895)

(проверка микрогрупп) (каждый правильный ответ по 100 руб.)

5. Физминутка

Использование метода-игры «Верю - не верю».

- А сейчас в наших фирмах выходной, предлагаю всем встать и размяться. Если моё высказывание истинное, то вы молчите, если ложное - хлопайте в ладоши 2 раза:

В 1 км - 100 м

Если любое число умножить на 1 будет 1.

Уменьшить число в 3 раза - значит умножить его на 3.

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

200 : 10 = 2000

Если любое число умножить на 0 будет ноль.

Делить на 0 можно.

Любое число можно разделить на другое число.

Сто десятков образуют тысячу.

1 м = 100 дм

6. Программированный опрос

Ответьте на вопросы программированного опроса самостоятельно. Если утверждение истинно, вы в карточке ставите плюс в соответствующей колонке, если ложно - минус.

(директора раздайте карточки)

(карточка ученика)

1

2

3

4

5

6

7

8

(презентация)

  1. 440+200=600
  2. 2км=200м
  3. 18 месяцев= 1год 6 месяцев
  4. 120*4= 840
  5. 4+5 -числовое выражение
  6. 150+х=260
    Х=260-150
    Х=111
  7. 300*10= 3000
  8. 5 кг400г-4кг 100г= 1 кг 200г

(каждый верный ответ 10 руб)

А теперь директора должны собрать отчетные бланки у своих работников и передать на проверку другой фирме.
Группы обмениваются листочками, взаимопроверка, подсчет баллов под контролем банкиров. И выдача заработанных денег.

7. Совещание

Использование метода «Горячий стул».

- Как вы все знаете, что на предприятиях бывают совещания, на которых фирмы отчитываются в своей работе. Вот сейчас и ваши фирмы отчитаются. Из каждой фирмы выходит по одному представителю, ему по очереди будут задавать вопросы участники из других фирм, а именно примеры для устного решения до тех пор, пока он не собьется, затем его сменяет представитель другой фирмы. За каждый правильный ответ фирма получает 100руб. Но если он ошибается, то ответ спрашивается у того, кто его задал и если он тоже ошибается, то отчитывающийся получает 100руб. от банка и 100 руб. от фирмы, которая задавала вопрос.

8. Отчет

Использование метода «Математический пазл» работа в парах.

- Все фирмы по итогам года сдают отчет, вот и вам сейчас предстоит подготовить отчет. Но сделать его надо быстро, поэтому я предлагаю вам распределиться по парам. Каждой паре из данных частей необходимо собрать математическую формулу, а как она называется написано на доске.

Из синих - сочетательное свойство умножения

(a

b)

c

=

a

(b

c)

Из розовых - распределительное свойство умножения

(a

+

b)

c

=

a

с

+

b

c

Из красных - распределительное свойство деления

(a

+

b)

:

c

=

a

:

с

+

b

:

c

Каждая формула 300 руб.

9. Перевозка груза

Используется метод «Муха». На доске нарисовано поле 3х3. В центре «сидит муха» в нашем случае грузовик.

- Сейчас ваши фирмы должны развести вашу продукцию по магазинам города, а выезжать за пределы города он не может. Город будет представлен в виде поля 3х3. «Грузовик» может перемещаться вверх, вниз, влево, вправо. Каждая фирма по очереди отдают команды и следят за положением воображаемого «грузовика». Тот, кто выведет грузовик за пределы поля, выбывает. Кто выбыл первый, получает 100руб., второй - 200руб., третий - 300 руб. и победитель 400руб.

10. Подведение итогов

- А теперь время подвести итоги. Вы плодотворно поработали. Президенты должны подсчитать заработанные деньги. Выигрывает та фирма, которая заработала больше денег.

- Объявляется победитель. Благодарим детей за сотрудничество.

Заключение

Наиболее целесообразно сочетание активных методов с обычными традиционными методами обучения, которые обеспечивают необходимый для активной деятельности учащихся фундамент знаний, умений и навыков. По мнению отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдов, А.К.Дусавицкий, Г.М.Кучинский, В.Я.Ляудис и др.), эффективность использования того или иного активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Кроме того, в использовании активных методов необходима системность, постепенное увеличение степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшение различных видов учительской помощи. Только тогда использование активных методов обучения будет влиять на успешность обучения школьников. Не зря древняя китайская мудрость гласит:

Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я пойму.