Целью урока: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с этими понятиями.
Задачи данного урока:
- раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»;
- формировать умение правильно оценивать себя и других;
- умение работать в группе;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу;
- осознать, что библейские заповеди, указывают человеку, что нужно и что не нужно ему делать для того, чтобы жить в ладу со своей совестью.
А также научить детей анализировать свои поступки, руководствуясь совестью как нравственным критерием (через отношение к себе: а какой я?)
На уроках я использую разные методы.
Один из самых удачных методов воздействия на ребёнка - нравоучительное чтение, это использование самых разнообразных притч. Ведь притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.
Во-первых, она может быть «зеркалом», в котором мы видим самих себя. Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями.
Во-вторых, взрослый язык, логика не всегда понятны ребёнку, и поэтому свои маленькие проблемы и вопросы ему легче найти в образных ситуациях.
На данном уроке я использовала притчу для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям быстрее включиться в него, а также дети, слушая притчу, самостоятельно сформулировали тему урока.
Затем мной был использован метод драматизации, так как театрализация привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре. Подготовленные дети прочитали притчу «О бабочке» по ролям, после чего в дискуссии с классом мы вышли с детьми на открытие того, что Совесть неразрывно связана с умением различать добро и зло. Затем я предложила ребятам поработать в группах и выделить положительные и отрицательные качества человека. Мы остановились с детьми на отрицательных качествах и вышли на новое открытие, что совесть человека может подсказать и осудить его, если он что-то сделал неправильно. Поговорили о работе совести, я попросила ребят задуматься, испытывали они когда-нибудь угрызения совести, и как можно охарактеризовать это чувство. Дети признались, что они испытывали стыд и очень хотели от него избавиться. Так на уроке мы подошли к такому важному понятию как раскаяние. Вы сами сейчас все увидите.
А главный результат, на который я очень хочу надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, в стремлении его к добру и неприятию зла.
1. Определение темы урока
- Послушайте притчу и попробуйте определить тему нашего урока (текст читает учитель).
Притча «О камнях» (Слайд 2)
Один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговцы вместо товара положили в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде. И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стояли дряхлые старики.
- Здравствуй, - сказали они, - это мы обманули тебя тогда, и мы пришли попросить прощения.
Человек ответил:
- Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце.
2. Беседа
- Как вы думаете, что же мешало торговцам жить спокойно? Что мучило их все эти годы?
- Как можно по-другому назвать эту притчу?
- Итак, сегодня на уроке мы будем говорить с вами о таком важном понятии как совесть. Вы узнаете о подсказках совести, а также, поговорим о том, как исправлять ошибки.
(Слайд 2-2)
3. Первичное усвоение новых знаний
- А что такое совесть, как вы понимаете?
Совесть - это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки. (Слайд 3)
- Как вы думаете, зачем человеку совесть? (ответы детей)
- Сегодня на уроке мы не только будем говорить о совести, на этом уроке мы узнаем, с какими понятиями и умениями неразрывно связана наша совесть. Для этого, я предлагаю вам послушать ещё одну притчу.
Работа над притчей «Бабочка» (театрализация детьми) (Слайд 4)
- Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался:
- А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ? - Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
- Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках…
Вопросы учителя:
- Как вы думаете, какой выбор может сделать мальчик по отношению к бабочке? (или убить или отпустить)
- Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)
- А если он сохранит ей жизнь? (это добро)
- Так с какими понятиями человека неразрывно связана наша совесть?
- Наша совесть умеет различать добро и зло.
- А вы способны отличить добро от зла? Давайте проверим. (Слайд 5)
- Сейчас вы будете работать в группах. У вас на столах лежат карточки со словами, характеризующими качества человека, ваша задача, определите, какие из них являются помощниками добра, а какие из них - идут рядом со злом.
ПРОВЕРКА. Одна группа зачитывает слова - ДОБРО, вторая - ЗЛО. (Слайд 5 - 2)
ДОБРО
взаимовыручка
|
ЗЛО
обман
|
- Давайте найдём в учебнике данные определения и попробуем узнать, как православная культура трактует понятия добра и зла (чтение по учебнику)
- Добро - это то, что способствует росту души человека, помогает людям и радует Бога.
- Зло - это те недобрые поступки, мысли, которые отдаляют человека от роста души, от достижения благих целей.
- У слова «зло» в православии есть синоним - Грех.
- Найдите в учебнике определение слову Грех. (чтение детьми)
- Это рана, которую человек наносит собственной душе.
- За совершенное зло человек отвечает по-разному. Выберете те понятия зла, за которые человек отвечает перед законом в лице государства.
(Дети выбирают: воровство, жестокость, убийство.) (Слайд 5 - 3)
- Закон не всякий грех считает преступлением и не судит за него. А православие всякое преступление считает грехом.
- У вас осталось еще немало понятий в столбике зла, например, зависть не дает покоя человеку, кто его будет судить, ведь это тоже грех? (Люди)
- А он сам себя будет судить? Что укажет человеку на его неправильные поступки? (совесть)
Вывод: Человеку на его грех указывает его собственная совесть.
Можно даже сказать, что у совести 2 дела: А какие? Найдите в учебнике самостоятельно.
- Перед выбором совесть подсказывает - можно - нельзя;
- После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Я же говорила, что нельзя! Исправься!»
Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хорошие или плохие наши поступки.
- Наша совесть неразрывно ходит с добром. Это такая работа: добрые поступки совесть одобряет, а за злые поступки, начинает мучить человека. В народе так и говорят, мучают угрызения совести.
- И что же делать в таком случае, как поступить, какое принять лекарство, чтобы избавиться от угрызений совести?
- Давайте вернёмся к нашей притче о торговцах, чем закончилась притча? (Они повинились, признались, раскаялись.)
4. Обсуждение проблемного задания
- Есть определённые шаги, которые должен совершить человек на пути к раскаянию? В православии существуют 3 этапа, найдите в учебнике. (Чтение учебника)
1 - осознать ошибку; Первый шаг покаяния означает сожаление о том, что сделано
2 - попросить прощение, то есть готовность исправить свой поступок и понести наказание.
3 - сходить на исповедь, покаяться перед Богом. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее.
(Слайд 6)
- Чувство раскаяния - это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», - гласит русская пословица.
- Давайте соберём и мы пословицу и таким образом построим дорогу добра. (Работа в группе) (Слайд 7-8)