Цель занятия: обобщение знаний и умений дифференциации звонких и глухих согласных.
Задачи:
Обучающие:
- Уточнение и закрепление понятий о звонкости и глухости согласных, их дифференциация.
- Формирование навыка слогового анализа слова.
- Продолжение формирования навыка составления грамматически правильно оформленного предложения.
Воспитательные:
- Воспитание эстетического вкуса, чувства взаимоподдержки, взаимоуважения
- Воспитание аккуратности.
Развивающие
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие плавности речи и правильного речевого дыхания.
- Развитие активного и пассивного словаря.
- Развитие внимания, мышления и памяти.
Оборудование:
- Карточки-символы (погода, звонкости-глухости, артикуляционная и дыхательная гимнастика).
- Символические картонные домики с кармашками для букв с крышами красного и синего цвета.
- Карточки с буквами.
- Искусственная елка и украшения для елки.
- Муляжи апельсинов.
- Посылочный ящик.
- Костюм Деда Мороза.
Возрастная категория участников-детей: 2 класс (дети с ОВЗ, умственная отсталость).
Формы организации занятия: сюжетно-тематическая игра, упражнения.
Ход занятия
I. Оргмомент
- Сядет на свое место тот, кто услышит в своем имени звук [с], [в], [к], [р]
II. Речевая зарядка
- На занятии наши уши внимательно слушают и все слышат, наши глаза внимательно смотрят и все видят, наш рот красиво говорит.
Сопровождается массажными движениями)
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все ясно и понятно
Чтоб всем было приятно
III. Разговор о погоде
- Расскажите, какая сегодня погода? (солнечная, пасмурная, ветер, снег и т.д.)
- Отметим погоду на доске с помощью карточек.
IV. Беседа по мультфильму «Простоквашино». Актуализация знаний про «Простоквашино»
- Сегодня мы с вами отправляемся в деревню Простоквашино помогать коту Матроскину и псу Шарику готовиться к Новому году. Вы знаете, кто это?
- Дорогу замело. Как мы поедем?
- Давайте отправимся на лыжах.
V. Логозарядка
а) дыхательная гимнастика, сопровождающаяся движениями, также показываются карточки-символы.
- Вот мы добрались до озера Простоквашино. Назовите первый звук слова «озеро»? На что похоже озеро, покрытое льдом? (зеркало). У вас на партах есть маленькие озера-зеркала. Возьмем их и сделаем упражнения для нашего язычка, губ, щек.
б) артикуляционная гимнастика с использованием зеркала
для губ
- «Зайчик» - Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
- «Улыбка» - Удерживание губ в улыбке (губы сильно растянуть). Зубы не видны.
для щек - «Погонять шарик» - Имитация полоскания зубов
для языка - «Змейка» - Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать его узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе.
VI. Работа по теме
Работа над деформированным словом
- Вот мы и оказались в деревне. Вчера была сильная метель. Слоги из таблички с названием деревни смешались. Давайте расставим слоги в правильной последовательности и узнаем, как она называется. (ПРОСТОКВАШИНО)
1. Определение понятий «звонкий-глухой»
При ответах детей предполагаются полные предложения
- Скажите, из чего состоит слово (из слогов)
- А из чего состоят слоги? (из звуков, букв)
- Какие мы знаем звуки, буквы? (гласные, согласные)
- В деревне Простоквашино есть домик с красной крышей, а также домики с синими крышами?
- Вспомните, в каком домике живут гласные звуки? (с красной крышей)
- В каком домике живут согласные звуки? (с синими крышами)
- Почему на одном домике есть звонок, а на другом - нет? (звонкие - глухие)
- Как узнаем, звонкий или глухой звук? (по работе горлышка)
Дети прикладывают руку к горлу и ощущают работу голосовых связок при произнесении звонких согласных
2. Закрепление материала «звонкие - глухие согласные»
Игра «Кто в домике живет или разгребем сугроб»
После метели буквы оказались в сугробе. Поможем им выбраться из сугроба и найти свой дом. Буквы, обозначающие звонкий согласный, живут в домике с колокольчиком. Буквы, обозначающие глухие согласные - в домике без колокольчика.
Детям предлагается «расселить» несколько букв по домикам
3. Дифференциация звуков на слух. Работа с колокольчиками
Называется звук, учащиеся звенят колокольчиком, если звук звонкий. Далее необходимо составить слово на этот звук.
4. Слоговой состав слова
- Кот Матроскин и пес Шарик принесли из лесу елочку. Давайте поможем им нарядить ее.
Дети наряжают елку шариками, на которых написаны слоги. Далее предлагается сложить слоги в слова.
Примерный материал: сан, ки, ва, реж, ки, зи, ма, де, рев, ня (санки, варежки, зима, деревня)
5. Физминутка
Ребята, давайте проведем небольшую разминку вместе с нашими героями из Простоквашино возле елочки.
Были бы у елочки
Ножки,
Побежала бы она по дорожке
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на елочке
Игрушки -
Разноцветные фонарики,
Хлопушки. (движения на усмотрение педагога)
6. Работа над словом и предложением
(Стук в дверь)
- Кто-то к нам идет.
За дверью оказывается посылка. В посылке лежат муляжи апельсинов, внутри которых находятся записки со словами (слова начинаются на звонкую или глухую согласную.) Задание: выделить начальный звук, звонкий или глухой, придумать с данным словом предложение. Предложение записать в тетради в виде схемы.
Примерный лексический материал: санки, варежки, зима, деревня
Дети должны внимательно прослушать предложения друг у друга, затем повторить их.
VII. Рефлексия
- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?
- С кем познакомились?
- Какие звуки повторяли?
- Чему научились?
VIII. Заключение
В класс входит Дед Мороз и раздает всем подарки, натуральные апельсины.