Конспект логопедического занятия "Обобщение по теме "Звонкие–глухие согласные"

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: Звонкие и глухие согласные


Цель занятия: обобщение знаний и умений дифференциации звонких и глухих согласных.

Задачи:

Обучающие:

  • Уточнение и закрепление понятий о звонкости и глухости согласных, их дифференциация.
  • Формирование навыка слогового анализа слова.
  • Продолжение формирования навыка составления грамматически правильно оформленного предложения.

Воспитательные:

  • Воспитание эстетического вкуса, чувства взаимоподдержки, взаимоуважения
  • Воспитание аккуратности.

Развивающие

  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие плавности речи и правильного речевого дыхания.
  • Развитие активного и пассивного словаря.
  • Развитие внимания, мышления и памяти.

Оборудование:

  • Карточки-символы (погода, звонкости-глухости, артикуляционная и дыхательная гимнастика).
  • Символические картонные домики с кармашками для букв с крышами красного и синего цвета.
  • Карточки с буквами.
  • Искусственная елка и украшения для елки.
  • Муляжи апельсинов.
  • Посылочный ящик.
  • Костюм Деда Мороза.

Возрастная категория участников-детей: 2 класс (дети с ОВЗ, умственная отсталость).

Формы организации занятия: сюжетно-тематическая игра, упражнения.

Ход занятия

I. Оргмомент

- Сядет на свое место тот, кто услышит в своем имени звук [с], [в], [к], [р]

II. Речевая зарядка

- На занятии наши уши внимательно слушают и все слышат, наши глаза внимательно смотрят и все видят, наш рот красиво говорит.

Сопровождается массажными движениями)

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все ясно и понятно
Чтоб всем было приятно

III. Разговор о погоде

- Расскажите, какая сегодня погода? (солнечная, пасмурная, ветер, снег и т.д.)

- Отметим погоду на доске с помощью карточек.

IV. Беседа по мультфильму «Простоквашино». Актуализация знаний про «Простоквашино»

- Сегодня мы с вами отправляемся в деревню Простоквашино помогать коту Матроскину и псу Шарику готовиться к Новому году. Вы знаете, кто это?

- Дорогу замело. Как мы поедем?

- Давайте отправимся на лыжах.

V. Логозарядка

а) дыхательная гимнастика, сопровождающаяся движениями, также показываются карточки-символы.

- Вот мы добрались до озера Простоквашино. Назовите первый звук слова «озеро»? На что похоже озеро, покрытое льдом? (зеркало). У вас на партах есть маленькие озера-зеркала. Возьмем их и сделаем упражнения для нашего язычка, губ, щек.

б) артикуляционная гимнастика с использованием зеркала

для губ

  • «Зайчик» - Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
  • «Улыбка» - Удерживание губ в улыбке (губы сильно растянуть). Зубы не видны.

для щек - «Погонять шарик» - Имитация полоскания зубов

для языка - «Змейка» - Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать его узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе.

VI. Работа по теме

Работа над деформированным словом

- Вот мы и оказались в деревне. Вчера была сильная метель. Слоги из таблички с названием деревни смешались. Давайте расставим слоги в правильной последовательности и узнаем, как она называется. (ПРОСТОКВАШИНО)

1. Определение понятий «звонкий-глухой»

При ответах детей предполагаются полные предложения

- Скажите, из чего состоит слово (из слогов)

- А из чего состоят слоги? (из звуков, букв)

- Какие мы знаем звуки, буквы? (гласные, согласные)

- В деревне Простоквашино есть домик с красной крышей, а также домики с синими крышами?

- Вспомните, в каком домике живут гласные звуки? (с красной крышей)

- В каком домике живут согласные звуки? (с синими крышами)

- Почему на одном домике есть звонок, а на другом - нет? (звонкие - глухие)

- Как узнаем, звонкий или глухой звук? (по работе горлышка)

Дети прикладывают руку к горлу и ощущают работу голосовых связок при произнесении звонких согласных

2. Закрепление материала «звонкие - глухие согласные»

Игра «Кто в домике живет или разгребем сугроб»

После метели буквы оказались в сугробе. Поможем им выбраться из сугроба и найти свой дом. Буквы, обозначающие звонкий согласный, живут в домике с колокольчиком. Буквы, обозначающие глухие согласные - в домике без колокольчика.

Детям предлагается «расселить» несколько букв по домикам

3. Дифференциация звуков на слух. Работа с колокольчиками

Называется звук, учащиеся звенят колокольчиком, если звук звонкий. Далее необходимо составить слово на этот звук.

4. Слоговой состав слова

- Кот Матроскин и пес Шарик принесли из лесу елочку. Давайте поможем им нарядить ее.

Дети наряжают елку шариками, на которых написаны слоги. Далее предлагается сложить слоги в слова.

Примерный материал: сан, ки, ва, реж, ки, зи, ма, де, рев, ня (санки, варежки, зима, деревня)

5. Физминутка

Ребята, давайте проведем небольшую разминку вместе с нашими героями из Простоквашино возле елочки.

Были бы у елочки
Ножки,
Побежала бы она по дорожке
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на елочке
Игрушки -
Разноцветные фонарики,
Хлопушки. (движения на усмотрение педагога)

6. Работа над словом и предложением

(Стук в дверь)

- Кто-то к нам идет.

За дверью оказывается посылка. В посылке лежат муляжи апельсинов, внутри которых находятся записки со словами (слова начинаются на звонкую или глухую согласную.) Задание: выделить начальный звук, звонкий или глухой, придумать с данным словом предложение. Предложение записать в тетради в виде схемы.

Примерный лексический материал: санки, варежки, зима, деревня

Дети должны внимательно прослушать предложения друг у друга, затем повторить их.

VII. Рефлексия

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

- С кем познакомились?

- Какие звуки повторяли?

- Чему научились?

VIII. Заключение

В класс входит Дед Мороз и раздает всем подарки, натуральные апельсины.