В настоящее время приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация и развитие личностного, познавательного и общекультурного потенциала учащихся. И работа педагога-психолога с этой точки зрения становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду образовательных критериев. Особый смысл эта фраза приобретает в работе специалиста с учащимися начальной школы, с момента поступления ребенка в первый класс, так как от формирования адекватных учебных мотивов ребенка, его успешной адаптации ребенка в новой среде во многом зависит успешность его учебной деятельности. И если мы не хотим, чтобы с первых дней обучения ребенок стал «тяготиться» школой, мы должны сделать все, чтобы пробудить в ребенке эти мотивы учения, которые должны быть заложены в самом процессе обучения. В связи с этим, основной задачей работы учителей и педагога-психолога становится задача формирования у ребенка желания учиться именно потому, что он хочет учиться, что ему нравится сам процесс учения.
Не секрет, что в младшем школьном возрасте одной из ведущих деятельностей выступает познавательная деятельность, центром развития которой выступает познавательный интерес ребенка. В исследованиях Г.И.Щукиной познавательный интерес определяется как «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе… увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы само себя подкрепляет».
Учеба должна протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовольствие от участия в ней.
В качестве основного результата образования выступает овладение обучающимся набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Универсальные учебные действия - это умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Выделяют 4 вида УУД:
Личностные УУД, которые направлены на определение ценностно-смысловой ориентации учащихся. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.). Т.е., в широком смысле, данные УУД отражают отношение ученика к таким социальным ценностям:
- идентификация себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов, к культуре и истории своей страны;
- различение основных нравственно-этические понятий;
- соотношение поступков с моральной нормой; оценивание своих и чужих поступков (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения и пр.
Если же рассматривать личностные УУД, отражающие отношение к учебной деятельности, то они включают в себя следующие ориентации:
- выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желания больше узнать;
- оценивание собственной учебной деятельности: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- применение правил делового сотрудничества: сравнивание разных точек зрения; способность считаться с мнением другого человека; проявление терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах, различных школьных конкурсах, тематических классных часах и пр.;
- подведение итогов урока в форме дискуссии;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений, портфолио и пр.;
- шкала выраженности учебно-познавательного процесса;
- методики на выявление характера атрибуции успеха/неуспеха;
- анкетирование «Оцени поступок»;
- Беседа о школе (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.);
- методика «Что такое хорошо, что такое плохо».
Регулятивные УУД - действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- одним из эффективных учебных заданий для развития регулятивных учебных действий является работа по решению текстовых задач;
- методика «преднамеренные ошибки» или «деформированный план»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- контрольный опрос на определенную проблем;
- упражнение «сравнение с эталоном»;
- упражнение «ранжирование по шкалам»;
- методика «незаконченное предложение»;
- использование «шкалы успеха»;
- методика «Рисование бабочки».
Коммуникативные УУД подразумевают владение умственными и практическим действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной деятельности, способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по каким-либо учебным или творческим заданиям;
- упражнение «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д.;
- методика «Рукавички»;
- Методика «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл);
- Методика «Ковёр» (Овчарова Р.);
- Социометрия;
- проведение каких-либо спортивных мероприятий с целью сплочения детского коллектива, развития навыка общения друг с другом;
- проведение КВНов и пр.
Познавательные УУД, которые представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности. Другими словами, познавательные универсальные учебные действия - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- поиск лишнего;
- методика «Лабиринты»;
- упорядочивание;
- методика «Цепочки»;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями;
Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
В связи с этим, результаты образования делятся на три группы:
- Личностные результаты (личностные УУД);
- Метапредметные результаты (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД);
- Предметные результаты.
Данные результаты подвергаются внешней оценке, которую осуществляют педагоги, и внутренней, к оценке которой и подключается педагог-психолог, чтобы оценить сформированность универсальных учебных действий обучающихся. Работа педагога-психолога по формированию и развитию УУД предполагает различные формы его работы. Педагог-психолог отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно за психическое развитие и психологическое здоровье детей.
Педагог-психолог в школе обеспечивает целенаправленное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятельность детей, стимулирует развитие психологической культуры, использует возможности личности ребенка, как субъекта собственного развития, изучает индивидуально-психологические, личностные и возрастные особенности детей, социально-психологические факторы и условия их развития и обучения. Также педагог-психолог обеспечивает взаимодействие специалистов образовательного учреждения и родителей в рении психологических проблем ребенка. Вся эта работа специалиста психологической помощи направлена на адекватное развитие каждого ребенка в рамках учебного процесса, на его комфортную адаптацию, формирование правильных мотивов, на его адекватное всестороннее развитие в процессе обучения и усвоения опыта.
Таким образом, введение новых образовательных стандартов поспособствовало модернизации системы обучения в школе, так как важное место в образовательном процессе стало занимать психологическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически комфортной образовательной среды. Новые стандарты меняют образовательную ситуацию в школе, ставя на ведущее место применение психологических знаний для успешной организации учебного процесса в целом.
Список литературы
- Асмолов А.Г., Барменская Г.В. и др. Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя, Москва «Просвещение», 2011.
- Колесникова А.К. Формирование личностных УУД в начальной школе. Электронный ресурс. Режим доступа: https://nsportal.ru
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е. Обучение жизненно важным навыкам. СПб. «Образование - Культура», 2002 nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/12/22/
- Познавательные универсальные учебные действия по ФГОС. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.planeta-kniga.ru/blog/poznavatelnye-universalnye-uchebnye-dejstvija.html
- Формирование личностных УУД в начальной школе. Электронный ресурс. Режим доступа: https://infourok.ru