Роль педагога-психолога в формировании и развитии предметных и метапредметных результатов учеников начальной школы

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящее время приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация и развитие личностного, познавательного и общекультурного потенциала учащихся. И работа педагога-психолога с этой точки зрения становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду образовательных критериев. Особый смысл эта фраза приобретает в работе специалиста с учащимися начальной школы, с момента поступления ребенка в первый класс, так как от формирования адекватных учебных мотивов ребенка, его успешной адаптации ребенка в новой среде во многом зависит успешность его учебной деятельности. И если мы не хотим, чтобы с первых дней обучения ребенок стал «тяготиться» школой, мы должны сделать все, чтобы пробудить в ребенке эти мотивы учения, которые должны быть заложены в самом процессе обучения. В связи с этим, основной задачей работы учителей и педагога-психолога становится задача формирования у ребенка желания учиться именно потому, что он хочет учиться, что ему нравится сам процесс учения.

Не секрет, что в младшем школьном возрасте одной из ведущих деятельностей выступает познавательная деятельность, центром развития которой выступает познавательный интерес ребенка. В исследованиях Г.И.Щукиной познавательный интерес определяется как «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе… увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы само себя подкрепляет».

Учеба должна протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовольствие от участия в ней.

В качестве основного результата образования выступает овладение обучающимся набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Универсальные учебные действия - это умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Выделяют 4 вида УУД:

Личностные УУД, которые направлены на определение ценностно-смысловой ориентации учащихся. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.). Т.е., в широком смысле, данные УУД отражают отношение ученика к таким социальным ценностям:

  • идентификация себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
  • проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов, к культуре и истории своей страны;
  • различение основных нравственно-этические понятий;
  • соотношение поступков с моральной нормой; оценивание своих и чужих поступков (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
  • мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения и пр.

Если же рассматривать личностные УУД, отражающие отношение к учебной деятельности, то они включают в себя следующие ориентации:

  • выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желания больше узнать;
  • оценивание собственной учебной деятельности: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
  • применение правил делового сотрудничества: сравнивание разных точек зрения; способность считаться с мнением другого человека; проявление терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • участие в проектах, различных школьных конкурсах, тематических классных часах и пр.;
  • подведение итогов урока в форме дискуссии;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений, портфолио и пр.;
  • шкала выраженности учебно-познавательного процесса;
  • методики на выявление характера атрибуции успеха/неуспеха;
  • анкетирование «Оцени поступок»;
  • Беседа о школе (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.);
  • методика «Что такое хорошо, что такое плохо».

Регулятивные УУД - действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • одним из эффективных учебных заданий для развития регулятивных учебных действий является работа по решению текстовых задач;
  • методика «преднамеренные ошибки» или «деформированный план»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • контрольный опрос на определенную проблем;
  • упражнение «сравнение с эталоном»;
  • упражнение «ранжирование по шкалам»;
  • методика «незаконченное предложение»;
  • использование «шкалы успеха»;
  • методика «Рисование бабочки».

Коммуникативные УУД подразумевают владение умственными и практическим действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной деятельности, способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по каким-либо учебным или творческим заданиям;
  • упражнение «отгадай, о ком говорим»;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д.;
  • методика «Рукавички»;
  • Методика «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл);
  • Методика «Ковёр» (Овчарова Р.);
  • Социометрия;
  • проведение каких-либо спортивных мероприятий с целью сплочения детского коллектива, развития навыка общения друг с другом;
  • проведение КВНов и пр.

Познавательные УУД, которые представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности. Другими словами, познавательные универсальные учебные действия - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

  • поиск лишнего;
  • методика «Лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • методика «Цепочки»;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями;

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

В связи с этим, результаты образования делятся на три группы:

  • Личностные результаты (личностные УУД);
  • Метапредметные результаты (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД);
  • Предметные результаты.

Данные результаты подвергаются внешней оценке, которую осуществляют педагоги, и внутренней, к оценке которой и подключается педагог-психолог, чтобы оценить сформированность универсальных учебных действий обучающихся. Работа педагога-психолога по формированию и развитию УУД предполагает различные формы его работы. Педагог-психолог отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно за психическое развитие и психологическое здоровье детей.

Педагог-психолог в школе обеспечивает целенаправленное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятельность детей, стимулирует развитие психологической культуры, использует возможности личности ребенка, как субъекта собственного развития, изучает индивидуально-психологические, личностные и возрастные особенности детей, социально-психологические факторы и условия их развития и обучения. Также педагог-психолог обеспечивает взаимодействие специалистов образовательного учреждения и родителей в рении психологических проблем ребенка. Вся эта работа специалиста психологической помощи направлена на адекватное развитие каждого ребенка в рамках учебного процесса, на его комфортную адаптацию, формирование правильных мотивов, на его адекватное всестороннее развитие в процессе обучения и усвоения опыта.

Таким образом, введение новых образовательных стандартов поспособствовало модернизации системы обучения в школе, так как важное место в образовательном процессе стало занимать психологическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически комфортной образовательной среды. Новые стандарты меняют образовательную ситуацию в школе, ставя на ведущее место применение психологических знаний для успешной организации учебного процесса в целом.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г., Барменская Г.В. и др. Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя, Москва «Просвещение», 2011.
  2. Колесникова А.К. Формирование личностных УУД в начальной школе. Электронный ресурс. Режим доступа: https://nsportal.ru
  3. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е. Обучение жизненно важным навыкам. СПб. «Образование - Культура», 2002 nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/12/22/
  4. Познавательные универсальные учебные действия по ФГОС. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.planeta-kniga.ru/blog/poznavatelnye-universalnye-uchebnye-dejstvija.html
  5. Формирование личностных УУД в начальной школе. Электронный ресурс. Режим доступа: https://infourok.ru