Волонтерское движение в школе – современный уровень социального воспитание школьников

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Социальная педагогика, Мастер-класс, Конкурс «Волонтёрское движение в школе»

Ключевые слова: волонтерское движение


«Лучший способ не делать дурного - делать благое, потому что в этом мире нет ничего труднее, чем пытаться вовсе ничего не делать».
Джон Клэр

Волонтер - это звучит гордо! В переводе с французского «волонтер» - это «человек - доброволец». Человек, который имеет привычку заботиться о ближних людях, помогая им без какой-либо выгоды. А награда за это - благодарность и признательность людей, которым оказана существенная помощь.

В начале 90-х годов ХХ века в российских педагогических исследованиях распространяется термин «социальное воспитание». Основываясь на идеях А.В.Мудрика: «социальное воспитание - это воспитание, направленное на обеспечение задач социализации человека, включение его в существующую систему социокультурных отношений общества путем усвоения и воспроизводства культуры и одновременно развитие и самоизменение человека в этом процессе».

«Социальное воспитание» появилось в педагогических концепциях в связи с задачами формирования и развития в человеке чувства или долга причастности к обществу путем накапливания индивидуального социального опыта в форме запечатленных ощущений, переживаний, способов взаимодействия, знаний и умений, интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок.

Современное осмысление социального воспитания во многом продолжает историческую педагогическую традицию и рассматривается не столько в связи с проблемами социальной политики, социального совершенствования общества, сколько в связи с вопросами социального развития человека, становления качеств солидарности, нравственности, гражданственности, межличностных отношений. Особенно важным является понимание того, что решение задач социального воспитания впрямую связано с развитием образовательных учреждений, в которых создаются специальные условия, особая жизнедеятельность, обеспечивающая процесс социального воспитания молодежи.

Какие условия могут быть созданы в школе в настоящее время для социального воспитания школьников? В МБОУ «СОШ № 18» города Абакана ответом на этот вопрос стал запуск инновационной площадке. В 2019 году школе присвоен статус региональной инновационной площадки по теме: «Социальное партнерство семьи и школы - условие эффективности образовательного процесса» (приказ Министерства образования и науки Республики Хакасия от 21.06.2019 г. № 100-564).

В рамках реализации данной программы на базе школы работают 3 направления: «Партнерство», «Наставничество» и «Волонтерство».

За 2020-2021 учебном году в ходе осуществления партнерского направления была проведена интеллектуальная игра «Мы», которая проходила в удаленном формате на интернет-площадке ZOOM. Родители вместе со своими детьми отвечали на вопросы общеинтеллектуального направления.

С целью реализации направления «Наставничество» родители обучающихся принимают участие в заседаниях родительских клубах единомышленников: «Азбука для родителей», «Копилка секретов воспитания», «Портфолио семейного успеха», «Вечер вопросов и ответов».

Также в ходе реализации данного направления ученики 8 «А» класса провели классный час для учащихся 5 «А» класса, в рамках проходившей в школе акции памяти «77 лет со Дня снятия блокады Ленинграда». Младшим школьникам рассказали о причинах и последствиях блокады Ленинграда, о трудностях блокадников, о их самоотверженности и подвигах. Совместно, старшие и младшие школьники, изготовили бумажных журавлей и оформили стенд, посвященной этой скорбной дате.

Изготовление журавлей в технике оригами.

Оформление стенда

В рамках реализации направление «Волонтерство» в школе осуществляет свою деятельность волонтерское движение «От сердца к сердцу». Школьники приняли участие в акции «СтопСпид», которая проходила 18 декабря 2020 года.

Акция «СтопСпид»

Кроме этого, волонтеры получают полезные знания, новые знакомства, общение с людьми разных судеб. Помощь ветеранам - одно из важных направлений волонтерского движения. Участники движения регулярно зимой чистили снег возле дома ветерана…

Уборка снега в доме ветерана

В городе Абакане осень и весной проходят традиционные субботники. В Перечень территорий для уборки вошли 52 городских участка. Участники волонтерского движения объединили мероприятия весеннего двухмесячника с участием в общероссийской акции «Чистый берег» и очистили от бытового мусора территорию за Южной дамбой, где растут тополя, высаженные абаканцами в далёкие 40-е годы прошлого века.

Субботник на реке Абакан осенью 2020 года

Субботник на реке Абакан весной 2021 года

Главное, что волонтеры получают - это чувство своей полезности. Кроме того, волонтер - человек нужный. Специалисты утверждают: за волонтерским движением - будущее. Волонтерство позволяет человеку дополнить свою жизнь очень значимой частью - реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее.

Волонтерское движение является одним из эффективных и перспективных вариантов организации работы по формированию здорового образа жизни и ответственного поведения среди молодежи. Ведь подросткам легче понять сверстников, а тем в свою очередь доверить свои проблемы и переживания и отнестись к полученной информации от сверстников с большим доверием.

Участие обучающихся в добровольческом движении способствует их профессиональной социализации, личностному и профессиональному становлению, личностному и профессиональному развитию.

Список литературы

  1. Бражник Е.И., Зябрева С.Э. Волонтерство как направление социального воспитания обучающихся // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. 2019. Вып. 16: Социальное воспитание: теория и практика. С. 11-20.
  2. Инновационная программа работы с родителями «Мы вместе!» Социальное партнерство семьи и школы - условие эффективности образовательного процесса Режим доступа: https://xn--18-6kc3bfr2e.xn--80aaac0ct.xn--p1ai/innovacionnaya-deyatelnost.html
  3. Курагина Г.С., Сундукова Э.И. Волонтерская деятельность как вид социального взаимодействия // Социальное взаимодействие в современных условиях: различные аспекты исследования: Коллективная монография / Под общ. ред. Е.И.Бражник, Н.Н.Суртаева, С.В.Кривых. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2017. С.129-141.
  4. Социальное взаимодействие в современных условиях: различные аспекты исследования: коллективная монография / А.Д.Абашина, Е.И.Бражник, С.В.Гайченко, С.В.Гальман, А.В.Жданов, М.А.Жданова, Г.А.Зайцева, О.А.Иванова, А.В.Кандаурова, С.В.Кривых, Г.С.Курагина, М.Н.Липинская, С.А.Расчетина, О.В.Ройтблат, Н.В.Скурская, Э.И.Сундукова, Н.Н.Суртаева, А.В.Тряпицын, Г.Г.Федорова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2017.