На сегодняшний день графическая грамотность актуальна как никогда, это связано с бурным развитием компьютерной графики. Однако, невозможно создавать качественные работы не владея техниками, приемами графики и законами композиции.
Графика - это искусство, основой которого является рисунок, где линия, пятно и светотень являются основными изобразительными средствами. Фактура используемых материалов, а также специфика графических техник и приемов играют активную роль. Кроме контурной линии, искусство графики использует пятно и штрих, контрастирующие с белой, черной и иногда цветной поверхностью.
С помощью этих средств можно не только передать внешние проявления объемного, пространственного, материального мира, но и отразить его внутренние качества и состояния, а равно и отвлеченные понятия. Умело распоряжаясь этими средствами, художник создает графический образ. В силу доступности материально-изобразительных средств, быстроты выполнения, ясности изобразительного языка, произведения графики получили массовое распространение.
Разнообразие материально-технических и изобразительных средств и приемов позволило использовать графику в различных целях, в следствие чего в процессе исторического развития сложились отдельные виды графики: станковая, книжная, плакат и т.д. [1]
К станковой относят такие графические произведения, которые выполняются на отдельных листах бумаги. Так наши ребята делают рисунки графитными карандашами и цветными, рисунки гелевыми ручками, силуэты кистью, граттаж.
Охватывая широкий круг явлений жизни общества и природы, станковая графика способна оперативно откликаться на зов времени.
Книжная графика решает задачи оформления литературного произведения, его объяснения и дополнения наглядно зримыми образами в виде иллюстраций и декоративных элементов и шрифта.
Вот работы учащихся, выполненные таким образом.
Художники стремятся форматом издания, особенностями шрифта, расположением текста, формой и характером иллюстраций, их связью с текстом, то есть всей системой оформления, помочь читателю глубоко осмыслить содержание книги, получить от нее эстетическое наслаждение.
Плакат - это художественное средство агитации народа. Его цель состоит в том, чтобы привлечь внимание широкого круга людей к тому или иному событию, своевременно убедить население страны в необходимости принять активное участие в каком-то очень важном деле.
Вот работы наших ребят, которые попытались сделать плакат более заметным, броским, лаконичным и метким. Здесь плакат представляет собой композицию из простого, ясно читаемого на расстоянии рисунка и короткой подписи - призыва.
Промышленная графика ставит своей целью рекомендовать товар, выявить его содержание и назначение, украсить упаковку товара: афиши, этикетки, поздравительные открытки, реклама.
Одной из задач предмета по выбору является воспитывать художественный вкус ребят на примерах творчества художников Приднестровья.
В Приднестровье в послевоенные годы сложился круг художников, работающих в графике (как печатной, так и рисованной). Известный художник старшего поколения Г.Зыков большую часть своей творческой жизни посвятил графическому искусству - черно-белой линогравюре, а также рисованной графике, часто выполненной в сложной смешанной технике, перового рисунка тушью. В своих произведениях он - тонкий лирик, а иногда при самых скромных размерах его графические пейзажи поражают величавостью и монументальностью образов, а сюжетные произведения отличает филигранное мастерство исполнения, великолепное владение техникой и яркая образность. Во многих его работах порой в метафоричной, а иногда даже в парадоксальной, гротесковой форме выражается его отношения к современности.
Заметны успехи приднестровских мастеров в области акварели. В многочисленных листах известного художника Л.Глущенко мастерски созданных преимущественно в технике работы "по-сырому", нашла свое поэтическое воплощение своеобразная природа нашего края.
В акварельном пейзаже тонким колористом, абсолютно свободно владеющим этой сложной и "капризной" техникой, проявил себя И.Мосийчук. Его небольшие по размеру работы предельно лаконичны, но очень выразительны и поэтичны.
В искусстве плаката заметных успехов достиг П.Китаев. В его работах четких и ясных по композиции, оригинальных по замыслу, выразительных по цвету отчетливо выражается его гражданская позиция, звучит тема тревоги за наше общее будущее, протест против бездумно-варварского отношения к природе.
Творческая деятельность учащихся располагается несколько в ином уровне, нежели творческая деятельность взрослых. Поэтому развивать у учащихся способности пространственного воображения в процессе обучения очень важно.
Также очень важно увлечь учащихся. Если работа над графическим рисунком захватывает ребят, то они все больше погружаются в нее и начинают работать творчески. Необходимо при выполнении графических работ помогать развивать у детей способность заранее продумывать свою работу, а значит развивать культуру замысла.
Обучение основам графики включает в себя обязательное систематическое выполнение длительных заданий и специальных упражнений.
При изучении натуры дети изображают в рисунке ритм, движение, контраст и соподчинение частей. Умение что-то пропустить по ходу работы, а что-то (детали) выделить подразумевает стремление к цельности. При таком подходе вырабатывается потребность рисовать выразительно, а не просто правильно. Что в свою очередь ведет к развитию творческих способностей учащихся.
Список источников информации
- Графика: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология. Режим доступа: iskusstvoed.ru/2016/10/05/grafika-vidovaja-specifika-osobennos/
- Творец, наставник и шестое чувство материи. Режим доступа: https://novostipmr.com/ru/news/18-03-03/tvorec-nastavnik-i-shestoe-chuvstvo-materii
- Акварели Игоря Мосийчука. Режим доступа: https://li-ga2014.livejournal.com/921514.html
- Павел Китаев - заслуженный художник Приднестровья. Режим доступа: avelkitaev.jimdofree.com/биография-выставки/