Внеурочная деятельность. Рабочая программа по факультативному курсу "Юный казачок" (1–4-е классы)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4


Ступень обучения (класс): начальное общее 1-4 классы.

Уровень: базовый.

Программа рассчитана на 4 года.

Количество часов: 135 часов (1 ч. в неделю).

Пояснительная записка

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально-значимую практическую деятельность.

Цели программы:

  • формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в классах казачьей направленности;
  • развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности;
  • сплочение, совершенствование классного коллектива как значимой социально-психологической группы;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников;
  • создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания учащихся, развития у них гражданского самосознания;
  • создание основы для подготовки молодых людей к сознательному добровольному и творческому служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

Задачи:

  • формирование личности через приобщение к духовным ценностям и традициям народа;
  • возрождение и развитие традиций казачьего движения через изучение лучших исторических и культурных традиций России;
  • создание условий для воспитания личности на примере жизни и деятельности выдающихся и исторических личностей прошлого;
  • воспитание чувства гордости за принадлежность к «казачьему братству»;
  • формирование уважения к Уставу школы, нравственным нормам общества и необходимости выполнения их в жизни;
  • воспитание доброты, милосердия, взаимоуважения, бережного отношения к окружающему миру.

Реализация этих задач непосредственно связана с духовно-нравственным развитием личности каждого человека и в частности воспитанника казачьего класса, с полноценной реализацией его творческих способностей.

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий 1 раз в неделю в 1-4 классах. Занятия будут проходить в классе, в спортивном зале, тренажёрном зале на строевой площадке. Место, где будут проходить занятия должны соответствовать требованиям техники безопасности и санитарным нормам. Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Методы и формы обучения

Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения: диалога, беседы, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы, просмотров фильмов, практических занятий; игровых ситуаций, смотров строя и песни, встреч с ветеранами.

Формой проведения становятся нетрадиционные занятия, построенные как урок-путешествие, заочная экскурсия.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 4 года обучения.

По плану школы рабочая программа рассчитана для 1-4 классов на 135 часов:

  • 1 класс - 33 часа,
  • 2-4 класс - 34 часа в год (1 час в неделю).

1. Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

  • представление о своей этнической принадлежности;
  • становление чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ;
  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность);
  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родным языкам;
  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
  • положительное отношение к языковой деятельности;
  • основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей.
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослы­ми, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представление о бережном отношении к материаль­ным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в справочном материале, в памятках) при планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в справочном материале, в памятках);
  • способность к контролю своего физического состояния и совершенствованию физических способностей организма.

Коммуникативные УУД:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.

Предметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать.
  • представления о роли духовно-нравственного воспитания в жизни человека;
  • формирование общего представления картины мира;
  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Предметные УУД при изучении раздела «Элементы строевой подготовки».

Обучающиеся должны знать и уметь выполнять

  • строевые приемы и движение без оружия и с оружием;
  • воинское приветствие;
  • выход из строя и возвращение в строй;
  • подход к начальнику;
  • движение строя отделения в пешем порядке;
  • понятие строевой смотр подразделения;
  • строевые приемы и движения без оружия;
  • строевые приемы и движения с оружием;
  • выход из строя и возвращения в строй;
  • подход к начальнику и отход от него;
  • приемы передвижения личного состава подразделений в бою при действиях в пешем порядке.
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.

Познавательные УУД включают в себя:

Общеучебные УУД:

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • использование знаково-символических средств (графики, модели, схемы, таблицы);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • ориентировка на разнообразие способов решения задач.

Логические учебные действия:

  • основы смыслового чтения (умение выделять существенную информацию из текстов разных видов);
  • умение осуществлять анализ объектов (выделение существенных признаков);
  • умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение строить рассуждения, доказательства, выдвигать гипотезы и их обоснование.

2. Содержание курса

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов, включает 3 раздела. Программа построена с учётом возрастных и психологических особенностей воспитанников.

Первый раздел программы «Нравственная азбука» реализует задачу формирования личности воспитанника как будущего казака через усвоение им этических и нравственных норм, развитие определѐнного уровня эрудиции, активизацию интереса к истории Отечества.

Раздел «Нравственная азбука» - вводная часть нравственного просвещения воспитанников на уровне формирования первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро» и «зло», «правда» и «ложь», «честь» и «бесчестье», а также изучения элементарных правил поведения воспитанника - будущего защитника Отечества.

Раздел «Страницы воинской доблести Отечества» способность формированию у воспитанников представлений о Родине, мире и подвиге, а также воспитанию патриотических чувств. В сознании младших воспитанников через обсуждение подвигов былинных героев, великих полководцев прошлого, героев Великой Отечественной войны, героев-современников формируется образ служения Отечеству.

Тематика второго раздела «Страницы воинской доблести Отечества» направлена на поддержание у младших воспитанников сознательного стремления стать настоящими казаками.

Третий раздел «Элементы строевой подготовки» включает в себя элементы строевой подготовки: построение в одну и две шеренги; выполнение расчѐта по порядку номеров, на первый-второй; равнение на командира; отработка строевого шага.

Строевые приёмы и движение без оружия.

Обязанности солдат перед построением и в строю, строевая стойка, выполнение команд на месте, повороты и перестроение на месте, движение походным и строевым шагом, выполнение команд в движении. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении без оружия. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении с оружием. Выход из строя и подход к начальнику.

Способы передвижения на поле боя.

  • Приёмы "ложись" ("к бою"), "встать", перебежки и переползания.
  • Выполнение команд "ложись" ("к бою"), "встать", перебежки. Переползание по-пластунски, на полу четвереньках, на боку.

Строи и управление ими.

  • Строи, управление строями.
  • Команды.
  • Обязанности командиров перед построением и в строю.

Строи подразделений в пешем порядке.

Развёрнутые строи отделений, взвода и роты. Команды, подаваемые для действий взвода (роты) в развёрнутом строю, их выполнение. Построение взвода и роты. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Содержание программы

1 класс (33 часа)

Раздел 1. Нравственная азбука (13 ч)

Человек без друзей, что сокол без крыльев. Без друга в жизни туго. Дружба любит дело. Врать - так с людьми не знаться. Настойчивость и упрямство. Делу время, потехе час. Всякая вещь трудом создана.Хлеб - всему голова. Азбука Мойдодыра.«Волшебные» слова. Добрые дела людям. Любовь и забота. Самое прекрасное на земле слово - «мама».

Раздел 2. Страницы воинской доблести Отечества (7 ч)

Званье скромное и гордое - казак Мы - будущие казаки (атрибутика казачьей формы).Моя Родина - Россия. Значение понятий «страна»,«край», «столица», «город», Мой народ. Святое слово - «Русь» История моего города (села). Святые места города (села) Экскурсия по городу (селу)

Раздел 3. Элементы строевой подготовки (13 ч)

Строй и его элементы .Что такое шеренга. Что такое фланг. Что такое интервал. Что такое дистанция. Что такое двухшеренговый строй. Что такое колонна. Что такое развернутый строй. Виды развернутых строев отделений. Что такое походный строй. Виды походных строев отделений. Строевая стойка. Повороты на месте .Походный шаг с поворотами в движении Отдание воинского приветствия на месте и в движении. Перестроение отделения (взвода). Интервалы, дистанции и ширина (глубина) строя. Построение отделения в колонну по одному (по два) на месте.

2 класс (34 часа)

Раздел 1. Нравственная азбука (14 ч)

Настоящий товарищ-казак. Вместе дружная семья. За честь класса. Ты в ответе за порученное дело. Делай хорошее для других - станешь лучше. Хочу - могу - надо. Умей ценить своѐ слово и чужое время.

  • Знай цену вещам.
  • Уважай чужой труд.
  • Умение и труд рядом идут.
  • Наш труд в классе.
  • Ученье - свет, а неучение - тьма.
  • Чистый и опрятный - всем приятный.
  • Вежливость на каждый день.
  • Глубоко ранит острый меч, намного глубже - злая речь.
  • О доброте и отзывчивости.
  • Мои близкие и родные.

Раздел 2. Страницы воинской доблести Отечества (7 ч)

Край, в котором я живу - 2 ч.

  • История города (села).
  • Природные памятники города (села).
  • Их именами названы улицы города (села).
  • Замечательные люди города (села). Экскурсия.

Раздел 3. Элементы строевой подготовки (13 ч)

Обязанности солдат перед построением и в строю.

  • Выполнение воинского приветствия на месте.
  • Выход из строя и подход к начальнику.
  • Команды и сигналы, подаваемые для построения, движения и перестроения взвода и роты, их выполнение.
  • Движение походным шагом. Движение строевым шагом.
  • Повороты и перестроение на месте. Выполнение команд на месте без оружия.
  • Несение караульной службы. Вынос знамени казачьего класса. Представление знамени казачьего класса.
  • трои, управление строями. Команды.
  • бязанности командиров перед построением и в строю.
  • троевая стойка.

3 класс (34 часа)

Раздел 1. Нравственная азбука (11 ч)

Ты и твои товарищи. Что значит быть верным товарищем.

  • Один за всех и все за одного.
  • Труд умелые руки любит.
  • Знания нужны в жизни, как винтовка в бою.
  • Моѐ «хочу» и моѐ «надо».
  • Честность слов и поступков.
  • Чужого горя не бывает.
  • Смелого пуля боится, смелого штык не берѐт.
  • Чтобы радость людям дарить, надо вежливыми быть.
  • Доброта в отношении к людям.
  • Бережное отношение к близким людям.

Раздел 2. Страницы воинской доблести Отечества (9 ч)

Богатыри земли Русской.

  • Наши предки казаки.
  • Вещий Олег.
  • Князь Игорь.
  • Мудрая княгиня Ольга.
  • Святой князь Владимир.
  • Крещение Руси.
  • Князь Александр Невский. Ледовое побоище.
  • Пѐтр Великий.
  • Великий полководец А.В.Суворов.
  • Освободитель России - М.И.Кутузов.

Раздел 3. Элементы строевой подготовки - 14 (ч)

Строй и его элементы. Развернутый и походный строй.

Перестроение отделения (взвода).

  • Построение отделения в колонну по одному.
  • Построение отделения в колонну по два.
  • Перестроение с одношереножного в двухшереножный строй.
  • Интервалы, дистанции и ширина (глубина) строя.
  • Построение отделения в колонну по одному (по два) на месте.
  • Перемены направления движения колонны

Отдание воинского приветствия на месте и в движении.

  • Отдание воинского приветствия на месте.
  • Отдание воинского приветствия в движении.
  • Выход из строя и возвращение в строй

Повороты в движении.

  • Походный шаг с поворотами в движении. (2 ч)
  • Строевой шаг с поворотами в движении. (2 ч)

4 класс (34 часа)

Раздел 1. Нравственная азбука (12 ч)

Мужская дружба

  • Знаешь сам - помоги другому.
  • Воля и труд человека чудеса вторят.
  • Человек славится трудом своим.
  • Будем хорошо учиться, чтобы стать настоящими казаками.
  • Безделье и лень портят человека.
  • Дорога к победе над собой.
  • Наши достоинства и недостатки.
  • О единстве слова и дела.
  • Дисциплина и дисциплинированность.
  • Умей носить форму казака.
  • Милосердие - это умение сострадать.
  • О добром и вежливом отношении к людям.
  • Сердце матери.
  • Дом, где живѐт уважение к близким.

Раздел 2. Страницы воинской доблести Отечества (6 ч)

  • Великая Отечественна война - подвиг всего народа.
  • Отступать некуда - позади Москва.
  • Солдату посвящается.
  • Стойкость и мужество ленинградцев.
  • Юные герои Великой Отечественной войны.
  • Великая наша победа.

Раздел 3. Элементы строевой подготовки (16 ч)

Основные положения строевого устава.

1. Общие положения основные понятия и определения, строи и управление ими.

2. Строи отделения, взвода, роты, батальона и полка в пешем порядке и на машинах.

Строевые приёмы и движение без оружия.

3. Обязанности солдат перед построением и в строю, строевая стойка, выполнение команд на месте.

4. Повороты и перестроение на месте.

5. Движение походным и строевым шагом, выполнение команд в движении.

6. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении без оружия

7. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении с оружием.

8. Выход из строя и подход к начальнику.

Способы передвижения на поле боя.

9. Приёмы "ложись" ("к бою"), "встать", перебежки и переползания.

10. Выполнение команд "ложись" ("к бою"), "встать", перебежки.

11. Пере ползание по-пластунски, на полу четвереньках, на боку

Действия у машин и на машинах.

12. Построение взвода и роты у машин.

13. Развёрнутый строй.

14. Посадка на автомобили и в боевые машины, размещение личного состава и имущества.

15. Походный строй.

16. Строевые приёмы и движение без оружия". Строевой смотр.

Предполагаемые результаты реализации программы

Программа «Юный казачок» предполагает формирование у учащихся следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных стандартом среднего общего образования.

Знать:

  • историю своей казачьей семьи или семьи своего одноклассника;
  • понимать особенности традиций кубанских казаков;
  • знать основные памятные сооружения в Анапском районе;
  • объяснять структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска.
  • выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
  • уметь рассказать о своём казачьем роде;
  • знать основы духовной жизни кубанских казаков положения строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;
  • критически анализировать источники исторической информации;
  • выявлять историческую информацию не только из литературных источников, но из знаковых систем и иллюстративного материала (карт, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций и т.д.);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • участвовать в дискуссиях по военно-исторической тематике, владеть терминологией, уметь убедительно и основательно доказывать свою точку зрения;
  • представлять результаты изучения материала в формах конспекта, реферата, рецензии, презентации, проекта.
  • выполнять обязанности командиров подразделений перед построением и в строю;
  • уверенно выполнять строевые приёмы на месте и в движении, отдавать воинскую честь, выходить и становиться в строй, подходить к начальнику и отходить от него;
  • правильно действовать в строях взвода и роты в пешем порядке, уверенно управлять ими

3. Тематическое планирование