Пояснительная записка
Основной задачей факультативного курса изучения математики является формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.
Элективные курсы ориентированы на помощь учащимся в лучшем овладении общеучебными умениями и навыками, которые позволят успешно осваивать программу старшей профильной школы.
На первом этапе ученик осознаёт степень своего интереса к предмету и оценивает возможность овладения им, с тем, чтобы по окончании 9 класса он смог сделать сознательный выбор, в пользу дальнейшего углубленного или обычного изучения математики.
Углубленное изучение математики на втором этапе предполагает наличие у учащихся устойчивого интереса к математике и намерение выбрать по окончании школы связанную с ней профессию. Обучение на этом этапе должно обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования, а также к профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.
Для углубленного изучения математики предполагается, прежде всего наполнения курса разнообразными, интересными и сложными задачами. Для поддержания и развития интереса к предмету включаются в процесс обучения занимательные задачи.
Значительное место в учебном процессе отводится самостоятельной математической деятельности учащихся - решению задач, проработке теоретического материала, подготовке докладов рефератов.
Изучение математики на элективных курсах направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение языком математики устной и письменной форме. Математическими знаниями и умения, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развития логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики её приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики и культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Содержание обучения
Элективный курс «Графики улыбаются» (12 часов)
На практике мы часто встречаемся с зависимостями между различными величинами не только в математике, но и в других сферах деятельности. С помощью графиков наиболее естественно отражаются функциональные зависимости одних величин от других.
Геометрические преобразования графиков, построение кусочно-заданной функции, графики, содержащие переменную под знаком модуля позволяют передать красоту математики.
Курс «Графики улыбаются» позволит углубить знания учащихся по построению графиков линейной, квадратичной функции, а также раскроет перед ними новые знания о геометрических преобразованиях графиков, выходящие за рамки школьной программы.
Цели:
- закрепить основы знаний о построении графиков функций:
- формировать умения по построению графиков с модулем;
- вовлекать учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- метод геометрических преобразований;
Учащиеся должны уметь:
- применять метод геометрических преобразований на примере графиков линейной функции и обратной пропорциональности;
- строить графики, содержащие модуль;
- строить графики линейного сплайна.
Элективный курс «Процентные расчёты на каждый день» (11 часов)
Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный интерес курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной активности.
Цели курса:
- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчётов в реальной жизни;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- привить учащимся основы экономической грамотности;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений; при вычислениях сочетать устные и письменные приёмы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
Элективный курс «Квадратный трехчлен и его приложения» (12 часов)
Цели курса:
- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса, придающие ему необходимую целостность;
- показать некоторые нестандартные приёмы решения задач на основе свойств квадратного трёхчлена и графических соображений;
- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности им с точки зрения дальнейшей перспективы;
- формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.
Задачи курса:
- научить учащихся решать задачи на более высоком уровне;
- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне свободного их использования;
- приобрести определённую математическую культуру;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- уверенно находить корни квадратного трёхчлена, выбирая при этом рациональные способы решения;
- преобразовывать квадратный трёхчлен (разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена)
- уверенно владеть системой определений, теорем, алгоритмов;
- проводить самостоятельно исследование квадратного трёхчлена;
- решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трёхчлена
Формой контроля элективных курсов является зачётные работы и творческие работы в форме защиты проектов.
Календарно-тематическое планирование факультатива. 8 класс
Номер
|
Содержание учебного материала |
Кол-во
|
Дата |
Примечание |
Элективный курс «Графики улыбаются» (12 часов) |
||||
1 |
Проверка базовых знаний, умений и навыков. Постановка задач курса. |
1 |
||
2-4 |
Геометрические преобразования графиков функций. |
3 |
||
5-6 |
Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований. |
2 |
||
7-8 |
Графики кусочно-заданных функций. |
2 |
||
9-10 |
Построение линейного сплайна. |
2 |
||
11 |
Презентации проекта «Графики улыбаются». |
1 |
||
12 |
Зачётная работа №1 |
1 |
||
Элективный курс «Процентные расчёты на каждый день» (11 часов) |
||||
13-14 |
Проценты. Основные задачи на проценты. |
2 |
||
15-17 |
Процентные вычисления в жизненных ситуациях. |
3 |
||
18-20 |
Задачи на сплавы, смеси, растворы. |
3 |
||
21-22 |
Решение задач по всему курсу. |
2 |
||
23 |
Зачётная работа №2 |
1 |
||
Элективный курс «Квадратный трехчлен и его приложения» (11 часов) |
||||
24 |
Квадратный трёхчлен, основные понятия. |
1 |
||
25-26 |
Теорема Виета в различных ситуациях. |
2 |
||
27-31 |
Исследование корней квадратного трёхчлена. Решение заданий с параметром. |
5 |
||
32-34 |
Решение нестандартных задач; решение олимпиадных задач. |
3 |