«Общение. Это первое, чему мы действительно учимся в жизни…»
Мередит Грей
Огромное значение для становления личности дошкольника, развития его внутреннего мира имеет общение со сверстниками и взрослыми, овладение коммуникативной культурой.
Одним из компонентов коммуникативной культуры является овладение детьми речевыми и неречевыми средствами общения, формирование умения адекватно использовать их в различных коммуникативных ситуациях. Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности.
В.Е.Боброва, Т.П.Головина, Г.В.Григорьева, В.З.Денискина, А.Г.Литвак, Г.В.Никулина, Л.И.Плаксина, Л.И.Солнцева и др. подчеркивают, что нарушение зрения ведет к потере или искажению информации о неречевых средствах: мимике, жестах, позе.
По мнению Г.В.Григорьевой, дошкольник с нарушениями зрения по сравнению с нормально развивающимся сверстником в меньшей степени владеет невербальными средствами общения. Дети практически не используют в общении со взрослыми и сверстниками выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнера. Сомнения в правильности принятого решения, как правило, разрешаются с помощью речевых форм - вопросов, утверждений, уточнений.
Если нормально видящий ребенок воспринимает и отражает окружающий мир на основе целого комплекса ощущений, представлений, то выпадение или нарушение такого важнейшего анализатора как зрительный вызывает рассогласование "цифровых и аналоговых сигналов". Это может вызвать ложную интерпретацию детьми с нарушением зрения информации, исходящей от взрослых и сверстников, и, в свою очередь, затруднить понимание окружающими людьми поведения детей со зрительным дефектом.
Полноценное овладение неречевыми средствами общения детьми с нарушениями зрения возможно лишь в процессе специального обучения. Обучение детей с патологией зрения дошкольного возраста пониманию, воспроизведению и использованию неречевых средств общения имеет свою специфику и требует кропотливой работы (Г.В.Григорьева, В.З.Денискина, В.Е.Боброва и др.). Связано это с тем, что дети с ограниченными зрительными возможностями получают неполную информацию о выразительных движениях. Причем узнавание объектов (а значит и восприятие мимики, жестов, поз) происходит у них замедленно. В итоге при нарушениях зрения дети слабо воспринимают, понимают неречевые средства общения и недостаточно усваивают их. Эти недостатки, в конечном счете, затрудняют адаптацию лиц с нарушениями зрения, в обществе нормально видящих людей. Поэтому работа по формированию неречевых средств общения должна быть направлена на то, чтобы постепенно дети усвоили, что характер мимики и жестов - это индикатор отношения к тем, с кем они взаимодействуют, общаются в данную минуту, что от их манеры держаться в обществе зависит, насколько правильно они будут поняты окружающими.
Деятельность, в том числе и театрализованная, в дошкольном детстве предполагает интегрированное использование всех средств коммуникации. Вербальный и невербальный, социальный и эмоциональный компоненты коммуникации тесно переплетаются с познавательной деятельностью, сосредоточенной у детей с вне ситуативно-личностной формой общения на социальных аспектах окружающего мира. Однако снижение познавательных возможностей вследствие зрительного дефекта обуславливает ограничение объема представлений об окружающем мире, и негативно отражается на механизме и динамике оперирования его образами в воображаемом плане.
По мнению И.Г.Корниловой, творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, почему он так поступает, представить себе его состояние, чувства, т.е. проникнуть в его внутренний мир. Полноценное участие детей в театрализации сказки требует особой подготовленности, которая, как указывает В.Г.Давыдов, проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль сказки. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.).
Следовательно, подготовка к театрализованному спектаклю и участие в нем способствует повышению уровня общекультурного развития ребенка, развитию умения анализировать и понимать художественное произведение, эмоционально откликаться на него, овладению художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе коррекционно-развивающей работы.
Большое значение в процессе подготовки ребенка к театрализованному спектаклю играет пропедевтическая работа, в процессе которой педагоги и специалисты дошкольного учреждения учат ребенка понимать и воспроизводить различные эмоциональные состояния, чувства и переживания, выстраивать конструктивные коммуникативные контакты со сверстниками.
Для организации такой работы в первую очередь целесообразно оптимально наполнить предметно-развивающую среду в группе необходимыми дидактическими и наглядными пособиями. Перечислим некоторые из них.
Дидактические игры «Фоторобот», «Театр эмоций» незаменимы для ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику.
Серии картинок (предметных, малых сюжетных) с изображением людей и животных в различных ситуациях. Детям предлагается внимательно рассмотреть картинки и найти среди них: всех веселых (грустных, печальных, недовольных и т.п.) людей (животных); самых веселых (грустных, печальных, недовольных и т.п.).
Альбомы с фотографиями, с помощью которых дети учатся понимать эмоциональное состояние человека на фотографиях: ребенок плачет, смеется, испытывает удовольствие, отвращение.
Плакаты с основными жестами и позами, наиболее часто используемыми в процессе общения: восхищение, удивление, радость, испуг и т.д. Эти плакаты помогают детям понять язык телодвижений, а педагогу установить, знаком ли ребенок с языком мимики и жестов, умеет ли понимать и воспроизводить выразительные движения.
Схематические изображения мимики, позы, жестов.
Картотека игр-этюдов, направленных на знакомство детей с искусством человеческих взаимоотношений; формирование эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым; приобретение навыков, умений и опыта, необходимого для адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, способствующему подготовки ребенка к театрализованной деятельности. Большой арсенал подобных игр-этюдов представлен Л.М.Шипицыной, О.В.Защиринской, А.П.Вороновой, Т.А.Ниловой в книге «Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет)».
Атрибуты и маски для театрализованных игр, проигрывания этюдов и др.
Специально подобранный музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми. Он должен удовлетворять одновременно двум требованиям - художественности и доступности.
Раскрывая дошкольникам возможности музыкального языка, необходимо опираться на любознательность детей, в частности на их интерес к чему - то необычному, сказочному. Под влиянием музыки ребёнок создаёт в своём представлении яркие образы сказочных существ. Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств. Мелодия передаёт тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. Музыка дает ребенку с нарушенным зрением возможность понимать смену настроения, переживания, динамику эмоционально-психических состояний.
Разнообразные музыкальные инструменты, позволяющие передать характер героев сказок.
Пропедевтическая работа по подготовке детей к театрализации, направленная на развитие коммуникативных умений, может осуществляться всеми педагогами. Игры-этюды, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений, обыгрывание стихотворений, песен и т.п. целесообразно включать в структуру непосредственно образовательной деятельности. Помочь в этом могут методисты, старшие воспитатели и тифлопедагоги.
Неразвитость неречевых средств общения отрицательно влияет на развитие речевого общения. Речь ребенка с нарушением зрения отличается невыразительностью. Из-за недостаточности сенсорного опыта наблюдается некоторый разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением. С целью коррекции подобных нарушений тифлопедагогом проводится коррекционная работа, направленная на развитие зрительного восприятия, по обучению анализу предметов и функциональным действиям с ними, обогащению чувственного опыта ребенка, развитию умения обозначать словом сенсорные характеристики предметов, действия, явления и др.
Воспитателям в своей деятельности целесообразно использовать элементы программы «Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет)» Л.М.Шипицыной, О.В.Защиринской, А.П.Вороновой, Т.А.Ниловой.
Одним из средств воспитания эмоциональной отзывчивости у детей является организация специальных бесед. Беседы будут выявлять особенности понимания ребенком социально приемлемых норм взаимоотношений с другими детьми и особенности его эмоциональных переживаний во взаимоотношениях, возникающих в ходе практической деятельности.
Большую помощь в распознавании эмоций могут оказать наглядные средства - специально подобранные сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей и взрослых. Опираясь на собственный эмоциональный опыт во взаимоотношениях с окружающими, дети на основе конкретных действий и переживаний персонажей раскрывают социально-нравственный смысл ситуации. Педагог должен привлекать внимание детей к выразительным иллюстрациям, хорошо передающим эмоциональные состояния, обращая внимание на особенности движений, мимики, характер взгляда, улыбки, позы и т.д.
Для развития речи большое значение имеет наличие у детей реальных представлений об окружающем мире. Поэтому применение средств наглядности осуществляется с учетом своеобразия зрительного восприятия. Предметы, явления, иллюстрации, игрушки, по которым слабовидящие составляют словесное описание, должны быть зрительно доступны детям. Изображения на картинках не должны быть перегружены объектами.
Речь педагога для ребенка с нарушением зрения должна служить примером и быть образной, выразительной и эмоционально окрашенной. Отбор литературного материала педагог строит с учетом знаний детей и их интеллектуальных возможностей.
При подготовке детей к участию в театрализации значительную роль играет музыкальный руководитель. В структуру непосредственно образовательной деятельности целесообразно включать игры, упражнения, этюды, направленные на развитие эмоций, прослушивание музыкальных произведений с различной эмоциональной окраской. Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя творчески в движениях, инсценировках песен. Музыкальный руководитель обучает детей передаче посредством мимики и пантомимики различных настроений человека, имитации движений животных и т.д. Большой интерес у детей вызывает использование музыкальных инструментов (колокольчики, погремушки, треугольник, металлофон, барабан, маракасы, бубны и др.) для передачи характера, настроения и других характеристик героя (возраст, пол и т.п.).
Музыкальные произведения отражающие отношения людей, их поступки в разных ситуациях, не только заинтересовывают дошкольников, но и заставляют их вместе с героями радоваться, печалиться, негодовать, но к этому ребёнка надо подготовить.
Поэтому к каждому дошкольнику необходимо применять индивидуальный подход. Он предполагает умение педагога погрузиться в эмоциональный мир дошкольника, понять и почувствовать его собственную позицию, характер эмоциональных откликов на воздействие, с которыми он встречается, а также внимание к личным качествам и эмоциональным установкам, которые далеко не всегда осознаются, но они проявляются в поведении, особенно в критических ситуациях.
В процессе непосредственно образовательной и совместной деятельности музыкальному руководителю необходимо:
- создавать специальные условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения таких черт характера, как застенчивость, неуверенность и пр.;
- ставить перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию умения понимать и выражать различные эмоции;
- осуществлять обмен ролями между детьми, эоразвиваетих представление друг о друге, совершенствует способность понимать эмоциональное состояние сверстника;
- учить детей определять характер героя, выраженного в музыкальном произведении; проигрывать воображаемую ситуацию.
Инструктору по физической культуре целесообразно уделять внимание на развитие у детей мышц шеи, плеч, рук, ног, туловища; использовать подвижные игры, в ходе которых дети могут имитировать движения и повадки животных.
Формирование у детей с нарушениями зрения коммуникативных умений и навыков включает использование различных форм деятельности по развитию неречевых и речевых средств общения, но проводятся в определенной системе, соответствующей структуре овладения любыми знаниями.
Поэтому, кроме непосредственно образовательной и совместной со взрослой деятельностью важную роль играет создание условий для самостоятельной театрализованной деятельности в детском саду и в семье. Кроме того, можно специально создавать такие игровые и проблемные ситуации, которые бы стимулировали ребенка к воспроизведению соответствующих различным эмоциональным состояниям позы, жеста, передаче нужного тембра голоса, активному использованию образной речи и т.п.
Комплексная и систематическая работа по подготовке детей к театрализации позволит им легче заучивать тексты сказок, передавать в процессе драматизации характер героев с помощью различных вербальных и невербальных средств, чувствовать себя уверенно, проявлять творчество.
Литература
- Алянский Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л.Алянский - М.: Изд-во Академия, 1998. - 520 с.
- Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям / В.Г.Давыдов - М.: Изд-во Академия, 1992.
- Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения: Метод. рекомендации / В.З.Денискина.- Верхняя Пышма, 1997.- 22 с.: ил.
- Корнилова И. Г. Игра и творчество в психокоррекции / И.Г.Корнилова - М.: Изд-во Экзамен, 2000.
- Мазур В.Б. Театр наших детей / В.Б.Мазур - М.: Просвещение, 1993. - 295с.
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) в дошкольных учреждениях / Под ред. Л.М.Шипициной. - СПб.: Изд-во Образование, 1995. - 131 с.
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / под. ред. проф. Л.М.Шипицыной. - СПб.: Образование, 1995.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И.Плаксиной. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 256 с.
- Феоктистова В.А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения / В.А.Феоктистова - С-Петербург.: Изд-во "Образование", 1995.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности / Э.Г.Чурилова - М.: Изд-во Владос, 2003. - 159с.