Особенности реализации технологии развития поэтических способностей учащихся в школе пенитенциарной системы

Разделы: Литература

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: пенитенциарная школа


Поэзия - нет дела бесполезней
В житейской деловитой круговерти,
Но все, что не исполнено поэзии,
Бесследно исчезает после смерти.
И.Губерман

Преподавание русского языка и литературы в школе при исправительном учреждении значительно отличается от преподавания в обычных учебных заведениях. Прежде всего это связано с особенностями контингента обучающихся:

  • отсутствие психологической готовности к учению;
  • низкий стартовый познавательный уровень;
  • несоответствие биологического возраста классу обучения;
  • предубежденность у учащихся по поводу истинности существующих в обществе ценностей;
  • несформированность мировоззрения;
  • пробелы в знаниях;
  • негативное отношение к обучению, так как большинство учащихся учатся по принуждению, не имея интереса к его результатам.

Поэтому и процесс обучения, и школа вызывают у учащихся часто отрицательные эмоции, что является прямым следствием их асоциального образа жизни и глубокой десоциализации. Как следствие - нежелание продолжать учебу в школе. Особенно ярко это проявляется в адаптационный период. Преодолевая эти негативные явления, педагоги школы находятся в непрерывном методическом поиске образовательных технологий, методов и форм, наиболее эффективных в предлагаемых условиях. Хотелось бы поделиться одной из своих методических находок.

В начале учебного года с целью знакомства с контингентом обучающихся был проведен опрос «Мой читательский интерес». Основная задача опроса - определить уровень сформированности читательских компетенций и область литературных и общекультурных интересов. По данным опроса только 36% опрошенных выбирают чтение художественной литературы как форму организации досуга. Выбирая наиболее интересные жанры, большинство обучающихся отдали предпочтение эпическим жанрам с ярким событийным сюжетом и преимущественно нравственной проблематикой. Интерес к лирическим жанрам проявили только 7% опрошенных. Но программа по литературе одна для всех школ, и она отводит на изучение лирических произведений примерно третью часть учебного времени. Среди поэтов, с творчеством которых учащиеся хотели бы познакомиться, были названы С.А.Есенин, В.С.Высоцкий, представители русского шансона (М.Круг, А.Новиков) и современного репа (Моргенштерн, Oxxximiron). И если творчеству С.А.Есенина программа уделяет время, то поэты-барды, представители шансона и репа всего лишь упоминаются в обзорных уроках.

Возникает противоречие между материалом программы и читательскими запросами современных учащихся. Отсюда проблема: как повысить уровень учебной мотивации при изучении классических лирических произведений. Один из способов - в развитии поэтических способностей учащихся.

Во-первых, многие осужденные ведут тетради-дневники, в которые записывают стихи известных авторов, собственного сочинения и «шедевры местного фольклора», следовательно, интерес к поэзии все-таки есть.

Во-вторых, у осужденных сложная система межличностных отношений, в которой существуют проблемы принятия себя как ценности, укрепления веры в себя и в свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, осознания своего жизненного пути и роли своего «я» на этом пути, школа - это возможность выйти из этой системы, проявить себя в ином качестве, а творчество как раз предоставляет такую возможность.

В-третьих, общение с педагогом - это связующая нить с обществом, от которого осужденные изолированы, но в связи с которым они испытывают потребность, поэтому творчество - это возможность реализовать эту потребность.

Конечно, не каждому суждено стать настоящим поэтом, здесь еще необходима высокая природная одаренность, но никому не запрещается писать стихи для себя, для того, чтобы выразить свои мысли и чувства, поделиться ими с окружающими. Однако очень часто начинающим поэтам мешает отсутствие элементарных знаний о строении стиха, ограниченный словарный запас, узкий кругозор. Педагогу предстоит, по возможности, исправить это. Работая над развитием поэтических способностей учащихся, мы решаем одновременно несколько педагогических задач:

  • создание условий, обеспечивающих выявление и раскрытие поэтических способностей учащихся, навыков стихотворчества;
  • углубление теоретических знаний по системе стихосложения;
  • формирование творческой личности обучающегося, читательских качеств;
  • развитие образной речи, навыков анализа стихотворного текста;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на художественное слово;
  • формирование умений использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании.

В основу работы положены следующие принципы:

1. Принцип индивидуальности. Творчество - это индивидуальный процесс, поэтому аудиторные занятия необходимо сочетать с индивидуальными консультациями. Чтобы интерес к творчеству не иссяк, учителю необходимо моделировать ситуацию успеха для каждого из начинающих авторов, очень деликатно формулировать критические замечания.

2. Принцип доступности. Учебные материалы должны быть по уровню сложности доступны обучающимся данного контингента.

3. Принцип преемственности. Для обучающегося разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут на период обучения, который включает учебный материал в соответствии с программами по русскому языку, литературе, родному языку (русскому) и родной литературе (русской) по принципу «от простого к сложному».

4. Принцип систематичности. Развивать поэтические способности - задача, прежде всего, уроков литературы. В начале урока проводим «Поэтическую пятиминутку», на которых выступают обучающиеся с заранее подготовленными сообщениями о творчестве поэтов, не вошедших в школьную программу, или с выразительным чтением понравившихся стихотворений. Предпочтение отдается современным поэтам, авторам текстов песен, т.к. этот жанр наиболее знаком учащимся. Такие пятиминутки приближают литературу к читателю, формируют читательский интерес, показывают, что литература - отражение времени.

При изучении лирических произведений использую упражнение «Доскажи словечко»: из изучаемого текста убирается слово, учащимся предлагается восстановить текст, затем сравнить с оригиналом и дать комментарий.

Упражнение «Буриме»: учащимся предлагаются рифмующиеся слова из произведения изучаемого автора, задача - сочинить свой текст, используя предложенные рифмы.

Упражнение «В рифму» выполняется как командное соревнование. Задание: к заданному слову (обычно это ключевое слово темы урока, чтобы затем выйти на формулирование темы и задач урока) подобрать как можно больше рифмующихся слов. Команды по очереди называют слова, побеждает команда, последней назвавшая рифмующееся слово. Элемент состязательности внесет оживление в урок, добавит эмоциональности; а работа в команде формирует коммуникативные УУД.

При анализе лирических произведений обязательно уделяем внимание анализу ритмической и строфической организации стиха. Но начинающих авторов больше интересует практика, а не теория стихосложения. Поэтому при объяснении теоретического материала всегда дается много практических заданий и как можно меньше сухой теории.

Работаем над проектами по анализу языка поэтических произведений («Речевые ошибки в текстах современных эстрадных песен», «Языковые особенности репа», «Роль олицетворений в поэзии С.А.Есенина» и др.) Темы проектов учащиеся выбирают из предложенных учителем или формулируют самостоятельно. Особенно интересными являются мини-проекты, выполняемые в рамках одной изучаемой темы, (например, «Пародии на стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье…»)

Работа по развитию поэтических способностей ведется регулярно не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка. Например, при проведении словарной работы знакомимся с лексическим значением слова, подбираем синонимы, антонимы и рифмующиеся слова (по желанию). При выполнении заданий на конструирование предложений добавляем «в любой форме речи». В качестве языкового материала для тренировочных упражнений по орфографии и пунктуации берутся тексты из лирических произведений изучаемых авторов.

5. Принцип результативности. Для творческого человека главное не только творить, воплощать на листе бумаги свои мысли, но и быть услышанным, получить отзыв на свое творчество, т.е. важен практический результат. Практическим результатом работы является ежегодное издание школьного сборника стихов самодеятельных поэтов «Проба пера», участие в очных школьных и заочных конкурсах различных уровней; размещение лучших стихотворений в школьной стенной газете; выступление самодеятельных авторов на общешкольных мероприятиях. Участие в творческих мероприятиях и конкурсах повышает самооценку учащихся (немаловажный аспект в условиях исправительного учреждения).

Пробуя писать, обучающиеся начинают внимательнее относиться к творчеству поэтов-классиков, учатся у них мастерству, лирические жанры становятся ближе и понятнее, а уроки литературы интереснее. Такая работа способствует пополнению словарного запаса, формированию читательских компетенций.

Творчество также помогает мобилизовать потенциал личности, это шаг в развитии, в переоценке ценностей, в нравственной и эстетической «перезагрузке», которая так необходима человеку, оказавшемуся в исправительном учреждении.

Это отвечает и современным требованиям ФГОС, где важной задачей является, прежде всего, воспитание человека, а не передача ему предметных знаний.

К.Д.Ушинский говорил: «Ученик - не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь…». Зароните в душу ученика искорку творчества, и, может быть, именно от нее запылает этот факел.