Развитие коммуникативных способностей дошкольников. Игры, направленные на развитие невербальных средств общения и эмоциональной сферы детей

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Дошкольное детство - наиболее благоприятный период для формирования коммуникативных способностей детей. В этот период у детей складывается стойкая потребность в установлении социальных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Коммуникативная деятельность не ограничивается языковыми компонентами, а включает широкий спектр невербальных средств: мимику, пантомимику, жестикуляцию, интонацию и др.

Использование невербальных средств общения оказывает позитивное влияние на эмоциональную сферу и речевую деятельность детей.

С одной стороны невербальные средства общения служат как средство компенсации коммуникативных трудностей в условиях ограниченности языковых средств ребенка, с другой стороны - как коммуникативная подготовка, способствует формированию базовых предпосылок речи и развитию полноценной коммуникативной деятельности у дошкольников.

«Дружба начинается с улыбки...»

Ход игры: сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

«Зеркало»

Дети разделяются на пары. Один из детей, входящих в пару, показывает какую-либо мимику, а другой должен точно его скопировать, отразить как в зеркале. Затем дети меняются ролями. После можно обсудить, кому нравиться показывать движения, а кому повторять и не придумывать самому.

«Азбука настроения»

Детям, сидящим за столом, раздается набор из 6 карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием (радость, грусть, печаль, страх, удивление, обида). Детей просят по сигналу ведущего поднять карточку, на которой персонаж удивлен, обижен, радуется и т.д. Можно попросить детей рассказать случаи из жизни, когда они испытывали аналогичные эмоции.

«Кто я?»

Педагог предлагает одному из детей подумать и изобразить что-то или кого-то жестами, мимикой, звуками (дерево, собаку, цыпленка, доброго волшебника, самовар и т.п.). Остальные дети отгадывают изображаемый предмет. После правильного ответа педагог спрашивает, по каким признакам ребенок догадался, что изображен именно этот предмет.

«Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три, морская фигура на месте замри»

Из группы детей выбирается ведущий. Остальные дети движутся, изображая какие-либо морские предметы. Как только ведущий произнесет: «Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три, морская фигура на месте замри», все дети должны остановиться в определенных позах. Ведущий подходит к фигурам, дотрагивается до них по очереди, фигуры оживают, начинают двигаться. Ведущий должен отгадать, кого они изображают. Как только он отгадывает, этот ребенок становится ведущим и игра продолжается.

«Запомни движения»

Педагог выходит на середину комнаты. Дети внимательно следят за его движениями и запоминают их. Затем педагог останавливается, а дети должны повторить те движения, которые он им показал.

«Доброе животное»

Ход игры: участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад. Вдох - все делают 2 шага вперед, выдох - все делают 2 шага назад. Вдох - 2 раза вперед, выдох - 2 шага назад. «Так не только дышит животное, также четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

«Мама и детёныш»

Ход игры: дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой - детёныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать, жалеть, спасать детёнышей, а детёныши - реагировать на эти действия. Животных называет воспитатель. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т.п.

«Я и животное»

Ход игры: дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное, и эмоционально реагируют на него. Это могут быть собака, змея, медведь, ёж, крыса, хомяк и т.п.

«Большой - маленький»

Ход игры: дети, по заданию воспитателя, изображают детёныша животного, а затем - самого взрослого животного.

«Джунгли»

Ход игры:

1-й вариант. Дети изображают стадо животных, которые живут в джунглях, выполняя различные действия. Животные гуляют по джунглям, едят, отдыхают, ухаживают за детёнышами, ходят на водопой и т.п.

2-й вариант. Дети выбирают любое животное, которое живёт в джунглях, и изображают его, гуляя по воображаемым джунглям. Затем дети рассказывают, какие животные им встретились и как они догадались, что это именно те животные, которых они назвали.

«Оживи камешки!»

Ход игры: на берегу воображаемой реки лежат «камешки» (силуэты животных). Их можно оживить, если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими «камешек», а остальные дети отгадывают это животное.

«Хоровод»

Ход игры: дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

«Зоопарк»

Ход игры: дети делятся на две группы:

Первая группа - дети, изображающие животных в зоопарке;

Вторая группа - дети, гуляющие по зоопарку и отгадывающие, какое животное перед ним.

После того, как все животные будут угаданы, дети меняются ролями.

Бабочки и слоны

Ход игры: воспитатель предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом.

Затем воспитатель предлагает детям стать бабочками. Дети, изображая бабочек, легко порхают по комнате и общаются.

«Общий круг»

Ход игры: воспитатель собирает вокруг себя детей, чтобы все могли видеть друг друга, сидя в круге на ковре. «А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно так же каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей».Желательно, чтобы дети избегали словесных приветствий. Основная игровая задача - сосредоточить внимание на партнере.

«Найди пару»

Ход игры: дети должны подыскать себе пару по цвету глаз (волос, одежды и т.д.). Если задание вызывает у кого-то затруднения, то можно обратиться за помощью к товарищам или педагогу, можно подойти с партнером к зеркалу и сравнить цвет глаз. Понятно, полного совпадения быть не может. Задача состоит в том, чтобы подчеркнуть внешнее сходство. Далее можно предложить подумать, что дети вдвоем будут делать - играть, рисовать, конструировать и т.д.

«Волны»

Ход игры: играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые морские волны, и изобразить эти волны - нежные и веселые. Один из игроков становится в центр круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает другой купающийся.

«Передай настроение»

Ход игры: дети становятся в круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, тоскливое). Первым мимикой и жестами показывает настроение воспитатель. Дети, передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Действия детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить их настроение.

«Разговор сквозь стекло»

Ход игры: пары играющих должны представить, что один из них находится в магазине, а другой ждет его на улице. Но они не успели решить, что нужно купить. А выход далеко. Проблема решается попыткой договориться через толстое стекло витрины. Кричать нельзя: партнер все равно не услышит. Как «договорились», играющие обсуждают по окончании игры.

«Тень»

Ход игры: играющие составляют пары. Один исполняет роль тени, в точности копируя то, что изображает партнер: собирает ягоды, ловит бабочек и т.д. По ходу играющие меняются ролями.

«Ожившие игрушки»

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). «Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал».

По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-либо затрудняется, взрослый предлагает еще раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.

«Найди своего брата или сестру»

Ход игры: играющие изображают новорожденных слепых детенышей. Воспитатель косынкой завязывает каждому глаза и шепотом говорит, роль какого детеныша он будет исполнять и какие звуки издавать. Но у каждого детеныша есть брат или сестра, и «говорят» они на одном языке: котята - мяукают, щенки - скулят, телята - мычат. Играющие находят друг друга по этим звукам.

Роли распределяются таким образом, чтобы в группе было по два разных детеныша. Как только пары составляются, воспитатель развязывает глаза и предлагает познакомиться - каждому на своем языке - с остальными детенышами.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Участники игры делятся на 2 группы. Одна группа показывает инсценировку какого-либо действия (сбор ягод, стирка, рисование и т.п.). Дети должны сами выбрать сюжет и договориться, как они его будут показывать. После такой подготовки дети молча показывают свое действие. Показ предваряется фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Вторая группа дошкольников пытается догадаться, что делают участники. Более интересно, когда дети выполняют разные движения одной ситуации. Если ребята из второй группы отгадывают, что делали дети первой группы, то они меняются ролями, а если нет, то ребята первой группы опять выполняют действия.

«Иностранец»

Дети разбиваются по парам. Педагог предлагает ребятам представить, что к ним в гости приехали иностранцы. Они не знают русского языка, а ребята не знают того языка, на котором говорят они. Ребята должны рассказать «иностранцу» о себе, пригласить своего гостя пообедать, договориться, куда пойти после обеда. Все это должно быть сделано без слов!