Тема
|
Достойно жить среди людей.
|
Цели
|
Активизировать познавательную деятельность учащихся через включение их в обсуждение вопросов, связанных с нравственностью в жизни человека, ценностью человеческой жизни.
|
Основное содержание темы
|
Работа, направленная на формирование у детей положительного отношения к нравственным поступкам, осознание того, что надо ценить жизнь и проживать ее достойно.
|
Термины и понятия
|
Достоинство, ценность человеческой жизни, противостояние злу, терроризм.
|
Планируемый результат
|
Личностные умения
|
Метапредметные умения
|
Предметные умения
|
укреплять веру детей в торжество добра и справедливости, выражать протест терроризму как источнику зла и разрушения;
формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
формировать навыки доброжелательности, уважения к другому человеку, подчеркнуть ценность человеческой жизни;
воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.
|
Познавательные умения:
определять тему, главную цель урока и обосновывать своё мнение;
знакомиться с образом Георгия Победоносца как защитника добра и истины;
характеризовать литературных героев, работать с толковым словарем, пословицами,
использовать приобретённые знания и умения для решения учебной задачи в индивидуальной, парной и групповой работе.
Регулятивные:
планировать и выполнять задание в соответствии с целью;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать последовательность шагов при решении учебной задачи;
формировать навыки адекватной самооценки, оценивать результат выполнения учебного задания.
Коммуникативные:
формировать навык работы в паре и в группе,
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
рассуждать на тему добра и зла с привлечением личного опыта;
развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.
|
учить рассуждать на нравственные темы о смысле человеческой жизни и достоинстве;
формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;
знакомить с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей;
знакомить со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей;
развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу.
|
Организация образовательного пространства
|
Межпредметные связи
|
Ресурсы
|
Формы работы
|
Литературное чтение
Тема «Пословицы»
Русский язык
Тема «Антонимы».
|
Информационный материал
Учебник. А.И.Шемшурина. ОРКСЭ. Основы светской этики.
Демонстрационный материал
Плакат «Дракон», «стрелы, поражающие дракона», «цветы добра».
Компьютерная презентация «Достойно жить среди людей».
Интерактивный материал
Карточки с учебными заданиями.
Интернет ресурсы: https://notagram.ru/100-samyh-yarkih-russkih-narodnyh-poslovits-i-pogovorok/
|
Фронтальная;
индивидуальная;
парная;
групповая.
|
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
|
I этап. Самоопределение к деятельности
|
Цели деятельности
|
Ситуативное задание
|
Планируемый результат
|
Мотивировать к изучению темы.
|
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Я спешу сказать вам: «Здравствуйте»,
Чтоб пожелать здоровья доброго,
Я спешу сказать вам: «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового,
Я спешу сказать вам: «Радости, удач, успехов и везения,
Чтоб не покидало вас прекрасное настроение!»
|
Положительно настроиться на учебную деятельность
|
Вызвать интерес к теме урока через парную работу над пословицами
|
2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи
- Прочитайте пословицы разных народов мира.
Закон достойных - творить добро (китайская пословица).
Достоинства молодца почитает народ (киргизская пословица).
|
Проявлять интерес к изучению темы
Выполнять задание в паре.
|
|
Не тот бедняк, кто добро потерял, а тот, кто достоинство потерял (татарская пословица)
- Определите, работая в парах, какая общая мысль содержится во всех этих пословицах разных народов мира (обсуждение, работа в парах).
(Общая мысль - достойная жизнь человека, достоинство)
|
|
Научить работать с толковым словарем.
|
- Что же такое достоинство? Как дается определение достоинства в толковом словаре?
(работа со словарем Ушакова)
|
Научиться пользоваться толковым словарем Ушакова
|
II этап. Учебно-познавательная деятельность
|
Цели деятельности
|
Учебные задания
|
Планируемый результат
|
Цели:
Стимулировать интерес к теме урока, желание вести диалог с учителем и одноклассниками.
|
3. Определение темы урока. Целеполагание.
- Как может звучать тема нашего урока? (предположения детей)
- Итак, тема нашего урока: Достойно жить среди людей
|
Формулировать тему урока, участвовать в диалоге с учителем и сверстниками.
|
Подводить детей к теме урока и учить ставить цели урока.
|
- Какую цель может поставить каждый из вас перед собой? (Что значит, достойно жить?)
|
Формулировать цели урока
|
Учить использовать знания из жизненного опыта.
|
4.Освоение нового материала
- Скажите, кто изображен на экране? (Георгий Победоносец, поражающий копьем змея)
- Что символизирует змей? (зло, разрушение, беду)
- Кто противостоит злу? (Георгий Победоносец, защитник Православной веры и жизни на земле). Дракон - источник зла, лжи, ненависти, вражды.
|
Делиться знаниями о Георгии Победоносце - защитнике Православной веры.
|
Учить использовать знания, полученные на уроках русского языка по теме «Антонимы».
Познакомить с образом Георгия Победоносца - защитнике Православной веры.
|
- Что противостоит этим недобрым качествам? Подберите, работая в парах, антонимы к словам: (парная работа на карточках)
война -
зло -
ложь -
ненависть -
вражда -
жадность -
(Фронтальная проверка работы)
- К сожалению, сегодня страшный и хитрый дракон отрастил еще одну голову по имени Терроризм. Терроризм беспощаден и жесток. Он приносит беду в семьи и города.
|
Подбирать слова - антонимы, используя знания из области русского языка.
|
Познакомить детей с стихотворением Лары Маругиной «Победи дракона»
Учить использовать читательские умения (осознанность, выразительность чтения, умение формулировать ответ на вопрос).
|
5. Первичное закрепление.
- Как случается, что человек берет в руки оружие и хладнокровно лишает жизни других людей? Может быть он «вырастил дракона в себе»?
Поможет в этом вопросе разобраться (с. 104).
Чтение стихотворения детьми.
Мой милый, добрый человек,
Прожить ты хочешь мудро век?
Тогда всю правду надо знать:
Придётся в жизни и страдать.
Открою страшный я секрет:
На свете сотни тысяч лет
Дракон невидимый живёт.
Огнём людские души жжёт.
Он беспощаден, зол и лжив.
Хитёр, коварен и спесив.
Как много у него голов -
Они полны недобрых слов.
Он рад, когда дерёмся, врём,
Себя неправильно ведём.
Он искушает наши души.
Нашёптывает пакость в уши.
И мы ужасно поступаем -
Друг друга горько обижаем.
А заповедь его проста:
«Пускай исчезнет красота,
Любовь и совесть, дружба, честь,
Всё лучшее, что в людях есть».
Когда себя начнёшь творить,
Дракона сможешь победить.
|
Читать стихотворение. Отвечать на вопросы учителя. Давать оценку поступкам людей, осуждая терроризм.
Оценивать поступки литературных героев.
|
Учить детей вести диалог, аргументируя ответ.
Учить детей работать с текстом учебника, использовать иллюстрации к тексту, отвечать на вопросы.
|
6. Беседа по содержанию стихотворения
- Что автор говорит о Драконе? Какой он?
- Когда ему хорошо? (Когда мы врем, деремся, неправильно себя ведем, обижаем друг друга).
- Чего хочет дракон? («Пускай исчезнет красота, любовь и совесть, дружба, честь, всё лучшее, что в людях есть»).
- Как же мы сможем победить «дракона»? (Когда себя начнёшь творить, Дракона сможешь победить).
- Что значит «творить себя»? (Воспитывать в себе лучшие качества. Найти в себе все лучшее и искоренить плохое).
|
Использовать читательский и коммуникативный опыт, отвечая на вопросы учителя.
Вести диалог с учителем и одноклассниками.
Обосновывать свое мнение, выражать личностное отношение к теме беседы.
|
Учить давать письменный ответ, проводя творческую работу учащихся, имеющую воспитательную направленность.
|
7. Самостоятельная работа.
- Напишите на лепестках цветка лучшие качества, которые надо в себе воспитывать.
- Во имя чего важно победить «дракона»? (Чтобы достойно жить среди людей и творить добро.)
- Вдумайтесь в это и поставьте себе цель в нравственном самосовершенствовании, чтобы «дракон» съежился и стал совсем маленьким.
- Запишите эту цель в центре ромашки.
(индивидуальная работа с последующим выступлением детей)
Ромашки закрепите вокруг дракона на доске.
- Посмотрите, дракон стал совсем маленьким и беззащитным.
(Фронтальная проверка работы)
|
Работать творчески, формулируя письменный ответ на вопрос. Объяснять свое решение.
|
Обеспечить активный отдых детей в процессе учебной деятельности. Внести эмоциональный заряд и снять напряжение мышц, органов зрения и слуха.
|
8. Физкультминутка - «Дорогою добра».
|
Переключаться с учебной деятельности, снимая усталость и утомление.
|
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
|
Цели деятельности
|
Варианты заданий
|
Планируемый результат
|
Стимулировать использование приобретённых знаний и умений для совместной работы в парах.
Учить выполнять учебное действие в соответствии с учебным заданием.
|
9. Развитие речи.
Работа в группах.
- Вместе всегда легче бороться со злом. Я вам предлагаю поработать в группах. Каждая группа получит по стреле, которая сумеет поразить коварного врага. Обсудите смысл пословицы.
1 группа: Жизнь дана на добрые дела…
2 группа: Живи для людей- поживут и люди для тебя.
3 группа: Проживешь ладно, коли жизнь построишь складно.
4 группа: Не красна жизнь веселыми днями, а красна добрыми делами.
|
Проявлять интерес к совместной работе над пословицами.
Адекватно взаимодействовать с партнёром.
|
Учить представлять результат своей деятельности.
|
(ответы групп детей)
- Вы успешно справились с заданием. В ваших ответах прозвучала мысль, что в жизни надо совершать добро и быть полезными людям.
|
Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
|
IV этап. Рефлексивная деятельность
|
Цели деятельности
|
Самоанализ и самооценка ученика
|
Результат деятельности
|
Научить соотносить полученный результат с поставленной целью.
|
10. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Что значит, достойно жить среди людей? (ответы детей)
«Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей - сильных, красивых, здоровых, разумных»
Человек рождается для достойной жизни и добрых дел.
- Вспомним, сколько прекрасных моментов дарит нам жизнь
(видео из школьной жизни под музыку песни «Дорогою добра»)
- Давайте будем жить достойно!
|
Соотносить результат деятельности с поставленной целью.
|
Научить оценивать результат своей деятельности.
|
Самоанализ
Закончите предложения:
На уроке по теме «Достойно жить среди людей» я узнал(а) …, понял(а) ..., научился(лась) …
Самооценка.
Наибольшего успеха я достиг (ла) в работе.... Мне запомнилось…
|
Оценивать результат своей деятельности.
|
|
|
(Заполняется учителем после освоения темы учащимися)
Тема урока «Достойно жить среди людей» заставила детей задуматься о смысле жизни. Деятельность учителя была направлена на укрепление веры детей в торжество добра и справедливости. В процессе беседы ученики высказывали мнение о своем отношении к нравственным и безнравственным поступкам людей, активно высказывали свое мнение с опорой на жизненный опыт, проявляли живой интерес к совместной работе с одноклассниками.
На уроке проводилась работа с использованием пословиц, стихов, песен. Учебные задания были направлены на подтверждение мысли, что жизнь- это наивысшая ценность, и прожить ее надо достойно, красиво, с пользой для людей.
Во время урока сохранялась доброжелательная обстановка, что способствовало достижению цели урока.
Урок сопровождался презентацией и видеофильмом из школьной жизни детей, что положительно сказалось на подаче материала и оживило урок. Подобранные задания соответствуют возрастным особенностям детей.
Сотрудничество обучающихся и учителя позволило достичь положительной оценки деятельности.
|