Технологическая карта урока ОРКСЭ "Достойно жить среди людей"

Разделы: ОРКСЭ


Тема

Достойно жить среди людей.

Цели

Активизировать познавательную деятельность учащихся через включение их в обсуждение вопросов, связанных с нравственностью в жизни человека, ценностью человеческой жизни.

Основное содержание темы

Работа, направленная на формирование у детей положительного отношения к нравственным поступкам, осознание того, что надо ценить жизнь и проживать ее достойно.

Термины и понятия

Достоинство, ценность человеческой жизни, противостояние злу, терроризм.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

укреплять веру детей в торжество добра и справедливости, выражать протест терроризму как источнику зла и разрушения;
формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
формировать навыки доброжелательности, уважения к другому человеку, подчеркнуть ценность человеческой жизни;
воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Познавательные умения:
определять тему, главную цель урока и обосновывать своё мнение;
знакомиться с образом Георгия Победоносца как защитника добра и истины;
характеризовать литературных героев, работать с толковым словарем, пословицами,
использовать приобретённые знания и умения для решения учебной задачи в индивидуальной, парной и групповой работе.
Регулятивные:
планировать и выполнять задание в соответствии с целью;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать последовательность шагов при решении учебной задачи;
формировать навыки адекватной самооценки, оценивать результат выполнения учебного задания.
Коммуникативные:
формировать навык работы в паре и в группе,
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
рассуждать на тему добра и зла с привлечением личного опыта;
развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.

учить рассуждать на нравственные темы о смысле человеческой жизни и достоинстве;
формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике;
знакомить с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей;
знакомить со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей;
развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение
Тема «Пословицы»
Русский язык
Тема «Антонимы».

Информационный материал
Учебник. А.И.Шемшурина. ОРКСЭ. Основы светской этики.
Демонстрационный материал
Плакат «Дракон», «стрелы, поражающие дракона», «цветы добра».
Компьютерная презентация «Достойно жить среди людей».
Интерактивный материал
Карточки с учебными заданиями.
Интернет ресурсы: https://notagram.ru/100-samyh-yarkih-russkih-narodnyh-poslovits-i-pogovorok/

Фронтальная;
индивидуальная;
парная;
групповая.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

Мотивировать к изучению темы.

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Я спешу сказать вам: «Здравствуйте»,
Чтоб пожелать здоровья доброго,
Я спешу сказать вам: «Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового,
Я спешу сказать вам: «Радости, удач, успехов и везения,
Чтоб не покидало вас прекрасное настроение!»

Положительно настроиться на учебную деятельность

Вызвать интерес к теме урока через парную работу над пословицами

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи
- Прочитайте пословицы разных народов мира.
Закон достойных - творить добро (китайская пословица).
Достоинства молодца почитает народ (киргизская пословица).

Проявлять интерес к изучению темы
Выполнять задание в паре.

Не тот бедняк, кто добро потерял, а тот, кто достоинство потерял (татарская пословица)
- Определите, работая в парах, какая общая мысль содержится во всех этих пословицах разных народов мира (обсуждение, работа в парах).
(Общая мысль - достойная жизнь человека, достоинство)

Научить работать с толковым словарем.

- Что же такое достоинство? Как дается определение достоинства в толковом словаре?
(работа со словарем Ушакова)

Научиться пользоваться толковым словарем Ушакова

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

Планируемый результат

Цели:
Стимулировать интерес к теме урока, желание вести диалог с учителем и одноклассниками.

3. Определение темы урока. Целеполагание.
- Как может звучать тема нашего урока? (предположения детей)
- Итак, тема нашего урока: Достойно жить среди людей

Формулировать тему урока, участвовать в диалоге с учителем и сверстниками.

Подводить детей к теме урока и учить ставить цели урока.

- Какую цель может поставить каждый из вас перед собой? (Что значит, достойно жить?)

Формулировать цели урока

Учить использовать знания из жизненного опыта.

4.Освоение нового материала
- Скажите, кто изображен на экране? (Георгий Победоносец, поражающий копьем змея)
- Что символизирует змей? (зло, разрушение, беду)
- Кто противостоит злу? (Георгий Победоносец, защитник Православной веры и жизни на земле). Дракон - источник зла, лжи, ненависти, вражды.

Делиться знаниями о Георгии Победоносце - защитнике Православной веры.

Учить использовать знания, полученные на уроках русского языка по теме «Антонимы».
Познакомить с образом Георгия Победоносца - защитнике Православной веры.

- Что противостоит этим недобрым качествам? Подберите, работая в парах, антонимы к словам: (парная работа на карточках)
война -
зло -
ложь -
ненависть -
вражда -
жадность -
(Фронтальная проверка работы)
- К сожалению, сегодня страшный и хитрый дракон отрастил еще одну голову по имени Терроризм. Терроризм беспощаден и жесток. Он приносит беду в семьи и города.

Подбирать слова - антонимы, используя знания из области русского языка.

Познакомить детей с стихотворением Лары Маругиной «Победи дракона»
Учить использовать читательские умения (осознанность, выразительность чтения, умение формулировать ответ на вопрос).

5. Первичное закрепление.
- Как случается, что человек берет в руки оружие и хладнокровно лишает жизни других людей? Может быть он «вырастил дракона в себе»?
Поможет в этом вопросе разобраться (с. 104).

Чтение стихотворения детьми.
Мой милый, добрый человек,
Прожить ты хочешь мудро век?
Тогда всю правду надо знать:
Придётся в жизни и страдать.
Открою страшный я секрет:
На свете сотни тысяч лет
Дракон невидимый живёт.
Огнём людские души жжёт.
Он беспощаден, зол и лжив.
Хитёр, коварен и спесив.
Как много у него голов -
Они полны недобрых слов.
Он рад, когда дерёмся, врём,
Себя неправильно ведём.
Он искушает наши души.
Нашёптывает пакость в уши.
И мы ужасно поступаем -
Друг друга горько обижаем.
А заповедь его проста:
«Пускай исчезнет красота,
Любовь и совесть, дружба, честь,
Всё лучшее, что в людях есть».
Когда себя начнёшь творить,
Дракона сможешь победить.

Читать стихотворение. Отвечать на вопросы учителя. Давать оценку поступкам людей, осуждая терроризм.
Оценивать поступки литературных героев.

Учить детей вести диалог, аргументируя ответ.
Учить детей работать с текстом учебника, использовать иллюстрации к тексту, отвечать на вопросы.

6. Беседа по содержанию стихотворения
- Что автор говорит о Драконе? Какой он?
- Когда ему хорошо? (Когда мы врем, деремся, неправильно себя ведем, обижаем друг друга).
- Чего хочет дракон? («Пускай исчезнет красота, любовь и совесть, дружба, честь, всё лучшее, что в людях есть»).
- Как же мы сможем победить «дракона»? (Когда себя начнёшь творить, Дракона сможешь победить).
- Что значит «творить себя»? (Воспитывать в себе лучшие качества. Найти в себе все лучшее и искоренить плохое).

Использовать читательский и коммуникативный опыт, отвечая на вопросы учителя.
Вести диалог с учителем и одноклассниками.
Обосновывать свое мнение, выражать личностное отношение к теме беседы.

Учить давать письменный ответ, проводя творческую работу учащихся, имеющую воспитательную направленность.

7. Самостоятельная работа.
- Напишите на лепестках цветка лучшие качества, которые надо в себе воспитывать.
- Во имя чего важно победить «дракона»? (Чтобы достойно жить среди людей и творить добро.)
- Вдумайтесь в это и поставьте себе цель в нравственном самосовершенствовании, чтобы «дракон» съежился и стал совсем маленьким.
- Запишите эту цель в центре ромашки.
(индивидуальная работа с последующим выступлением детей)
Ромашки закрепите вокруг дракона на доске.
- Посмотрите, дракон стал совсем маленьким и беззащитным.
(Фронтальная проверка работы)

Работать творчески, формулируя письменный ответ на вопрос. Объяснять свое решение.

Обеспечить активный отдых детей в процессе учебной деятельности. Внести эмоциональный заряд и снять напряжение мышц, органов зрения и слуха.

8. Физкультминутка - «Дорогою добра».

Переключаться с учебной деятельности, снимая усталость и утомление.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

Стимулировать использование приобретённых знаний и умений для совместной работы в парах.
Учить выполнять учебное действие в соответствии с учебным заданием.

9. Развитие речи.
Работа в группах.
- Вместе всегда легче бороться со злом. Я вам предлагаю поработать в группах. Каждая группа получит по стреле, которая сумеет поразить коварного врага. Обсудите смысл пословицы.
1 группа: Жизнь дана на добрые дела…
2 группа: Живи для людей- поживут и люди для тебя.
3 группа: Проживешь ладно, коли жизнь построишь складно.
4 группа: Не красна жизнь веселыми днями, а красна добрыми делами.

Проявлять интерес к совместной работе над пословицами.
Адекватно взаимодействовать с партнёром.

Учить представлять результат своей деятельности.

(ответы групп детей)
- Вы успешно справились с заданием. В ваших ответах прозвучала мысль, что в жизни надо совершать добро и быть полезными людям.

Использовать речевые средства для представления результата деятельности.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить соотносить полученный результат с поставленной целью.

10. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Что значит, достойно жить среди людей? (ответы детей)
«Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей - сильных, красивых, здоровых, разумных»
Человек рождается для достойной жизни и добрых дел.
- Вспомним, сколько прекрасных моментов дарит нам жизнь
(видео из школьной жизни под музыку песни «Дорогою добра»)
- Давайте будем жить достойно!

Соотносить результат деятельности с поставленной целью.

Научить оценивать результат своей деятельности.

Самоанализ
Закончите предложения:
На уроке по теме «Достойно жить среди людей» я узнал(а) …, понял(а) ..., научился(лась) …
Самооценка.
Наибольшего успеха я достиг (ла) в работе.... Мне запомнилось…

Оценивать результат своей деятельности.

(Заполняется учителем после освоения темы учащимися)
Тема урока «Достойно жить среди людей» заставила детей задуматься о смысле жизни. Деятельность учителя была направлена на укрепление веры детей в торжество добра и справедливости. В процессе беседы ученики высказывали мнение о своем отношении к нравственным и безнравственным поступкам людей, активно высказывали свое мнение с опорой на жизненный опыт, проявляли живой интерес к совместной работе с одноклассниками.
На уроке проводилась работа с использованием пословиц, стихов, песен. Учебные задания были направлены на подтверждение мысли, что жизнь- это наивысшая ценность, и прожить ее надо достойно, красиво, с пользой для людей.
Во время урока сохранялась доброжелательная обстановка, что способствовало достижению цели урока.
Урок сопровождался презентацией и видеофильмом из школьной жизни детей, что положительно сказалось на подаче материала и оживило урок. Подобранные задания соответствуют возрастным особенностям детей.
Сотрудничество обучающихся и учителя позволило достичь положительной оценки деятельности.