Совершенствование форм и методов обучения английскому языку в школе на основе современных педагогических технологий

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: технология критического мышления


Введение

Эпиграфом к теме я выбрала английскую пословицу:

"Give a man a fish and you feed him in a day. Teach a man to fish and you feed him for a lifetime."
("Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь")

Значит, на каждом уроке мы должны не просто обучать детей английскому языку, но и учить их учиться. Именно на это нацеливают нас универсальные учебные действия, которые считаются фундаментальным ядром содержания общего образования.

Цель данной работы:ознакомить с возможностями использования технологии развития критического мышления, в частности приемом кластера в обучении английскому языку.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что идет процесс введения новых образовательных стандартов, и важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Изучение английского языка, как и изучение любого другого предмета, требует нелегкой систематической работы, тем более, что наши ученики не имеют возможности общаться с носителями языка.

Передо мной, как и перед всеми учителями стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый ребенок раскрыл бы свою индивидуальность, свои способности.

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления.

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Технология критического мышления предполагают взаимодействие субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции. Применение технологии критического мышления на уроках позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей учащихся.

Критическое мышление - это самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается с постановки вопроса. Строится на основе убедительной аргументации. Эта технология дает возможность определять и ставить личные цели, поддерживать активность на уроке, вызывать продуктивную дискуссию, способствует тому, чтобы учащиеся сами могли формулировать и задавать вопросы, помогает выражать собственное мнение, поддерживает мотивацию к чтению, воспитывает уважительное отношение к чужому мнению.

Структура урока с использованием технологии развития критического мышления

1 этап - вызов. На этом этапе определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определять цели познавательной деятельности на данном уроке.

2 этап - осмысление. На данном этапе происходит поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, сравнить её с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание.

3 этап - рефлексия. Позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. На данном этапе происходит целостное осмысление, обобщение и усвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.

Важно отметить, что эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.

Технология развития критического мышления располагает огромным арсеналом приёмов. Один из приемов, о котором я хочу рассказать -это прием «Cluster".

Прием «Кластер» или ассоциации

Модель кластера чаще всего сравнивают со строением солнечной системы. Внутри, как солнце, ключевое слово, а далее планеты.

Кластер («Грозди») - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию. Кроме того, большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах». Кластеры могут стать, как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер неплохо использовать при работе с текстом. Он служит своеобразным планом. Для наших детей, которые часто совсем не работают дома, он хорош для первого предъявления изученного или прочитанного материала Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) необходимо написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

Конечно, лучше всего работать с кластером в группе, но можно дать задание и одному учащему. Школьникам, которым трудно даётся английский язык, я разрешаю пользоваться кластерами при пересказе.

Вполне возможно использовать кластер, как небольшой тест. Для этого учащимся предлагаю заполнить в группах пустующую часть кластера или дать им переводные варианты предложений по той или иной теме. Составление кластера даёт свободу для фантазии, эксперимента. Он может стать отправной точкой творческого исследования учащегося или группы учащихся. Вот так, например, 2 группы учащихся составили свои кластеры о чаепитии в Великобритании и в России. Затем сравнили их, находя общее и различное в традициях двух стран. В конце урока кластер похож на тот, что используется в начале урока, но он может быть изменён, расширен или в нём исправлены ошибки.

Результатом работы с кластерами может стать Корзина идей. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

«Корзина» идей - этот прием напрямую связан с созданием кластеров

1 этап - индивидуальная работа

Сначала дети работают самостоятельно. Им задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

2 этап - групповая работа (обсуждение)

Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

3 этап - обмен информацией.

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

Заключение

Главная цель образования - развитие личности. ФГОС побуждает учителя планировать не только урок в целом, но и вариативную деятельность ребенка, в которой учителю в большей мере приходится следовать за ходом мысли ученика, так как главная составляющая не быть передатчиком знаний, а проектировать образовательную среду ученика, класса, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться, самореализовываться, что во много раз сложнее.

Технология развития критического мышления дает возможность определять и ставить личные цели, поддерживать активность на уроке, вызывать продуктивную дискуссию, способствует тому, чтобы учащиеся сами могли формулировать и задавать вопросы, помогает выражать собственное мнение, поддерживает мотивацию к чтению, воспитывает уважительное отношение к чужому мнению.

Таким образом, рассмотрев один из приемов технологии критического мышления, который можно использовать на уроках английского языка, можно сделать выводы, что данная технология обучает учащихся:

  • мыслить логично;
  • выражать свои мысли логично и связно;
  • оценивать и запоминать факты;
  • формировать свою точку зрения;
  • отстаивать свою точку зрения;
  • уважительно относится к мнению других.

Технология критического мышления дает учителю большие возможности в развитии коммуникативной компетенции учащихся на уроке иностранного языка, как в основной, так и в начальной школе. Необходимо только адаптировать приемы данной технологии к возрастным особенностям учащихся. А прием кластер помогает сделать урок более интересным, запоминающимся, ярким и понятным.

Список информационных источников

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- СПб: Альянс-Дельта, 2003.- 284 с.
  2. Нечаева Е.Н. Технология критического мышления. - М.: Высш. шк., 2005.
  3. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. - М.: Высш. шк., 2002.