Тип урока: объяснение нового материала.
Цель: познакомить обучающихся с многообразием озер и их происхождением.
Задачи:
- Образовательные задачи: рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озёрах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположении крупнейших озер мира.
- Развивающие задачи:
- продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озёр от происхождения котловин; их качественных и количественных характеристик от наличия стока, климата и, следовательно, географического положения;
- закрепить приемы определения географического положения озер, формировать умение давать описание озёр по типовому плану на основе разнообразных источников, географической информации и форм её представления.
-
Воспитательные задачи:
- воспитывать у учащихся чувство уникальности природы Земли и, в частности её озер и болот; осознание необходимости их изучения и охраны и необходимости соблюдения ПЛБ у водных объектов.
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, презентация "Озера", учебник "География. Начальный курс" Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова, "Дрофа", М. - 2018 г., атласы, к/карты, дополнительная литература об озёрах, таблицы.
Географическая номенклатура: Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Байкал, Виктория, Верхнее, Балхаш, Чад, Мёртвое, Эйр.
Предварительная подготовка:
- Разработка презентации.
- Составление маршрутных листов.
Этапы урока:
- Организационный
- Изучение нового материала с поэтапным закреплением.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Планируемые результаты: записать определение «Озеро», заполнить схему «Классификация озер», выполнить практическую работу «Описание озера по плану», подвести итог урока и выставить себе оценку.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время
|
0 |
Организационный момент |
Проверяет готовность к уроку, приветствует |
Выполняют требования учителя |
1 |
1 |
Актуализация знаний |
Предъявляет учебную задачу (загадку) |
Решает учебную задачу, формулирует тему и цель урока |
1 |
2 |
Изучение нового материала |
Объясняет новый материал, используя презентацию и метод беседы, направляет деятельность учащихся в ходе заполнения маршрутных листов |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, отвечают на вопросы, делают выводы, заполняют маршрутные листы |
20 |
3 |
Закрепление изученного материала |
Формулирует задания для выполнения учащимися |
Выполняют практическую работу |
10 |
4 |
Итог урока |
Фиксирует выводы, сообщает дополнительную интересную информацию. |
Формулируют выводы |
5 |
5 |
Рефлексия |
Оценка деятельности учащихся |
Самооценка |
2 |
6 |
Домашнее задание |
Формулирует задания для выполнения учащимися |
Записывают |
1 |
Ход урока
Организационный момент
1. Вводная часть
Ребята, на этом уроке мы завершаем изучение отдельных видов внутренних вод суши, которые входят в состав гидросферы. Давайте вспомним её состав.
Сайд 2. Схема состав гидросферы.
Сайд 1. Схема объём воды на Земле.
Название темы сегодняшнего урока зашифровано в загадке.
Слайд 3. Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая.
Слайд 4. Запись темы урока «Озера». Перед вами изображение ещё одного озера, попробуйте сформулировать определение, а что такое озеро.
2. Изучение нового материала
Слайд 5. Что мы хотим узнать?
Слайды 6-7. Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, о чем нас хочет спросить любопытный знак вопроса. (Выявить признаки озера - замкнутый водоем, отсутствие течения и связи с морем).
Слайд 8-9. Формулировка и запись определения понятия «озеро» и «озерная котловина».
Слайд 10. Нахождение отличительных признаков 4-х озер и постановка проблемы, сформулированной учениками.
Слайд 11. Главная причина - происхождение озерных котловин. Какие же бывают озера по происхождению озерных котловин?
Слайд 12. Перечисление видов озер и подготовка к заполнению таблицы в тетради.
Слайд 13. Два способа образования тектонических котловин (тектоника - движение).
Слайд 14. Признаки озера, образовавшегося в тектонической трещине (на примере Байкала). Нахождение на карте полушарий озер такого же происхождения (Танганьика, Ньяса в Африке).
Слайд 15. Признаки озера, образовавшегося в прогибе земной коры (на примере Каспия и Аральского морей). Объяснение понятия «остаточное озеро».
Слайд 16-17. Объяснение особенностей образования ледниково-тектонических озер, повлиявших на их форму (на примере Ладожского и Онежского озер). Акцент на карту слайда 17, на которой хорошо видны многочисленные озера среди моренных гряд.
Слайд 18. Внешний вид озер моренных равнин.
Слайд 19. Образование запрудного озер (на примере озера Рица).
Слайд 20. Образование карстовых озер (на примере озера Голубое на Кавказе), особенности их дна и необходимость соблюдения ПЛБ.
Слайд 21. Вулканические озера. Как вы думаете, как образуется такое озеро? (на примере озер Кроноцкое и Курильское).
Слайд 22-23. Озера старицы, их особенности - форма, глубина, постепенное зарастание и превращение в болото.
Слайд 24. Запись понятия «болото» и краткая характеристика условий их возникновения (зарастающие озера, слабый поверхностный сток, избыточное увлажнение, близкое расположение грунтовых вод).
Слайд 25. Нахождение различий Каспия и Байкала. Акцент на соленость Каспия, которая зависит не только от его происхождения. Отличие двух схем и формулировка понятий сточное и бессточное озеро (в том числе и с помощью учебника стр. 97.) Постановка вопроса: Почему на схеме сточное озеро подписано как пресное, а бессточное как соленое?
Сайд 26. Схема «Виды озер по степени солености».
Слайд 27. Анализ причин, которые способствуют или препятствуют образованию озер.
Слайд28. Закрепление причинно-следственных связей с помощью вопросов слайда.
Слайд 29. Физкультминутка
Слайд 30. Это Интересно
Слайд 31-32. Количество озер на Земле и в Архангельской области.
Слайд 33. Удивительные озера мира. Объявление о прослушивании опережающих заданий.
Слайд 34. Удивительные озера Европы:
1. Сладкое;
2. Озеро смерти;
3. Озеро Могильное;
Слайд 35.Удивительные озера Азии:
4). Балхаш;
5). Пустое;
6). Мертвое
Слайд 36. Удивительные озера Южной Америки:
7). Тринидад;
Слайд 37. Удивительные озера Африки:
8). Чернильница;
9.Босумтви.
Слайд 38. Значение озер. Вопрос к классу, затем по слайду проверка всё ли названо.
Слайд 39. Проверка записи в ходе урока, в таблице примеров озер, разного происхождения.
Слайд 40-41. Закрепление знаний об особенностях озер.
Домашнее задание
- § 24, описать по плану озеро Байкал,
- Найти и уметь показывать озера на стр. атласа.
План описания озёр
|
|
Слайд 42. Запись и объяснение домашнего задания.
Мониторинг усвоения нового материала.
Слайды 43-46.
Рефлексия.
Слайд 46.
3. Приложения. Раздаточный материал
Таблица 1. «Виды озер по происхождению»
Типы котловин |
Примеры |
1. Тектонические |
|
2. Тектонические остаточные |
|
3.Ледниково-тектонические |
|
4. Запрудные |
|
5.Вулканические |
|
Таблица 1. «Виды озер по наличию стока и солености»
Озеро |
Сточное |
Бессточное |
Соленое |
Пресное |
Байкал |
||||
Каспий |
||||
Ладожское |
||||
Балхаш |
||||
Мертвое |
||||
Ладожское |
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, связанная с темой «Гидросфера»
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.
5. Рефлексия
Наш урок и путешествие в страну озер подходит к концу. Хотелось бы узнать, насколько он был плодотворным. Ответьте на вопросы: что нового вы узнали? чему научились? Свои ответы начинайте со слов…
- Я узнал…
- Меня удивило….
- Мне не понравилось….
И еще, мне хотелось бы узнать отношение к уроку каждого из вас. Выберете на парте тот смайлик, который наиболее ярко отражает ваше настроение. А я в свою очередь вам подарю свои смайлики на память об этом уроке - оценки за урок.
6. Домашнее задание
Слайд 26
- Параграф 49, вопрос 5 письменно.
- Составить кроссворд «Озёра мира» по желанию.
Спасибо за урок.
Список использованной литературы
- В.П.Дронов, Л.Е.Савельева География. Землеведение.5-6 класс. М: Дрофа, 2013.
- Герасимова Т.П. Начальный курс географии:Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений/ Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2015.
Интернет-ресурсы
- Балхаш - Википедияru.wikipedia.org Балхаш
- Вулкан Малый Семячик и кислотное озеров его кратере. Камчатка...zelenyimir.ru …malyiy-semyachik…ozero…kratere.html
- Мёртвое море - Википедияru.wikipedia.org Мёртвоеморе
- Озеро Байкал.инфо - информационный сайт о Байкалеozerobaikal.info
- Об уникальных природных объектах Кабардино-Балкарии заботятс…http://kbr-time.ru/ecology/905-ob-unikalnykh-prirodnykh-obektakh-kabar…
- Россия: Ладожскоеозероall-about-russia.ru nature/lake/ladoga_lake/…
- Соленое озеро Эльтонvetert.ru rossiya/volgogradskaya-oblast…elton.php
- Урок 6 класс. Тема: «Озёра». http://sstemass.narod.ru