Тема года
(тема раздела)
|
Музыка и изобразительное искусство
|
Тема урока
|
«Волшебная палочка дирижёра»
|
Цель
|
Цель урока для учащихся
|
Педагогическая цель урока
|
Расширить представление о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях. Воспитывать культуру слушателя, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.
|
Создание условий для расширения представления о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки.
|
Задачи
|
Задачи урока для учащихся
|
Педагогические задачи урока
|
1. Выполняя задание «Музыканты улыбаются», созданное на платформе Learning Apps.org, повторить название групп инструментов симфонического оркестра и название инструментов, входящих в эти группы
2. Прослушать произведение Г.В.Свиридова «Время, вперёд!» из сюиты «Время, вперёд!» в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра в видео формате, записанного во время пандемии и во время концерта. Сравнить, акцентируя внимание на роли дирижёра.
3. Используя QR код перейти на страницу блога педагога и выполнить задание созданное на платформе Learning Apps.org, «Заполни пропуски» и выйти на тему урока. (приложение №1)
4. Используя задание «Слова из букв», созданное на платформе Learning Apps.org, сформулировать определение понятия «Дирижёр» и его роль в оркестре. (Приложение №2)
5. Познакомиться с творчеством зарубежных дирижеров: Герберта фон Караяна и Даниэля Баренбойма на примере исполнения «Марша Радецкого» И.Штрауса (отца) Венским филармоническим оркестром. Принять участие в исполнении этого произведения.
6. Высказать своё мнение о том, почему дирижерскую палочку называют «волшебной»
|
Воспитательные: содействовать достижению личностных результатов
- формированию уважительного отношения учащихся к профессии дирижера и осмыслению значимости его роли в музыкальном искусстве;
- пониманию неразрывной связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
- формированию устойчивого интереса к музыкальному искусству на основе
эмоционального восприятия творчества дирижёра;
- выражению личностного отношения к творческой индивидуальности дирижёра через творческую активность в музыкально-прикладной
деятельности.
Развивающие: способствовать развитию УУД и формированию
- интеллектуальной культуры школьников (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);
- информационной культуры (умение работать с информационными источниками);
- коммуникативной культуры (умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске и сбор информации);
- культуры самоуправления учебной деятельностью (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);
- рефлексивной культуры (умение объективно оценивать себя и других школьников в учебном процессе).
Образовательные: содействовать достижению предметных результатов
- расширить представления учащихся о значимости деятельности выдающихся дирижёров посредством знакомства с их творчеством:
- способствовать освоению понятия «дирижёр», «интерпретация»;
- ознакомить с музыкой произведение Г.В.Свиридова «Время, вперёд!» из сюиты «Время, вперёд!» и «Марша Радецкого» И.Штрауса (отца);
- содействовать формированию навыков разнообразной музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-творческая практика с применением элементарного инструментального музицирования и информационно-коммуникационных технологий);
|
Планируемые результаты
|
Личностные: (выход в смысловое поле произведения)
1.У обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки;
2. Умение в процессе рефлексии проводить самооценку;
3. Учащиеся получат возможность для формирования эмоционального отношения к музыке.
Метапредметные: (формируемые УУД - личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)
Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; получит возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Познавательные:
- научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;
- получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.
Регулятивные: получит возможность научитьсяопределять и формулировать тему и проблему урока;
Коммуникативные: получит возможность научиться сотрудничать в процессе работы в группе.
Предметные: (понятия, термины, предметные компетенции)
1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета;
2. Определять особенности профессии дирижера;
3. Уметь использовать понятия: дирижер, оркестр, жанр.
|
Этап урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность ученика,
задания для учащихся
|
Планируемые результаты
|
Предметные
|
УУД
|
Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)
|
Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение)
Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность, приглашает заглянуть на страничку блога «Музыканты улыбаются» (слайд 1)
|
Приветствуют учителя. Включаются в деятельность: слушают, отвечают на вопросы и обосновывают свои ответы.
|
Повторение названия групп симфонического оркестра.
|
Регулятивные (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность);
Личностные (интерес к музыкальному искусству; мотивация к обучению).
|
Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания
|
Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), подводящего диалога, практические методы диагностики (выполнение задания, созданного на платформе Learning Apps.org,)
1.Предлагает каждой из 4-х групп выбрать ту или иную группу симфонического оркестра (жеребьёвка) и открыть пазлы с названиями инструментов, соответствующих их группе;
2. Послушать произведение Г.В.Свиридова «Время, вперёд!» из сюиты «Время, вперёд!» в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра, записанного во время пандемии. (слайды 1-3)
|
1. Определяются, какая из групп будет работать с той или иной группой инструментов симфонического оркестра.
2. Выполняют задание на интерактивной доске «Пазл «Угадай-ка»» и, открыв все пазлы, слушают произведение Г.В.Свиридова «Время, вперёд!» из сюиты «Время, вперёд!»;
3. Вспоминают определение жанра сюиты.
|
Закрепление: знаний изученного материала;
|
Регулятивные (готовность выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность); коммуникативные (умение работать во взаимодействии с группой и учителем);
личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку).
|
Постановка учебной задачи (формулирование темы урока и целеполагание)
|
Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы подводящего и побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение) практический метод (анализ музыкальных произведений). Подводит учащихся к формулированию темы урока:
1.Анализируя прослушанный видео фрагмент, озадачивает учащихся вопросом, кто же отсутствовал на экране?;
2.Предлагает фрагментарно прослушать этот же фрагмент, но уже с дирижером;
3. Используя QR код перейти на страницу блога педагога и выполнить задание, созданное на платформе Learning Apps.org, «Заполни пропуски» (приложение №1)
Посредством наводящих вопросов помогает школьникам сформулировать тему урока; (слайды 4-7)
4.Посредством побуждающего диалога выносит на обсуждение цель и задачи.
|
1. Анализируя прослушанное видео, приходят к выводу, что не было дирижёра;
2. Слушают в видео формате это же произведение (фрагментарно) под управлением Валерия Гергиева
3. Отвечая на вопросы, формулируют тему урока.
4. Осмысливают и принимают цель и задачи урока.
|
Знакомство с творчеством Г.В.Свиридова и деятельностью симфонического оркестра Мариинского театра в период пандемии под руководством художественного руководителя и главного дирижера Мариинского театра Валерия Гергиева
|
Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия);
коммуникативные (умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске информации)
|
«Открытие» учащимися новых знаний
|
Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы побуждающего и подводящего диалога, метод сравнения, методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение), метод письменной диагностики (выполнение заданий в рабочем листе) практический метод (анализ музыкальных произведений)
1. Предлагает учащимся прослушать сообщение учащегося об истории возникновения дирижерской палочки; (слайды 10-13)
2. Предлагает прослушать фрагменты новогодних выступлений Венского филармонического оркестра под управлением Герберта фон Караяна и Даниэля Боренбойма (И.Штраус-отец «Марш Радецкого»);
3. Знакомит с жанром марша и с историей вовлечения в процесс исполнения слушательской аудитории, ставшей традицией;
4. Знакомит с термином «интерпретация». (слайды 14-22)
|
1. Знакомятся с историческим аспектом возникновения дирижерской палочки;
2. Знакомятся с деятельностью выдающихся западно-европейских дирижёров и включаются в процесс исполнения произведения И.Штрауса-отца «Марш Радецкого», следуя указаниям «волшебной палочки дирижера»;
3. Слушают музыкальные фрагменты и подбирают эпитеты, наиболее точно характеризующие музыку (используя словарь эмоционально-образного содержания музыки);
4. Самостоятельно формулируют определение жанра марша, исходя из анализа музыкальных фрагментов;
5. Знакомятся с термином «интерпретация».
|
Осмысление понятий «марш»,«интерпретация» Ознакомление с музыкой И.Штрауса - отца «Марш Радецкого» Закрепление навыка художественно го анализа произведений с выходом на авторский замысел. Закрепление навыка анализа средств музыкальной выразительности
|
Регулятивные (планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы); коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса); познавательные (умение работать с информационными источниками, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);
личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку).
|
Включение новых знаний в систему знаний и повторение*
|
Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы побуждающего и подводящего диалога, метод сравнения, методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение), метод письменной диагностики (выполнение заданий в тетради)
1. Предлагает группам учащихся, используя подготовленное на платформе Learning Apps.org, задание «Слова из букв», вывести определение «дирижера»; (Приложение №2)
2. Предлагает закончить фразу: «Чтобы быть дирижером нужно...» (Приложение №3)
3. Продолжает работу над художественным образом песни С.Можарского «Пусть смеются дети», акцентируя внимание на особенностях работы хорового дирижера.
|
1. Используя распечатанные варианты задания «Слова из букв» работают над определением термина «дирижер» и записывают определение в музыкальный словарь.
2. Обсудив в группе, заканчивают фразу: «Чтобы быть дирижером нужно...»
3. Исполняя песню С.Можарского, обращают внимание на эмоциональность исполнения и художественный образ.
4. Делятся своими впечатлениями об особенностях работы хорового дирижера.
|
Расширение представления о профессии дирижера.
|
Регулятивные (готовность планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);
коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации работать в группах); познавательные (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);
личностные (уважительное отношение учащихся к деятельности учителя, как хорового дирижера)
|
Рефлексия (осознание учащимися своей учебной деятельности - самооценка и взаимооценка)
|
Метод: письменной диагностики (заполнение листа рефлексии). 1.Подводит итоги урока: предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока.
2. Анализирует ответы, представленные в листах рефлексии.
|
Заполняют лист рефлексии:
Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
У меня получилось …
Я почувствовал, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
|
|
Регулятивные (умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе);
личностные (осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре);
|
Домашнее задание
|
Раздает детям QR-code с музыкальными произведениями в исполнении Венского филармонического оркестра, представленными на уроке и не только, предлагает их дома вклеить в тетради и прослушать самостоятельно с помощью мобильного приложения, считывающего QR-code. Вариативное задание: написать мини-эссе о наиболее запомнившемся дирижере. Приложение №4
|
Записывают домашнее задание и задают уточняющие вопросы.
|
Закрепление изученных произведений
|
Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия);
личностные (выражение своего отношения к изученному на уроке)
|