Волшебная палочка дирижера

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (123 МБ)


Тема года
(тема раздела)

Музыка и изобразительное искусство

Тема урока

«Волшебная палочка дирижёра»

Цель

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

Расширить представление о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях. Воспитывать культуру слушателя, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.

Создание условий для расширения представления о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки.

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

1. Выполняя задание «Музыканты улыбаются», созданное на платформе Learning Apps.org, повторить название групп инструментов симфонического оркестра и название инструментов, входящих в эти группы
2. Прослушать произведение Г.В.Свиридова «Время, вперёд!» из сюиты «Время, вперёд!» в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра в видео формате, записанного во время пандемии и во время концерта. Сравнить, акцентируя внимание на роли дирижёра.
3. Используя QR код перейти на страницу блога педагога и выполнить задание созданное на платформе Learning Apps.org, «Заполни пропуски» и выйти на тему урока. (приложение №1)
4. Используя задание «Слова из букв», созданное на платформе Learning Apps.org, сформулировать определение понятия «Дирижёр» и его роль в оркестре. (Приложение №2)
5. Познакомиться с творчеством зарубежных дирижеров: Герберта фон Караяна и Даниэля Баренбойма на примере исполнения «Марша Радецкого» И.Штрауса (отца) Венским филармоническим оркестром. Принять участие в исполнении этого произведения.
6. Высказать своё мнение о том, почему дирижерскую палочку называют «волшебной»

Воспитательные: содействовать достижению личностных результатов
- формированию уважительного отношения учащихся к профессии дирижера и осмыслению значимости его роли в музыкальном искусстве;
- пониманию неразрывной связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;
- формированию устойчивого интереса к музыкальному искусству на основе
эмоционального восприятия творчества дирижёра;
- выражению личностного отношения к творческой индивидуальности дирижёра через творческую активность в музыкально-прикладной
деятельности.

Развивающие: способствовать развитию УУД и формированию
- интеллектуальной культуры школьников (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);
- информационной культуры (умение работать с информационными источниками);
- коммуникативной культуры (умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске и сбор информации);
- культуры самоуправления учебной деятельностью (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);
- рефлексивной культуры (умение объективно оценивать себя и других школьников в учебном процессе).

Образовательные: содействовать достижению предметных результатов
- расширить представления учащихся о значимости деятельности выдающихся дирижёров посредством знакомства с их творчеством:
- способствовать освоению понятия «дирижёр», «интерпретация»;
- ознакомить с музыкой произведение Г.В.Свиридова «Время, вперёд!» из сюиты «Время, вперёд!» и «Марша Радецкого» И.Штрауса (отца);
- содействовать формированию навыков разнообразной музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-творческая практика с применением элементарного инструментального музицирования и информационно-коммуникационных технологий);

Планируемые результаты

Личностные: (выход в смысловое поле произведения)
1.У обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки;
2. Умение в процессе рефлексии проводить самооценку;
3. Учащиеся получат возможность для формирования эмоционального отношения к музыке.
Метапредметные: (формируемые УУД - личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)
Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки; получит возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Познавательные:
- научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;
- получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.
Регулятивные: получит возможность научитьсяопределять и формулировать тему и проблему урока;
Коммуникативные: получит возможность научиться сотрудничать в процессе работы в группе.
Предметные: (понятия, термины, предметные компетенции)
1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета;
2. Определять особенности профессии дирижера;
3. Уметь использовать понятия: дирижер, оркестр, жанр.

Этап урока

Деятельность
учителя

Деятельность ученика,
задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение)
Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность, приглашает заглянуть на страничку блога «Музыканты улыбаются» (слайд 1)

Приветствуют учителя. Включаются в деятельность: слушают, отвечают на вопросы и обосновывают свои ответы.

Повторение названия групп симфонического оркестра.

Регулятивные (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность);
Личностные
(интерес к музыкальному искусству; мотивация к обучению).

Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), подводящего диалога, практические методы диагностики (выполнение задания, созданного на платформе Learning Apps.org,)
1.Предлагает каждой из 4-х групп выбрать ту или иную группу симфонического оркестра (жеребьёвка) и открыть пазлы с названиями инструментов, соответствующих их группе;
2. Послушать произведение Г.В.Свиридова «Время, вперёд!» из сюиты «Время, вперёд!» в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра, записанного во время пандемии. (слайды 1-3)

1. Определяются, какая из групп будет работать с той или иной группой инструментов симфонического оркестра.
2. Выполняют задание на интерактивной доске «Пазл «Угадай-ка»» и, открыв все пазлы, слушают произведение Г.В.Свиридова «Время, вперёд!» из сюиты «Время, вперёд!»;
3. Вспоминают определение жанра сюиты.

Закрепление: знаний изученного материала;

Регулятивные (готовность выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность); коммуникативные (умение работать во взаимодействии с группой и учителем);
личностные
(эмоциональная отзывчивость на музыку).

Постановка учебной задачи (формулирование темы урока и целеполагание)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы подводящего и побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение) практический метод (анализ музыкальных произведений). Подводит учащихся к формулированию темы урока:
1.Анализируя прослушанный видео фрагмент, озадачивает учащихся вопросом, кто же отсутствовал на экране?;
2.Предлагает фрагментарно прослушать этот же фрагмент, но уже с дирижером;
3. Используя QR код перейти на страницу блога педагога и выполнить задание, созданное на платформе Learning Apps.org, «Заполни пропуски» (приложение №1)
Посредством наводящих вопросов помогает школьникам сформулировать тему урока; (слайды 4-7)
4.Посредством побуждающего диалога выносит на обсуждение цель и задачи.

1. Анализируя прослушанное видео, приходят к выводу, что не было дирижёра;
2. Слушают в видео формате это же произведение (фрагментарно) под управлением Валерия Гергиева
3. Отвечая на вопросы, формулируют тему урока.
4. Осмысливают и принимают цель и задачи урока.

Знакомство с творчеством Г.В.Свиридова и деятельностью симфонического оркестра Мариинского театра в период пандемии под руководством художественного руководителя и главного дирижера Мариинского театра Валерия Гергиева

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия);
коммуникативные (умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске информации)

«Открытие» учащимися новых знаний

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы побуждающего и подводящего диалога, метод сравнения, методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение), метод письменной диагностики (выполнение заданий в рабочем листе) практический метод (анализ музыкальных произведений)
1. Предлагает учащимся прослушать сообщение учащегося об истории возникновения дирижерской палочки; (слайды 10-13)
2. Предлагает прослушать фрагменты новогодних выступлений Венского филармонического оркестра под управлением Герберта фон Караяна и Даниэля Боренбойма (И.Штраус-отец «Марш Радецкого»);
3. Знакомит с жанром марша и с историей вовлечения в процесс исполнения слушательской аудитории, ставшей традицией;
4. Знакомит с термином «интерпретация». (слайды 14-22)

1. Знакомятся с историческим аспектом возникновения дирижерской палочки;
2. Знакомятся с деятельностью выдающихся западно-европейских дирижёров и включаются в процесс исполнения произведения И.Штрауса-отца «Марш Радецкого», следуя указаниям «волшебной палочки дирижера»;
3. Слушают музыкальные фрагменты и подбирают эпитеты, наиболее точно характеризующие музыку (используя словарь эмоционально-образного содержания музыки);
4. Самостоятельно формулируют определение жанра марша, исходя из анализа музыкальных фрагментов;
5. Знакомятся с термином «интерпретация».

Осмысление понятий «марш»,«интерпретация» Ознакомление с музыкой И.Штрауса - отца «Марш Радецкого» Закрепление навыка художественно го анализа произведений с выходом на авторский замысел. Закрепление навыка анализа средств музыкальной выразительности

Регулятивные (планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; развитие монологической речи, умение находить ответы на вопросы); коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса); познавательные (умение работать с информационными источниками, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);
личностные
(эмоциональная отзывчивость на музыку).

Включение новых знаний в систему знаний и повторение*

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы побуждающего и подводящего диалога, метод сравнения, методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение), метод письменной диагностики (выполнение заданий в тетради)
1. Предлагает группам учащихся, используя подготовленное на платформе Learning Apps.org, задание «Слова из букв», вывести определение «дирижера»; (Приложение №2)
2. Предлагает закончить фразу: «Чтобы быть дирижером нужно...» (Приложение №3)
3. Продолжает работу над художественным образом песни С.Можарского «Пусть смеются дети», акцентируя внимание на особенностях работы хорового дирижера.

1. Используя распечатанные варианты задания «Слова из букв» работают над определением термина «дирижер» и записывают определение в музыкальный словарь.
2. Обсудив в группе, заканчивают фразу: «Чтобы быть дирижером нужно...»
3. Исполняя песню С.Можарского, обращают внимание на эмоциональность исполнения и художественный образ.
4. Делятся своими впечатлениями об особенностях работы хорового дирижера.

Расширение представления о профессии дирижера.

Регулятивные (готовность планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);
коммуникативные
(умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации работать в группах); познавательные (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);
личностные (уважительное отношение учащихся к деятельности учителя, как хорового дирижера)

Рефлексия (осознание учащимися своей учебной деятельности - самооценка и взаимооценка)

Метод: письменной диагностики (заполнение листа рефлексии). 1.Подводит итоги урока: предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока.
2. Анализирует ответы, представленные в листах рефлексии.

Заполняют лист рефлексии:
Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
У меня получилось …
Я почувствовал, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…

Регулятивные (умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе);
личностные
(осознание своей принадлежности к мировой музыкальной культуре);

Домашнее задание

Раздает детям QR-code с музыкальными произведениями в исполнении Венского филармонического оркестра, представленными на уроке и не только, предлагает их дома вклеить в тетради и прослушать самостоятельно с помощью мобильного приложения, считывающего QR-code. Вариативное задание: написать мини-эссе о наиболее запомнившемся дирижере. Приложение №4

Записывают домашнее задание и задают уточняющие вопросы.

Закрепление изученных произведений

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия);
личностные
(выражение своего отношения к изученному на уроке)