Методическая разработка открытого урока физики «Атомная энергетика». 9-й класс

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: физика, атомная энергетика


Актуальность

В современном мире выпускник школы должен обладать не только устойчивой системой знаний, но и обладать умениями, позволяющими ему самостоятельно получать новые знания. С каждым годом информационный поток, получаемый учениками, увеличивается. В связи с широким распространением в нашем мире смартфонов, ноутбуков и доступности сети интернет, ученики получают непрерывный поток информации, зачастую не имеющей никакой ценности, что не может не сказаться на их способностях. Психологи и педагоги отмечают особенности современного школьника, такие как: клиповое мышление, чтение в формате социальных сетей и т.д. С раннего детства, ученики привыкают к социальным сетям, что зачастую пагубно сказывается на их интеллектуальных способностях. Они привыкают к формату информации, в котором небольшой текст сопровождается картинкой, порой не имеющей никакой смысловой нагрузки относительно представленного утверждения. Если текст большой, то они предпочитают пропустить его, не тратя время на знакомство с ним. Именно поэтому и возникают проблемы с работой с учебниками, особенно по физике, так как они насыщенны картинками, формулами, графиками и т.д. Дочитав параграф учебника до конца, школьники не помнят, что было написано в самом начале. Для устранения данных проблем необходимо использовать современные методы и технологии, направленные на развитие умения работать с различными источниками информации.

УМК: А.В. Перышкин «Физика. 9 класс».

Предмет: физика.

Класс: 9.

Задача учителя: Обеспечить развитие технического мышления у учащихся через организацию исследовательской деятельности на уроке.

Задача учащихся: Теоретически разработать модель тепловой машины и рассмотреть принцип работы двигателя внутреннего сгорания.

Ожидаемые результаты:

Личностные

Учащийся проявляет:

  • Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении теоретической задачи
  • Самостоятельность, организованность, коммуникативность, взаимопомощь при выполнении самостоятельной работы
  • Интерес к изучаемой теме

Регулятивные УУД

Учащийся:

  • При поддержке учителя обнаруживает и формулирует учебную проблему, определяет задачу учебной деятельности
  • Проявляют умение слушать в соответствие с целевой установкой

Познавательные УУД

Учащийся:

  • Анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты
  • Строит логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
  • Преобразовывает информацию из одного вида в другой (текст в чертеж, чертеж в конструкцию)
  • Выделяет важную информацию из всей предоставленной

Коммуникативные УУД

Учащийся:

  • Взаимодействует с учителем и соседом по парте;
  • Отстаивает свою точку зрения, приводит аргументы, подтверждая их фактами;
  • В дискуссии умеет выдвинуть контраргументы;
  • Учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково), и корректировать его;
  • Понимая позицию другого, различает в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.


Предметные результаты

Учащийся:

  • Знает понятия: электростанция, термоядерный синтез, атомная энергетика;
  • Умеет объяснять принцип работы электростанций (ГЭС, ТЭС, АЭС);
  • Может обосновать преимущества и недостатки различных видов электростанций.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы и технологии, применяемые на уроке: технология исследовательской деятельности, технология опережающего обучения, метод проблемного обучения, технология работы в группах, кооперативное обучение, смысловое чтение.

Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал.

Этапы урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые результаты

Оборудование

Организационный момент (2 минуты)

Приветствие, проверка готовности к уроку

Подготовка к уроку

Учащиеся проявляют интерес к теме беседы и активно отвечают на поставленные вопросы (ПУУД)

Постановка проблемы, темы урока и целей (3 минуты)

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках?
Что такое энергетический голод? Давайте подумаем как можно избежать энергетического кризиса?
Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Устные ответы

Осознание поставленной проблемы. (РУУД)

1 этап (10 минут)
Работа в команде со статьями и учебниками (у каждой команды своя статья), применение методики рационального чтения, «Ok, Google»

Устанавливает форму работы на данном этапе, контролирует выполнение задания, подсказывает группам

Знакомство с текстами, ответы на вопросы, обсуждение материала в командах

Учащиеся проявляют креативность мышления, инициативу, находчивость при знакомстве с принципом работы электростанций, обосновывая свою позицию (ЛУУД)
Преобразовывают информацию из одного вида в другой (ПУУД)

Знакомятся с новыми понятиями «Термоядерный синтез» «Атомная энергетика», «Атомные электростанции» (Предметные результаты)

Раздаточные материалы, плакат «Ядерный реактор», «Цепная ядерная реакция»

2 этап (15 минут) команды перемешиваются так, чтобы в новых командах были школьники из всех команд
Методика кооперативного обучения

Устанавливает форму работы на данном этапе, контролирует выполнение задания, подсказывает группам

Каждый участник рассказывает команде определенную часть материала, которую изучал он. Обсуждение полученных результатов, объединение микротем в единую.

Учащиеся проявляют креативность мышления, инициативу, находчивость при знакомстве с принципом работы электростанций, обосновывая свою позицию (ЛУУД)
Преобразовывают информацию из одного вида в другой, работают с различными источниками информации (ПУУД)

Знакомятся с новыми понятиями «Термоядерный синтез» «Атомная энергетика», «Атомные электростанции» (Предметные результаты)

Раздаточные материалы, плакат «Ядерный реактор», «Цепная ядерная реакция»

Закрепление материала.
Команды отвечают на вопросы учителя

Задает вопросы учащимся, дополняет ответы школьников

Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с командой, дополняют ответы других команд.

Учащиеся проявляют навык работы с литературой, выделяют важную информацию и формулируют ответы на вопросы. (ПУУД)

Закрепляют полученные знания (Познавательная деятельность)

Взаимодействуют в парах, отстаивают свою точку зрения, подтверждая их фактами (ЛУУД)

Слайды презентации

Подведение итогов урока.

Задает наводящие вопросы:
С какими механизмами мы познакомились сегодня на уроке?

Устные ответы

Учащиеся обобщают полученные знания, рассуждают о преимуществе и недостатках различных видов электростанций (ПУУД)

Раздаточный материал