Актуальность
В современном мире выпускник школы должен обладать не только устойчивой системой знаний, но и обладать умениями, позволяющими ему самостоятельно получать новые знания. С каждым годом информационный поток, получаемый учениками, увеличивается. В связи с широким распространением в нашем мире смартфонов, ноутбуков и доступности сети интернет, ученики получают непрерывный поток информации, зачастую не имеющей никакой ценности, что не может не сказаться на их способностях. Психологи и педагоги отмечают особенности современного школьника, такие как: клиповое мышление, чтение в формате социальных сетей и т.д. С раннего детства, ученики привыкают к социальным сетям, что зачастую пагубно сказывается на их интеллектуальных способностях. Они привыкают к формату информации, в котором небольшой текст сопровождается картинкой, порой не имеющей никакой смысловой нагрузки относительно представленного утверждения. Если текст большой, то они предпочитают пропустить его, не тратя время на знакомство с ним. Именно поэтому и возникают проблемы с работой с учебниками, особенно по физике, так как они насыщенны картинками, формулами, графиками и т.д. Дочитав параграф учебника до конца, школьники не помнят, что было написано в самом начале. Для устранения данных проблем необходимо использовать современные методы и технологии, направленные на развитие умения работать с различными источниками информации.
УМК: А.В. Перышкин «Физика. 9 класс».
Предмет: физика.
Класс: 9.
Задача учителя: Обеспечить развитие технического мышления у учащихся через организацию исследовательской деятельности на уроке.
Задача учащихся: Теоретически разработать модель тепловой машины и рассмотреть принцип работы двигателя внутреннего сгорания.
Ожидаемые результаты:
Личностные
Учащийся проявляет:
- Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении теоретической задачи
- Самостоятельность, организованность, коммуникативность, взаимопомощь при выполнении самостоятельной работы
- Интерес к изучаемой теме
Регулятивные УУД
Учащийся:
- При поддержке учителя обнаруживает и формулирует учебную проблему, определяет задачу учебной деятельности
- Проявляют умение слушать в соответствие с целевой установкой
Познавательные УУД
Учащийся:
- Анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты
- Строит логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
- Преобразовывает информацию из одного вида в другой (текст в чертеж, чертеж в конструкцию)
- Выделяет важную информацию из всей предоставленной
Коммуникативные УУД
Учащийся:
- Взаимодействует с учителем и соседом по парте;
- Отстаивает свою точку зрения, приводит аргументы, подтверждая их фактами;
- В дискуссии умеет выдвинуть контраргументы;
- Учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково), и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различает в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Предметные результаты
Учащийся:
- Знает понятия: электростанция, термоядерный синтез, атомная энергетика;
- Умеет объяснять принцип работы электростанций (ГЭС, ТЭС, АЭС);
- Может обосновать преимущества и недостатки различных видов электростанций.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы и технологии, применяемые на уроке: технология исследовательской деятельности, технология опережающего обучения, метод проблемного обучения, технология работы в группах, кооперативное обучение, смысловое чтение.
Оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал.
Этапы урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые результаты |
Оборудование |
Организационный момент (2 минуты) |
Приветствие, проверка готовности к уроку |
Подготовка к уроку |
Учащиеся проявляют интерес к теме беседы и активно отвечают на поставленные вопросы (ПУУД) |
|
Постановка проблемы, темы урока и целей (3 минуты) |
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках?
|
Устные ответы |
Осознание поставленной проблемы. (РУУД) |
|
1 этап (10 минут)
|
Устанавливает форму работы на данном этапе, контролирует выполнение задания, подсказывает группам |
Знакомство с текстами, ответы на вопросы, обсуждение материала в командах |
Учащиеся проявляют креативность мышления, инициативу, находчивость при знакомстве с принципом работы электростанций, обосновывая свою позицию (ЛУУД)
Знакомятся с новыми понятиями «Термоядерный синтез» «Атомная энергетика», «Атомные электростанции» (Предметные результаты) |
Раздаточные материалы, плакат «Ядерный реактор», «Цепная ядерная реакция» |
2 этап (15 минут) команды перемешиваются так, чтобы в новых командах были школьники из всех команд
|
Устанавливает форму работы на данном этапе, контролирует выполнение задания, подсказывает группам |
Каждый участник рассказывает команде определенную часть материала, которую изучал он. Обсуждение полученных результатов, объединение микротем в единую. |
Учащиеся проявляют креативность мышления, инициативу, находчивость при знакомстве с принципом работы электростанций, обосновывая свою позицию (ЛУУД)
Знакомятся с новыми понятиями «Термоядерный синтез» «Атомная энергетика», «Атомные электростанции» (Предметные результаты) |
Раздаточные материалы, плакат «Ядерный реактор», «Цепная ядерная реакция» |
Закрепление материала.
|
Задает вопросы учащимся, дополняет ответы школьников |
Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с командой, дополняют ответы других команд. |
Учащиеся проявляют навык работы с литературой, выделяют важную информацию и формулируют ответы на вопросы. (ПУУД) Закрепляют полученные знания (Познавательная деятельность) Взаимодействуют в парах, отстаивают свою точку зрения, подтверждая их фактами (ЛУУД) |
Слайды презентации |
Подведение итогов урока. |
Задает наводящие вопросы:
|
Устные ответы |
Учащиеся обобщают полученные знания, рассуждают о преимуществе и недостатках различных видов электростанций (ПУУД) |