Методические рекомендации по реализации технологии учебной дискуссии в образовательном процессе по иностранному (английскому) языку на этапе основного общего образования

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

Методические рекомендации составлены для учителей иностранного языка, реализующих технологию учебной дискуссии в образовательном процессе по иностранному языку на этапе основного общего образования в урочное время.

Актуальность данной разработки состоит в том, что ФГОС нового поколения предъявляет достаточно высокие требования к уровню языковой подготовки выпускников общеобразовательной школы. Одним из предметных результатов изучения иностранного языка на этапе основного общего образования школы является владение обучающимися всеми видами диалога на основе изученной тематики в ситуациях официального и неофициального общения, а также владение разными видами монолога, включая высказывания в связи с увиденным / прочитанным и сообщения (в том числе при работе над проектом). Среди целевых умений в говорении, которые составляют основу устного иноязычного общения старшеклассника, являются умения участвовать в беседе / дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказываниям партнера, свое мнение по обсуждаемой теме, рассуждать о фактах / событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и стран изучаемого языка (Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку). Всё это на фоне сформированного целостного мировоззрения, гражданской идентичности, патриотизма, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, мировоззрению, языку, вере, развитого морального сознания, сформированных норм, правил поведения в обществе, развитой экологической культуры и эстетического сознания.

Современные образовательные технологии личностно-ориентированного обучения, активно внедряемые в образовательный процесс по иностранным языкам, должны сыграть ведущую роль в достижении этих требований и повышении мотивации к изучению иностранного языка. Одной из таких технологий является технология учебной дискуссии.

Под технологией учебной дискуссии в современной методической науке понимают совокупность методов и приемов организации «целенаправленного и упорядоченного обсуждения актуального, хотя и спорного вопроса (проблемы) в учебном коллективе, направленное на совместное исследование, обмен идеями и суждениями». Технология учебной дискуссии относится к личностно-ориентированным образовательным технологиям, т.к. базируется на личностно-ориентированном подходе, предусматривающем создание условий для саморазвития и самореализации обучающегося во взаимодействии с социальной средой. В основе - принцип индивидуализации, предоставление обучающимся возможности делать самостоятельный выбор некоторых элементов образовательного процесса и реализовывать себя во взаимодействии с остальными его участниками.

К характерным чертам учебной дискуссии М.В.Кларин относит следующие.

1. Учебная дискуссия диалогична по самой своей сути - и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала.

2. Дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления.

3. Применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии.

4. Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников - то есть обращении учеников друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы.

5. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

6. На первых порах использования учебной дискуссии усилия педагогов сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. Впоследствии в центре внимания педагога оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов. Чем больше учащиеся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал.

7. Учебная дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.

Методический потенциал технологии учебной дискуссии можно раскрыть в следующих положениях: обеспечение коммуникативной направленности обучения иностранному языку, предоставление обучающимся реальной возможности не только расширить знания об объектах и явлениях действительности, но и шанс раскрыть себя и свой креативный, когнитивный и речевой потенциал, формировать критическое мышление, навыки учебного сотрудничества, аргументации. Ценным является то, что благодаря учебной дискуссии обучающиеся получают практический опыт использования средств иностранного языка для достижения коммуникативных целей.

Таким образом, технология учебной дискуссии служит важным средством познавательной деятельности, способствует развитию критического мышления, формирует навыки аргументации и отстаивания собственного мнения. В мировой практике использования дискуссии в обучении получили распространение различные варианты организации обмена мнениями между участниками, различные технологии проведения дискуссий, обработки дискуссионных вопросов.

Цель методических рекомендаций состоит в том, чтобы предложить практикующим учителям алгоритм работы по методически грамотной реализации технологии учебной дискуссии в образовательном процессе по иностранному языку; ознакомить с этапами, содержанием, методами, приёмами и формами учебной дискуссии обучающихся на иностранном языке в рамках основного общего образования.

Цели применения технологии учебной дискуссии на этапе основного общего образования:

  • Практическая: совершенствование иноязычных речевых навыков, дальнейшее формирование и развитие речевых умений, расширение лексико-грамматического запаса.
  • Воспитательная: воспитание всесторонне развитой личности, готовой к межкультурному общению, обладающей гражданской идентичностью, патриотизмом, уважительным отношением к другому человеку, его мнению, культуре, мировоззрению, языку, вере, развитым моральным сознанием, сформированными нормами, правилами поведения в обществе, развитой экологической культурой и эстетическим сознанием; найти способ самовыражения, открыть себя с новой стороны, воспитать волю и самодисциплину, работая над ролью.
  • Общеобразовательная: формирование социокультурной осведомленности, целостного мировоззрения; овладение искусством выразительной речи и умением держаться перед аудиторией.
  • Развивающая: развитие умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия, умения пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, извлекать необходимую информацию, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, умения планировать своё речевое поведение, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации.

Задачи:

  • осознание обучающимися противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
  • актуализация ранее полученных знаний;
  • творческое переосмысление возможностей их применения, включения их в новый контекст;
  • совершенствование навыков самостоятельной работы, а также умения работать в коллективе.

Реализация технологии учебной дискуссии на этапе основного общего образования имеет своей целью достижение результатов, закреплённых в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
  • предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Организационные этапы реализации технологии учебной дискуссии

Подготовительный этап.

I. Подготовка к дискуссии. Определение темы (предмета) обсуждения, цели, которую преследуют его участники; выборы ведущего, распределение ролей (секретаря, счетной комиссии, экспертов и т.д.). Принятие повестки дня, регламента, определение последовательности вопросов, вынесенных на обсуждение. Выбор темы дискуссии - это одна из наиболее сложных задач, которые стоят перед учебной группой, готовящей дискуссию. В принципе любая тема может быть предметом дискуссии. Тем не менее, следует руководствоваться следующими критериями:

1) Желательно, чтобы тема была связана с актуальными проблемами современности (экология, защита мира, национальные взаимоотношения, демография, образование, экономика и др.).

2) Тема может быть связана с научными интересами учеников, с их курсовыми и дипломными работами.

3) Тема должна находиться в сфере компетентности участников.

Завершив цикл уроков по определенной теме раздела учебника, вы подбираете соответствующую тему дискуссии. Удачно выбранная тема напрямую затрагивает интересы участников и является залогом активного обмена мнениями. На первом этапе предлагаются варианты тем для обсуждения. При этом всякий имеет право высказывать любые идеи относительно формулировки темы, постановки проблемы. Допускаются самые смелые и необычные идеи. Главное - никто не имеет право критиковать или даже обсуждать высказывания товарищей. Идей должно быть как можно больше (правило предпочтения количества качеству идей). Все предложения записываются ведущим. Когда этот список уже достаточно велик, начинается критический разбор тем, выбирается лучшая из них. Вопрос обычно решается голосованием.

II. После того, как была определена тема, учитель организует инициативную группу (от 2-х до 5-и экспертов), которая вместе с педагогом продумывает актуальные вопросы предстоящей дискуссии, например: «Причины загрязнения воздуха», «Последствия загрязнения воздуха», «Пути решения». Учитель вместе с инициативной группой продумывает перечень вопросов, которые необходимо обсудить после выступления экспертов (Например, если тема дискуссии «Ecology»: Are the ecological problems important today? Do you agree that air pollution is the cause of people's health problems? What is the most important environmental problem? What steps do you take to solve the problem of air pollution? и т.д.). Остальные участники, которые не задействованы как эксперты, могут подготовить свои идеи, вопросы, интересующие их по данной теме. На этом этапе осуществляется подготовка экспертами справочной информации по теме дискуссии (эксперт может подключить к подготовке 2-3-х одноклассников, которые будут осуществлять помощь в сборе необходимой информации).

III. Учителю необходимо выбрать пространство, в котором будет проходить дискуссия. Это должно быть достаточно просторное помещение, позволяющее участникам расположиться так, чтобы видеть друг друга. Хорошо, если в помещении есть демонстрационная доска, на которой можно вывесить плакаты, графики, а также фиксировать промежуточные результаты обсуждения и выдвигаемые предложения. Для этого можно использовать большие листы бумаги и маркеры. Планируя размещение участников, постарайтесь учесть степень их активности, структуру неформальных отношений в группе и т.д.

IV. Далее учителю необходимо решить, какой способ организации учебной дискуссии реализовать на уроке иностранного языка. В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд методов-способов (направленных на организацию обмена мнениями), которые представляют собой свернутые формы дискуссий:

- круглый стол - обсуждение проблемного вопроса, в котором участвует небольшая группа учащихся (до 5-ти человек), обмениваясь мнениями между собой и с «аудиторией»;

- «заседание экспертной группы» или панельная дискуссия - совместное обсуждение выдвинутой проблемы участниками группы (4-5 человек с определенным заранее главным в группе) и обсуждение доклада (довольно сжато, в которой каждый докладчик выражает свою позицию);

- форум - обсуждение, напоминающее заседание «экспертной группы», во время которого эта группа обменивается мыслями с «аудиторией»;

- ПРЕСС - обсуждение в группах, используется в случаях, когда возникают спорные вопросы и при проведении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию по проблеме, которая обсуждается.

- симпозиум - несколько объемнее выступление участников, после которого «аудитория» задает вопросы, на которые они отвечают;

- заседание парламента, или так называемые «дебаты», когда две команды участников готовят выступления (воспроизводится ситуация, напоминает обсуждение вопросов в парламенте);

- дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, цель которой - получить навыки публичного выступления, дискутирования и высказывания собственной позиции, формирование гражданской и личной активности;

- «судебное заседание» - это обсуждение, которое имитирует слушания дела в суде, на котором четко распределяют роли всех участников;

- «аквариум» - всех присутствующих разделяют на две большие группы, которым предоставляют определенную тему для обсуждения и конкретное время; каждая группа выбирает своего представителя, который выражает свою точку зрения и отстаивает позицию группы (при необходимости представитель может консультироваться с группой, которую он представляет, однако никто, кроме него, не имеет права высказываться.

VI. Целесообразно, за несколько уроков перед учебной дискуссией, организовать работу на уроках с элементами дискуссии, провести групповую/парную работу, выполнить ряд вопросно-ответных упражнений. Активизировать речевую деятельность обучающихся можно также посредством современных методов и приемов: «мозговой штурм», «аквариум», «карусель», работа в ротационных тройках, «корзина идей» и т.д. Учителю необходимо подготовить обучающихся к устному иноязычному общению, активизировать и мотивировать их на учебно-познавательную деятельность на уроке иностранного языка.

Основной этап. Дискуссия

Основной этап проходит в несколько шагов (этапов).

I. На данном этапе учитель сообщает обучающимся тему и цель дискуссии. Необходимо постараться заинтересовать всех участников. Также учитель должен убедиться, что тема и цель понимается всеми одинаково. Определите нормы работы в группе. Получите согласие от участников относительно их соблюдения. Нормами работы в группе могут стать следующие правила:

  • не перебивать и выслушивать выступающих до конца;
  • контролировать эмоции;
  • аргументировать свою позицию;
  • не переходить в обсуждении на личности;
  • активно участвовать в обсуждении каждого участника группы;
  • выступление экспертов в течение 2-3 минут;
  • доверие, открытость и прочие.

Перед началом дискуссии целесообразно провести «лексическую зарядку», можно использовать прием «Мозговой штурм». Участникам дается задание вспомнить слова и фразы, относящиеся к теме обсуждения (Например, если тема «Ecology»: atmosphere, pollution, damage, dangerous, exhaust fumes и т.д.). Также необходимо актуализировать лексические единицы и выражения-помощники для ведения дискуссии, полемики (можно представить на доске). В качестве вспомогательного материала на доске можно вывесить грамматические таблицы с типами вопросов.

II. Далее учитель подводит непосредственно к самой дискуссии. Однако сделать это нужно таким образом, чтобы активизировать внимание участников обсуждения. Дискуссии может предшествовать выступление докладчика, демонстрация видеосюжета, описание конкретного случая, ознакомление с мнением экспертов, ролевое проигрывание ситуации и т.д.

III. Поставьте перед участниками вопросы для обсуждения. Это основное средство организации содержательного этапа работы. Вопросы должны быть дискуссионными, например, если тема «Ecology»: are the ecological problems important today? Do you agree that air pollution is the cause of people's health problems? What is the most important environmental problem? What steps do you take to solve the problem of air pollution? и т.д. Участники должны понимать, на какие вопросы им предстоит найти ответы.

IV. Дискуссия. Эксперты освещают свои вопросы. Каждый эксперт выступает в течение 2-3 минут. После выступления эксперту задают вопросы другие участники и эксперты. Помимо эксперта, по данному вопросу может высказаться любой из участников, не забывая при этом о регламенте. На данном этапе происходит сбор информации по проблеме, анализ информации, обсуждение различных вариантов решения проблемы, рассмотрение множества точек зрения. На этапе непосредственно самого обсуждения (учебной дискуссии) можно использовать приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:

- уточняющие вопросы, побуждающие более четко формулировать и аргументировать мысли («What do you mean when you say...?», «How do you prove that this is true?»);

- парафраз - повторение ведущим высказываний выступающих, с целью стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («You say that...», «Do I understand correctly that...»);

- демонстрация непонимания - побуждение участников повторить, уточнить свое суждение («I don't quite understand what you mean. Please clarify this»);

- выражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо аргументированные и непродуманные высказывания («So whether it is?», «Are you sure about that claim?»);

- приведение альтернативной точки зрения;

- «доведение до абсурда» - учитель (либо ведущий) соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;

- «задевающее утверждение» - учитель (либо ведущий) высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет бурную реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное мнение и изложить другую точку зрения.

Во время дискуссии учителю следует:

  • Следить за строгим соблюдением принятых группой норм или регламента .
  • Особое внимание уделите застенчивым и пассивным участникам дискуссии. Попросите высказаться всех, например, по кругу. Настаивайте на том, что для вас важно мнение каждого.
  • Избегайте категоричных суждений, поучающего тона, снисходительных интонаций, демонстрации собственного превосходства.
  • Тактично прерывайте участников, отклоняющихся от темы. Используя вопросы, направляйте их на обсуждение проблемы.
  • Если выступление затягивается, обратите внимание участника на регламент, попросите остановиться только на ключевых идеях, подвести итог и завершить свое выступление.
  • Если в процессе обсуждения возникла пауза, постарайтесь терпеливо переждать некоторое время. Такие перерывы в обсуждении стимулируют активность участников и зачастую гораздо более полезны, чем постоянные призывы ведущего быть активными.

Заключительный этап

Подведение итогов дискуссии. Учебная дискуссия не дает единственно верного решения проблемы (если формой проведения не были выбраны дебаты), однако участники в коллективном поиске истины, делают выводы из обсуждения проблемы, приводят аргументированную точку зрения (Например, если тема «Ecology»: Today there are lots of causes of air pollution, they are … To reduce air pollution we should (we should not)…). Учитель помогает участникам кратко оформить на ватмане всю полученную информацию.

После дискуссии следует провести рефлексию проделанной работы, выделить удачные и неудачные моменты, которые стоит учесть в работе в следующий раз. Примерный перечень вопросов в анкете: Did you like the lesson? What did you do well? What are you confused about? What do you need help with? What do you want to know more about? What are you going to work on next time?

Таким образом, проведение урока в технологии учебной дискуссии позволяет обобщить и систематизировать языковой и речевой материал по изученной теме при построении монологических и диалогических высказываний обучающихся с целью организации их речевого взаимодействия. При этом формируются следующие умения устного иноязычного общения: умение участвовать в беседе; вежливо переспросить, согласиться; кратко высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи, эмоциональные и оценочные суждения; выражать и аргументировать свое отношение к высказываниям партнера.

Разработка урока по теме "Graffiti: art or vandalism?"

Приведем пример реализации технологии учебной дискуссии с целью обучения устному иноязычному общению на уроке английского языка в 7 классе по УМК «Spotlight» авторов Ю.Е.Ваулиной, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс.

Нами была выбрана дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу. Целесообразность проведения учебной дискуссии по данной теме обусловлена следующими положениями:

  • необходимость актуализации и систематизации пройденного учебного материала в устно-речевых высказываниях обучающихся;
  • совершенствование умений связной монологической и диалогической речи;
  • развитие умений осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказываниям партнера, свое мнение по обсуждаемой теме, рассуждать о фактах / событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы;
  • совершенствование навыков самостоятельной работы, а также умения работать в коллективе.

Ход занятия

Список использованных источников

  1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссии: анализ зарубежного опыта / М.В.Кларин. - Рига: Эксперимент, 2011. - 180 с. - Текст: непосредственный.
  2. Овчинникова О. С. Учебная дискуссия в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся / О.С.Овчинникова. - Текст: непосредственный // Профессиональное сообщество преподавателей иностранного языка XX века: материалы Всерос. оч.-заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Шадринск: ШГПУ, 2017. - 360 с.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. - Текст: электронный // Консультант Плюс: портал. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.03.2020)
  4. Федорова Л.М. Современные теории и методики обучения иностранным языкам /Л.М.Федорова, Т.И.Рязанцева. - Москва: Экзамен, 2017. - 356с. - Текст: непосредственный.
  5. Аржанухина Т.А. Дискуссия как метод группового взаимодействия и ее использование в процессе обучения / Т.А.Аржанухина. - URL: https://infourok.ru/diskussiya-kak-metod-gruppovogo-vzaimodeystviya-3118012.html (дата обращения: 12.09.2019). - Текст: электронный.