Экологическое воспитание в процессе формирования личности дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с


Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда не только в России, но и во всем мире.

Рассмотрим всевозможные подходы к характеристике понятий «экологическая культура», «экологическое образование» и «экологическое воспитание» в психолого-педагогической практике, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

В своих исследованиях Н.Ф.Мамедов рассматривает систему экологического образования как «основное средство формирования экологической культуры, а саму экологическую культуру как новый способ соединения человека с природой, примирения с ней на основе более глубокого ее познания».

«Контрапунктом воспитания экологической культуры является формирование такого представления о месте и роли человека во взаимоотношениях с окружающей средой, при котором ни человек не противопоставляется природе, ни природа человеку, а их существование воспринимается в единстве и неразрывной связи друг с другом», - считает Н.С.Дежникова.

Автор многочисленных пособий по экологическому образованию Н.Ф. Виноградова подчеркивает, что «в экологической культуре «интегрируются все сферы сознания личности: когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально - ценностной) и психомоторной».

И.Д.Зверев отмечает, что «экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. Более того, экологическая культура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей».

По предположению В.Я.Ясвина «экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности».

Вышеизложенные определения представляются значимыми для нашего исследования, потому как взрослые, воспитывающие ребенка, сами должны обладать экологической культурой: понимать общие для всех людей проблемы и беспокоиться по этому поводу, показывать маленькому человеку прекрасный мир природы, помогать наладить взаимоотношения с ним. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не руководствоваться ими. Эффективное, правильное и целенаправленное их применение обеспечивает экологическое воспитание.

Известный специалист в области экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаева дает следующие определения экологического воспитания дошкольников:

  • «Экологическое воспитание - формирование осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве».
  • «Экологическое воспитание - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающе идеи и понятия экологии».

По сему видно, что современные исследователи вкладывают разный смысл в содержание этих понятий. Такая разновидность определений связана с тем, что каждый автор исходит из целей и задач своего исследования.

Исходя из анализа основных терминов, выясним, как происходит становление начал экологической культуры дошкольника, как экологическое воспитание влияет на развитие личности детей.

Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, на основе которой в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно - правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно - правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм воздействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении ДОУ, на участке детского сада, в доме ребенка, на улице. Он узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определенных внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть все для его жизни.

Термин «экология» происходит от греческих слов «oikos» (жилище, местопребывание, убежище) и «logos» (учение). Экология - наука, изучаю-щая условия существования живых организмов и взаимосвязи между орга-низмами и средой, где они обитают.

Экологические знания - это сведения о взаимосвязи конкретных растений, животных и человека (как живого организма) со средой обитания, об их приспособлении к ней. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально - действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Отличие дошкольной ступени системы непрерывного экологического образования от других ступеней определяется психофизиологическими характеристиками детей, особенностями их восприятия и освоения окружающего мира. Формирование экологических представлений дошкольников - это самоценная ступень системы непрерывного экологического образования, что соответствует теории А.В.Запорожца об амплификации дошкольного детства как самоценного периода развития личности. Оно способствует не только формированию основ экологического мировоззрения, но и развитию ребенка в целом.

Для того, чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относится к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе, которые он получает в процессе экологического образования и воспитания.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Воспитатель является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании и творчестве.

Как показывают многочисленные опросы, современные дошкольники обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако, зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Как отмечал Л.С.Выготский, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования - комплексы, псевдопонятия. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного обучения, на что и должен быть, в частности, направлен процесс экологического обучения в детском саду.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель, используя самые различные ситуации, продолжает его накапливать и расширять - уточняет с дошкольниками форму, цвет, размеры, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы, учит по-разному, образно обозначать эти особенности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы и т.д.

Именно по отношению к пяти-семи летним детям можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологического воспитания, что обусловлено их психофизиологическими особенностями.

Что касается начала экологической культуры, для ребенка - дошкольника характерно целостное восприятие мира. Он еще не выделяет себя из окружающего и не знает, что принадлежит ему (психическое, субъективное), а что - нет (объекты природы). Это качество с возрастом теряется, поэтому особенно важно использовать его в целях воспитания начал экологической культуры.

Мир природы, объективный мир и мир субъективных, психических явлений для дошкольника не разделены непроходимой гранью. Эта особенность помогает сформировать у него новую систему ценностей (человек, ребенок - часть природы, все виды самоценны). Большую роль в воспитании начал экологической культуры играют также сказки, театрализованная деятельность, куклотерапия, элементы фольклора и т.д.

В старшем дошкольном возрасте происходит становление отношений ребенка с другими детьми, взрослыми, с природой, идет его социализация. Крайне важно учесть экологический аспект этого процесса, сформировать у ребенка основы экологически безопасного, грамотного поведения в быту и в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков. Г.А.Ягодин отмечает , что «многие нормы поведения закладываются в человеке в самом раннем детстве». В этом возрасте формируются основные запреты, появляется благоговение перед другими формами жизни, постигается огромность и целостность природы, подавляются наследственные, агрессивные инстинкты, закладываются понятия «можно» и «нельзя». Ребенок старшего дошкольного возраста охотно берет на себя обязанности «защитника». Такая позиция благоприятна для понимания необходимости охраны природы. Большое значение имеет и формирование у детей способности подчиняться определенным правилам. В то же время ребенок все еще не может сдерживать свои порывы, полностью управлять своими поступками. Именно эти черты могут меняться под влиянием воспитания, в том числе и экологического.

Микровывод. Таким образом, экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания, а также функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих, поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой.

Взаимодействие человека с природой, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии, экологии человека, - не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.