Создание развивающей среды на уроках химии средствами системно-деятельностного подхода

Разделы: Химия


Современное общество сегодня предъявляет к молодому поколению целый ряд требований к его личностным и профессиональным качествам, которые позволят им быть креативными, мобильными, востребованными, а главное, конкурентоспособными членами общества.
Сегодняшние школьники - очень разные, но есть общее, что объединяет их. Они люди нового времени. А современная школа призвана воспитывать обучающихся - будущих выпускников так, чтобы научить их учиться, научить жить, научить жить вместе, научить работать и зарабатывать.

Что нужно знать и уметь современным молодым людям, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях? Американский педагог Филипп Шлехт в книге «Школа ХХI века. Приоритеты образования» подчеркнул: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Очень часто на первый план ставится такое качество личности, как обучаемость, т.е. это и уровень интереса к учебному предмету, новому делу, и объем усвоенных знаний, которыми может оперировать ученик, уровень развития общеучебных навыков, а также психофизиологические особенности личности.

Сегодня оптимальным можно считать только такое обучение, которое способствует самообучению, овладению приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения. Поэтому функция учителя быть только источником и транслятором готовых знаний, как при традиционной форме организации учебного процесса, сейчас неактуальна.

Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы стать событием, вызвать у ученика потребность доосмысления происходящего, стимулировать к самостоятельному освоению необходимых знаний, развитию личностно значимых умений, прослеживался приоритет деятельностных критериев.

Развивающая образовательная среда - это специально созданная учителем, обучающимися атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного учебного процесса. Она предполагает в себе новое содержание образования, использование инновационных педагогических технологий. Развивающая образовательная среда создает условия для формирования не только прочных знаний и умений, а создает возможность формирования универсальных общеучебных навыков, знакомство с методами познания, со способами приобретения знаний.

Развивающая образовательная среда проявляется также в ответственности каждого школьника за организацию совместной учебной деятельности, в создании содержательного творческого общения. Развивающая среда создает условия для развития не только мыслительных операций, но и способствует формированию таких качеств, как способность к сотрудничеству, уважению мнения другого, толерантность, умения брать ответственность на себя, развивает коммуникативные качества учащихся.

Развивающая образовательная среда предполагает создание благоприятных условий для формирования взаимоотношений ученик-предмет, ученик-учитель, учитель-предмет. Развивающее образовательное пространство предполагает активную позицию обучающегося и учителя творческого типа, способного и готового к саморазвитию и самореализации. Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.

Основополагающую роль в формировании развивающей среды занимает позиция учителя в образовательном пространстве. Учитель в школе остается основной движущей силой образовательного процесса, поэтому инновационная позиция учителя - это одна из составляющих в формировании развивающей среды. Такой учитель не только учит, а в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников. Такой учитель знает и владеет набором разных средств, смыслов, форм педагогических технологий, которые допускают многообразие образовательных траекторий обучающихся. Он вычленяет обязательную составляющую учебного материала и активно преобразует вариативную часть образовательной траектории. Такой учитель ищет и находит частицы опыта в методиках, технологиях и, критически осмыслив, применяет их в своей практике. Такой учитель умеет диагностировать успешность учащегося, имеет собственный багаж учебных приемов и заданий, в совершенстве владеет приемами интерактивного обучения.

В формировании развивающей среды весомую роль играет выбор педагогических технологий в практике каждого учителя. Он должен основываться на системно-деятельностном подходе в обучении. Для правильного выбора педагогических технологий в процессе обучения необходимо уточнить возрастные особенности школьников на разных ступенях обучения и применять соответствующие возрасту формы учебных исследований. Учебные исследования должны быть обязательной составляющей в деятельности школьника при освоении предмета «химия», так как они позволяют формировать у школьников целый ряд универсальных учебных действий, без которых невозможно освоение и осознание любой научной информации. Это умение искать, получать и использовать информацию, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом. Это умение фиксировать информацию разными способами; понимать ее, представлять в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной. Это умение пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение.

Еще для младших школьников в процессе обучения необходимо применять небольшие исследования частично-поискового характера. результаты которых оформляются в виде сообщений. Данный вид деятельности интересен и родителям, которые вносят свой вклад в дела своих школьников. Такая форма творческой работы помогает формировать интерес у учащихся к предмету «химия», учит их работать с литературой. Такой вид работы необходимо применять и во внеурочной деятельности при подготовке учащихся к научно-практической конференции и участия в олимпиадах.

Для учащихся среднего и старшего звена в процессе обучения необходимо использовать метод экспериментов, опытов, лабораторных и практических работ в урочной и внеурочной деятельности.решении экспериментальных, качественных и количественных задач, работа над коллективным проектом. Наиболее заинтересованных в изучении химии учащихся необходимо привлекать к проведению собственных исследований.

Данные формы работы формируют следующие универсальные действия: проведение наблюдений и их описание, формулирование вопросов и нахождение ответов на них опытным путем. Способствуют развитию исследовательских умений, аналитического мышления, формируют информационные, коммуникативные, социальные, информационные компетенции, компетенции, связанные с умением учиться всю жизнь.

Применение данных методов способствует формированию и регулятивных универсальных учебных действий: ученики ставят перед собой цель и выдвигают задачи, формируют гипотезу и предлагают собственный план исследования, работают в группах, выполняют различные роли. Это способствует формированию таких компетентностей, как самообучение, самоорганизация, самоопределение, работа в команде.

Приведу некоторые примеры из своей работы по данной теме.

Изучение темы «Превращения веществ» в 8 классе начинается с проведения ряда лабораторных опытов (горение древесины, визуальный анализ ржавого гвоздя, испарение и замерзание воды, взаимодействие кусочка мела с соляной кислотой, реакция хлорида бария с серной кислотой). Ученикам предлагается самостоятельно сформулировать причину деления всех явлений на физические и химические. Они должны постараться разделить их на группы. Учащиеся, проанализировав результаты экспериментов, безошибочно устанавливают основной принцип классификации явлений.

Тема: «Cоли»

Постановка проблемы: обучающимся демонстрируют ряд веществ, имеющих формулы: КCl, CuSO4, NaNO3. Им предлагается ответить на вопросы: Можно ли отнести эти вещества к уже изученным группам веществ? Чем предложенные вещества сходны по строению с основаниями, кислотами, и чем отличаются от них? Как называются предложенные вещества?

Предварительный анализ текста.

Чтобы решить проблему обучающимся предлагается прочитать определение. Соли - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов металла и кислотных остатков.

Анализ текста:

  1. Какие понятия в этом определении вам известны? Дайте их формулировку.
  2. Найдите ключевое понятие.
  3. Выделите признаки ключевого понятия.

Перевод текста на графический язык, составление общей формулы (делают сами обучающиеся).

Работа с моделью. Мех КО-xy

Используя модель, составьте формулы солей, имеющих в своём составе металл К и кислотные остатки: SO3-2, CO2-2, PO4-3.

Соотнесение результатов работы на модели с текстом: Осуществите проверку правильности составления формул солей, используя знания о том, что молекула электронейтральна.

Изучение темы «Соединения химических элементов» 8 класс. Выберите и составьте формулы названных в тексте оксидов.

В земной коре - литосфере - находятся глина и песок, а также оксид железа. Водная оболочка Земли - гидросфера - представлена водой. В воздухе - содержатся углекислый газ. В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (ΙΙ), оксид серы (ΙV), оксид азота (ΙΙ) и оксид азота (IV).

Практика использования активных методов обучения, технологий в школьном обучении обеспечивает решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • развитие универсальных навыков.

Грамотно созданные для успешного развивающего обучения условия позволяют активизировать творческий потенциал личности школьника. И в основе ее формирования лежит, прежде всего, поисковая, экспериментальная, междисциплинарная, проектная, творческая деятельность, как на уроках, так и во внеурочное время. Эта деятельность обусловлена познавательными мотивами и направлена на решение познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, творческая активность и индивидуальность. Таким образом, подобная деятельность не только свободна по выбору, внутренне мотивирована, но и предполагает осознание учащимися цели и подчинение этой цели других своих интересов.

Уроки, организованные учителем с применением активных методов обучения, обязательно формируют исследовательские навыки, развивают аналитические способности, учат излагать свои мысли связно, аргументировано, расширяют кругозор учащихся. У школьников формируются такие ценные качества как, самостоятельное выявление проблемы, постановки цели и задач исследовательского типа, конкретизация темы работы, исследования, планирование самостоятельной работы, формулирование выводов, оценка результатов своей деятельности. Как показывает практика, развивающая среда на уроке позволяет формировать особый тип учащегося, обладающего умениями и навыками самостоятельной творческой деятельности, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Список использованной литературы

  1. Д.Н.Кавтарадзе «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения» - М., Издательство «Просвещение», 2009.
  2. Инновации в современной науке: Материалы I Международного симпозиума 30 июля 2013 г.: Сборник научных трудов/научный ред. д.п.н., проф. Г.Ф.Гребенщикова. - М.: Издательство «Перо», 2013
  3. Полат Е.С. Метод проектов. [Электронный ресурс] / Е.С.Полат. - Режим доступа: http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm
  4. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технология [Текст] / Е.Ю.Ривкин. - Волгоград: Учитель, 2014. - 183 с.
  5. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС [Текст] / А.В.Миронов. - Волгоград: Учитель, 2014. - 174 с.
  6. http://images.myshared.ru/131888/slide