Профориентационная работа как способ развития карьеры

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 6


Введение

Цель настоящей публикации - описание проведения профориентации в школах и колледжах зарубежных стран и России. Современные особенности проведения профориентационной работы в зарубежных странах и возможность применения профориентационных практик в условиях российской действительности.

Любой путь начинается с первого шага. Для каждого из нас после окончания школы стоит выбор, куда пойти учиться. И первым шагом для нас должна стать профориентация. В этом случае важно иметь верные ориентиры, чтобы не сбиться с пути. В этом может помочь правильно продуманная профессиональная ориентация. Существует множество определений, что такое профориентация.

На мой взгляд, наиболее удачным является следующее определение: профориентация - это комплекс научно-обоснованных мер и различных мероприятий, позволяющих человеку понять свои склонности, интересы и предпочтения, решить, чем бы он хотел заниматься, и найти релевантную своим запросам профессию или сферу деятельности в рамках существующего рынка труда. Ограничивать профориентацию только выбором профессии нельзя, так как в последние годы появился ряд новых профессий, которые лет 20 назад мы не могли и предсказать. Именно поэтому на сегодняшний день важен не столько выбор профессии, а сколько понимание того, чем и как вы хотели бы заниматься в ближайшие годы.

1. Передовой опыт проведения профориентации в зарубежных странах

В развитых странах работа по профориентации прежде всего базируется на интересах ребенка, где знакомство с будущей профессий начинается уже в младших классах и проводится до окончания им школы. На протяжении всего периода обучения учителя наблюдают за достижениями ребенка, склонностями к увлечениям и собирают портфолио. При необходимости привлекаются психологи и дефектологи. Все эти сведения будут использованы в дальнейшем при консультировании и отборе абитуриентов для продолжения обучения в колледжах или вузах. Причем существует достаточно гибкий подход в выборе профессии, то есть возможна смена направления профессиональной подготовки. В развивающихся странах профориентационная деятельность, наоборот, тесно связана с потребностями рынка труда и имеет менее гибкое отношение к неудачному выбору профессии.

В Германии со школьниками для выбора будущей профессии проводятся различные тесты, консультации с привлечением родителей. Особенность работы состоит в том, что ребенок ведет свою рабочую тетрадь, в которой отражает свои личные интересы, склонности, предварительные профессиональные намерения. Рабочая тетрадь вместе с дополнительными данными об успеваемости, результатами освидетельствований и итогами тестирования служит основой для профессиональных консультаций. При необходимости консультант прибегает к помощи медицинской или психологической служб. В Германии, в отличие от других стран, единственной функцией профконсультанта в профориентационной работе является профессиональное консультирование и профессиональные рекомендации. Административная и техническая работа, а также профессиональная информация находятся в ведении «технических» отделов школ. В Германии законодательно запрещены частные агентства занятости

Стоит обратить внимание на проведение профориентации в США. Профориентационной работой в США занимаются и школы и службы занятости населения, как на государственном уровне, так и частные службы занятости. В США принципы работы всей системы образования закреплены в Конституции. В школах Америки действует консультативная психолого - педагогическая служба, которая в течении всего времени, начиная с раннего возраста обучения плотно работает с учащимися: проводит тесты, консультации, помогает подобрать учебную программу, определиться с будущей профессий и выделить личные особенности ребенка для будущего развития. На каждого учащегося заводится досье, в которое заносятся индивидуальные его особенности. Впоследствии досье передается в службу занятости и играет важную роль при решении вопросов о продолжении образования после окончания школы. В средних и старших классах у учеников есть возможность попробовать себя на летних каникулах в интересной для них профессии и определиться с выбором. Специальная школьная консультативная служба Career Guidance (Руководство карьерой), собирает информацию о каждом учащемся, проводит индивидуальные консультации, оказывает содействие выпускникам при трудоустройстве, а также отслеживает их дальнейшую профессиональную судьбу. Большинство граждан США неоднократно меняют место работы на протяжении своей карьеры. И для них это не является стрессом. Их готовят к этому еще на этапе профориентации в юном возрасте. Да и сама система высшего образования настолько гибкая, что еще, учась в университете, можно легко поменять специальность, подкорректировав свою учебную программу. Правильный выбор профессии в США основан на первичности способностей ребенка по отношению к его предпочтениям. Ведь способности - это то, что заложено в нас природой и не зависит от внешних факторов, а предпочтения могут быть не всегда верными из-за неправильного представления о профессии, порой «нравится-не нравится», мнения друзей, родителей и т.д. И даже, если у ребенка нет интереса к профессии, к которой у него обнаружены способности, консультант корректно советует внимательней отнестись к данной профессии, посмотреть эту работу вживую на фирме, попытаться что-то сделать самому. И наоборот, если ребенку нравится профессия, но не обнаружились способности, предостеречь его от рискованного выбора.

В Канаде тоже создана многоуровневая система содействия в профессиональном самоопределении школьника. Профориентация начинается в раннем возрасте в 11-12 лет и проводится она не только в школе, но и в специальных учреждениях, которые являются главными ориентирами для учащихся по выбору профессии. Через Центры содействия школьники, достигшие 13-14 лет, могут получить сведения о вакансиях на рынке труда, пройти психологическую диагностику и получить консультацию специалиста, в том числе о работе по найму в период летних каникул. Кстати, в Канаде распространена производственная практика, стажировки, подработка и принятие окончательного решения. Конечно, во всем этом им помогают профконсультанты и психологи. Но самым интересным, на мой взгляд, является существующие в Канаде специализированные центры профориентации «Центры выбора», где для молодежи организованы самостоятельные занятия по изучению мира профессий. Придя в центр, можно получить информацию приблизительно о четырех тысячах профессий. По каждой из них даются следующие сведения: а) характеристика трудовых функций работника данной профессии; б) необходимые личные качества и требуемый уровень общего образования; в) пути профессионального роста и возможность освоения смежных специальностей; г) спрос на работников данной профессии на рынке труда.

В Европе и США многие выпускники школ берут паузу в обучении, чтобы лучше понять, куда поступать, спокойно подготовиться к подаче документов в колледж. Свободный год после школы - время, когда ты сам выбираешь, какую получить специальность и существует множество проектов, предлагающих тебе помощь в осуществлении твоих желаний.

Задача профориентации в Великобритании - помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда. В стране уделяют большое внимание повышению самостоятельности молодых людей при выборе профессии. Особенностью является проведение диалоговых консультаций, использование психологических тренингов. Большое значение придается приобретению практического опыта в той или иной профессии. Вводятся имитационные программы, трудовая практика. Это и планирование трудового дня, выработка собственного стиля трудовой деятельности, поведение в ситуации потери работы и т.д. Особо следует отметить практику создания мини-предприятий в образовательных учреждениях, где учащиеся принимают активное участие: определяют вид производимой продукции или оказываемых услуг, проводят маркетинг, осуществляют продажи. Такая деятельность помогает им развить свои интересы и склонности; приобрести предпринимательские навыки в малом бизнесе; научиться полагаться на себя и проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях. В выпускных классах работают профсоветники, которые составляют персональное досье на каждого учащегося. Досье в дальнейшем служит основанием для профессиональных рекомендаций. Советники определяют также перечень профессий, наиболее подходящих каждому выпускнику в соответствии с его личностными особенностями.

Европейским лидером в области профориентации является Франция. Система помощи в профессиональном самоопределении молодежи создана на государственном уровне и контролируется тремя министерствами - образования, труда и здравоохранения. Во французских школах за детьми с младших классов наблюдают (выявляют интересы ребенка) наставники. Все данные вносят в личное дело, которое заводят в младшей школе. В выпускных классах специалисты знакомят учеников с востребованными на рынке труда профессиями и дают рекомендации по развитию способностей, чтобы помочь выбрать ту или иную сферу деятельности. Также во Франции есть государственные центры профориентации, в которые можно обратиться, если с выбором профессии возникают проблемы. При выборе профессии учитываются интересы и способности молодых людей, которые отправляются на обучение в те отрасли экономики, где наблюдается кадровый дефицит.

Вообще, европейский подход к профориентации обусловлен прежде всего ценностями и взглядами жителей стран Европы на права и свободы, в том числе свободу профессионального самоопределения, а координацию и обеспечение функционирование профориентационной деятельности выполняет в основном государство.

Отдельно хочется остановиться на опыте Израиля. В Израиле даже выбор определенной школы может стать началом выбора будущей профессии. В большинстве средних школ введены курсы по профориентации. Работают профессионально-специализированные школы, перевод в которые происходит по результатам психологического тестирования. Также, с началом учебного года в школе проводится консультация специалистов и родителей по составлению индивидуального плана, где отмечаются все стороны формирования личности ребенка. Очень важным на мой взгляд, является практика посещения школ родителей вместе с детьми (особенно с ОВЗ и РАС). Такие посещения облегчают социализацию ребенка в школе. По израильскому закону, дети, не посещающие школу, обязаны получить образование в вечерней школе со сроком обучения от 3-х до 4-х лет, да еще и с освоением какой-либо специальности.

Большой интерес представляет собой специальная программа, разработанная в Швеции под названием «Куда шагать по жизненной лестнице». В Швеции после 9-го класса ученики переходят в гимназию, где можно подготовиться к поступлению в вуз или получить первую профессию. Это тот самый момент, когда подростки делают свой первый профессиональный выбор. Можно поступить на академическую программу, чтобы продолжить обучение в университете, или на профессиональную, после которой можно сразу искать работу по выбранной специальности. Образование в гимназии бесплатное и длится 3 года. Ученики могут также добавлять в свою программу обучения дополнительные курсы по профессии.

Уже в 8-9 классах ученики шведской школы проходят стажировку на предприятиях своего города, по той специальности, которую они хотят попробовать. Обычно подростки сами ищут компанию, в которой хотят стажироваться. С этим нет никаких проблем, поскольку в Швеции это давно устоявшаяся традиция. Но если ребенок не смог самостоятельно найти место, ему помогает администрация школы. Причем никаких отчетов и экзаменов по итогу стажировки не предусмотрено. Это просто опыт, который высоко ценится юными шведами.

В шведских школах и гимназиях есть советники по профессии, в задачу которых входит проведение групповых и индивидуальных консультаций по профориентации. Помимо стажировок обязательной частью является консультации родителей и опекунов ребенка относительно его профессионального будущего, экскурсии в гимназии, университеты, на предприятия и рабочие места и ярмарки вакансий.

Опыт проведения самоопределения обучающихся в Швеции вполне возможен для применения его в России.

Основой государственной системы профориентации в Японии является Государственная служба обеспечения занятости (ГСОЗ), главной задачей которой является информационное обеспечение образовательных учреждений. Исследование рынка труда и составление к началу учебного года прогноза о спросе на рабочую силу. Разработка программ совместно с системой образования по подготовке учителей-профконсультантов.

В японских школах профориентация носит государственный характер и профессиональная ориентация начинается в обязательной неполной средней школе за два года до выпускного 9-го класса. Япония предусматривает три формы профориентации. В школьных планах предусмотрены курсы по ознакомлению с миром профессий. Сотрудники ГСОЗ проводят групповые беседы, индивидуальную работу по профессиональной ориентации, а также тестирование по профотбору для дальнейшей учебы или трудоустройства.

Другой формой организации профориентационной работы в школах является совместное руководство директора школы и сотрудников ГСОЗ. Практическую работу по профориентации проводят школьные учителя-профсоветники. В школах имеются кабинеты, располагающие специальной литературой, фильмами и другими средствами информации.

Третья форма профориентационной работы в Японии предусматривает ответственность ГСОЗ за профориентацию учащихся при условии, что администрацию школы ставят в известность о проведенной работе. Эта форма работы принята в ряде японских школ и в большинстве технических институтов и университетов. Японская система профориентации позволяет обучающимся практически стопроцентно выбрать профессии в соответствии с наклонностями и способностями.

2. Профориентационная работа в России

В России происходит бум профориентации. В последние годы помимо традиционных тестов, консультаций по выбору профессии и стажировок у нас становятся популярными экскурсии в компании, развивается менторство, открываются отделы по профориентации и развитию карьеры при школах и университетах. В школы присылают приглашения посетить выставки, дни открытых дверей в университетах, пройти тренинги, тесты и т.д. Правда не всегда они хорошие и эффективные, некоторые проводятся просто «для галочки», и невозможно понять, какое из этих мероприятий будет полезным. Частные компании предлагают более широкий спектр услуг по профориентации, чем школа, начиная с тестов и заканчивая тематическими играми и индивидуальными консультациями с психологами. В школе тоже есть психолог, к которому можно обратиться, хотя и не все ребята знают о такой возможности.

Поскольку в российской системе управления профориентацией единые требования к ее проведению и организации отсутствуют, каждая школа самостоятельно выбирает форму и способы профориентационной работы. В московских школах профориентационная работа проводится в основном педагогическим коллективом в рамках учебной и воспитательной работы - на классных часах, внеклассной работы (организация различных кружков и мастер-классов). Помимо этого в московском регионе развивается и профинформация. Организуются масштабные профориентационные мероприятия с учащимися выпускных классов и родителями на уровне Департамента образования г. Москвы. Наиболее известными проектами в Москве стали «Университетские субботы» и «Профессиональная среда», направленные на создание единого информационного пространства, объединяющее старшеклассников, родителей, преподавателей московских вузов и представителей бизнес структур. Следует отметить, что в области профинформации Москва существенно отстает от западноевропейских стран и США, где эффективность профессионального самоопределения во многом обусловлена именно грамотной организацией проведения профпросвещения. Наиболее эффективными мероприятиями, способствующими профессиональному самоопределению, старшеклассники считают индивидуальную профессиональную консультацию, психологическую поддержку, а также встречи со специалистами и с преподавателями вузов. Меньший эффект имеют: знакомство с различными профессиями, тематические экскурсии на предприятия и посещение ярмарки вакансий.

Заключение

Сейчас в современных школах есть деление на профильные предметы, которые учащийся хочет углубленно изучать. Но только профильное деление, без каких-либо других профориентационных действий не может принести желаемых результатов. Была обнаружена такая закономерность: чем в стране выше ценятся профориентационные работы и больше времени и внимания им уделяется, тем страна более развита экономически (доход на душу населения) и культурно. Наше государство и общество не понимают или просто не хотят понять то, что всего лишь через 8-15 лет школьники, на которых никто не обращает внимания, придут работать на предприятия, в разные организации, госструктуры и т.д. Именно эти дети будут строить будущее. Поэтому, заботясь о младшем поколении, старшее, как минимум, устраивает свое будущее. В современном мире наивысшую ценность представляют высококвалифицированные специалисты, таким специалистом можно стать, если ты любишь свое дело, а, следовательно, готов трудиться и посвящать ему много своего времени. А как подростки без помощи взрослых могут понять, чем им заниматься, какие сильные стороны у них есть, а на какие нужно обратить внимание? Это не так просто сделать, как кажется, а особенно одному без помощи других. Старшеклассники в школах России имеют более или менее конкретное представление лишь о 15-25 профессиях, в то время как во Франции, например, о 200-250 профессиях. Также довольно часто представления старшеклассников о специалистах, в которых нуждается государство, не совпадает с реальностью. Из-за этого рынок труда перенасыщен такими специалистами, как юристы и экономисты. Однако, несмотря на это, выпускники выбирают данные профессии, заранее зная, что дальнейшее трудоустройство будет сложным.

Зарубежный опыт профориентационной деятельности представляется наиболее интересным, так как позволяет выявить лучшие наработки в данной сфере и эффективно использовать их в отечественной системе подготовки учащейся молодежи к самостоятельной трудовой жизни. Особенно важно рассмотрение данного вопроса для московского региона, поскольку Москва - крупнейший мегаполис России, где можно реализовать передовой опыт профориентационной работы с молодежью. России было бы полезно перенять положительный опыт зарубежных коллег и переработать его в соответствии с российскими реалиями. В отличие от российского опыта проведения профориентации молодежи, в зарубежных странах эта работа носит системный характер, который выражается в государственном регулировании, в четком определении продолжительности профориентации и форм и методов ее проведения, а также в разработанных квалификационных требованиях к специалистам в этой области.

Самым основным в зарубежных странах с моей точки зрения с возможностью применения в нашей российской действительности являются непрерывно, длящиеся на протяжении всего школьного обучения, наблюдения за достижениями и склонностями детей, составление их портфолио и учет этих сведений при дальнейшем выборе профессии, а также получение профессионального консультирования.

Используемая литература

  1. Н.В.Топешкина / Зарубежный опыт организации профориентационной работы в школе /Экономика в школе/
  2. Кузнецова Л.И. /Профориентация в России и за рубежом http://www.gocareera.ru/glossary/proforientaciya#axzz4aAjiC2DMGOCAREERA
  3. Таточенко Е.В. / Исторические аспекты становления и развития профориентационной работы в России и за рубежом
  4. Сивцева К.Н., Атласова А.Р. Проблемы профориентации студенческой молодежи в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 26. - С. 476-480. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95380.htm
  5. Нормативно-правовая документация по профориентации / Городской методический центр http://mosmetod.ru/
  6. Сибгатова К.И. Профориентационная работа в интегрированной системе «школа-колледж-предприятие», Казань, 2011.
  7. Джафар-заде Д.А. Мотивационная обусловленность успешности личности в современных социальных условиях в процессе получения профессионального образования // Профессиональная ориентация. 2015. № 2. С. 3-10.
  8. Обучающие программы, университеты, стажировки, колледжи, тесты.
  9. Потрясающая платформа: https://moeobrazovanie.ru/ здесь можно найти информацию о ВУЗах, профессиях, дополнительных занятиях, олимпиадах, поступлении, обучение за рубежом и т.д.
  10. http://www.art-lichnost.ru/msk/ Центр развития детей и выбора профессий. http://testonline.webservis.ru -Тесты Online.
  11. Cкачано с www.znanio.ru