Класс: 7.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и универсальных учебных действий.
Образовательная технология: технология смешанного обучения.
Цель: систематизировать представления учащихся о компьютере как универсальном устройстве для работы с информацией.
Задачи:
образовательные:
- систематизировать знания учащихся об устройстве компьютера, программном обеспечении, устройствах ввода и вывода информации;
- организовать учебную деятельность на основе самоконтроля и самооценки учащихся.
развивающие:
- развивать навык работы с информацией;
- развивать навыки работы на образовательных платформах Classtime, Learnis.
воспитательные:
- воспитывать умение работать в команде.
Планируемые результаты:
- предметные: понимать универсальность компьютера как устройства обработки информации, описывать устройство компьютера, классифицировать устройства ввода и вывода информации; применять навыки работы на компьютере, в частности на платформах Classtime, Learnis;
- метапредметные: работать самостоятельно или в группе, искать и находить способы решения поставленной задачи; анализировать модельно-схематические средства;
- личностные: формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, интересоваться информатикой как наукой, осознавать ценность полученной информации в реальной жизни.
Основные понятия: компьютер, персональный компьютер, программа, программное обеспечение, файл, каталог, пользовательский интерфейс, индивидуальное информационное пространство.
Список литературы
- Учебник: Информатика 7 класс /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд. Стереотип. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. - 288 с.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: демонстрация к лекции «Логическая схема понятий по теме: Первое знакомство с компьютером».
- Дополнительные интернет-ресурсы: Classtime (https://www.classtime.com), Learnis (https://www.learnis.ru/), LearningApps.org (https://learningapps.org/1742222).
Ход урока
1. Этап мотивации к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку: на парте должен быть учебник, тетрадь, ручка, мобильное устройство.
- Отгадайте загадку:
С ним мы в игры поиграем,
С ним мы тексты набираем,
Он оформит их красиво
И разложит по архивам.
Он работу нам облегчит,
Чат мгновенно подключит.
Он рисует и поёт,
В Интернет с собой ведёт.
Ничего он не забудет
Персональный наш…
(Компьютер).
- Тема нашего урока связана именно с этим устройством, без которого сегодня не обходится практически ни один человек (тема - на слайде).
2. Этап целеполагания
На прошлом уроке мы изучили понятие персональный компьютер, устройства компьютера, их функции, компьютерные сети. Дома вы дополнительно работали с текстом параграфа учебника, выполняли упражнения в рабочей тетради. Сегодня мы приведём все полученные знания в систему, и вы сможете проверить, насколько вы усвоили тему.
Продолжите предложение:
«Сегодня на уроке можно…
- повторить …».
- рассказать о …».
- назвать …».
- проверить …».
3. Этап обобщения и систематизации знаний универсальных учебных действий
- Одним из важнейших объектов, изучаемых на уроках информатики, является компьютер.
- Что мы понимаем под термином «компьютер»? (универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией).
- А почему компьютер называется «персональным»? (работает один человек, пользователь, одна персона).
- Давайте смоделируем ситуацию: вы пришли в магазин компьютерной техники и собираетесь приобрести персональный компьютер. Какие комплектующие персонального компьютера вам необходимы прежде всего? (системный блок, клавиатура, мышь, монитор).
- Этого достаточно, чтобы купленный компьютер стал рабочим? (нет, необходимо установить программное обеспечение).
- Внимательно рассмотрите схему по теме «Первое знакомство с компьютером» (приложение 1), представьте свой домашний компьютер или посмотрите на компьютеры в классе и соотнесите схему с реальным устройством.
Учащиеся работают со схемой.
- Давайте вместе обсудим, что на ней изображено.
- Из каких компонентов состоит любой компьютер? (процессора, памяти, устройств ввода и вывода информации).
- В чем назначение процессора? (он организует прием данных, считывание из оперативной памяти очередной команды, ее анализ и выполнение, а также отправку результатов на требуемое устройство).
- Для чего предназначена память компьютера (память компьютера предназначена для записи (приема), хранения и выдачи данных).
- Без чего невозможна работа компьютера? (без программного обеспечения).
- Что такое программное обеспечение? (совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере).
- Все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов. Из чего состоит имя файла? (собственно имени файла, которое даёт пользователь, и расширения, имя и расширение разделены точкой).
- Для удобства поиска информации файлы по определенным признакам объединяются в группы, как называются эти группы? (каталоги или папки).
- Я не случайно не спросила у вас про устройства ввода и вывода информации. Чтобы вспомнить, что к какому типу устройств относится, вам необходимо выполнить упражнение из LearningApps.org «Устройства ввода и вывода информации». Посмотрите внимательно на экран и переместите в нужную корзину следующие устройства (приложение 2).
- Итак, ещё раз посмотрите в корзины: устройства ввода информации - это мышь, клавиатура, сканер, микрофон, веб-камера, графический планшет, устройства вывода информации - это монитор, принтер, колонки и т.д.
4. Этап первичного закрепления знаний и универсальных учебных действий
- А теперь давайте при помощи ваших мобильных устройств или компьютеров в классе перейдём на сайт Classtime.com и проверим, как вы усвоили тему «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Вам нужно ответить на девять вопросов (приложение 3).
Учащиеся выполняют тест.
Результаты теста автоматически отражаются на рабочем столе компьютера учителя.
5. Этап применения знаний и универсальных учебных действий
- Настало время самостоятельно оценить, насколько хорошо вы усвоили учебный материал. Вам предстоит пройти квест на платформе Lernis.ru. Нужно будет выполнить пять заданий, которые спрятаны в комнате и правильно ввести ключ от комнаты. И здесь вам пригодятся не только знания, но и смекалка, скорость работы на компьютере, слаженность работы команды.
- На листе (приложение 4) заполните название команды, запишите фамилии участников и фамилию капитана.
- Внимательно знакомьтесь с инструкцией, помните, что иногда мелкая ошибка, совершённая из-за невнимательности, может снизить результат.
Учащиеся проходят квест (приложение 5).
Учитель выступает в роли тьютора, в чьи обязанности входит оказание помощи при возможных технических неполадках, а также отмечает порядок прохождения командами квеста.
Прямая ссылка на квест: https://www.Learnis.ru/331219/
6. Этап контроля усвоения, обсуждение допущенных ошибок
- Итак, по итогам квеста рейтинг команд выглядит следующим образом (учитель показывает на доске рейтинг команд).
- Что помогло одним и помешало другим при выполнении заданий квеста?
а) нехватка теоретических знаний (анализ теста Classtime.com);
б) слабое владение навыками управления мышью, клавиатурой;
в) неумение договариваться, работать в команде.
7. Этап рефлексии
- Вернёмся к тем целям, которые вы ставили перед собой в начале уроке. Вновь продолжите предложения:
«Сегодня в конце урока я могу…
- рассказать о …».
- назвать …».
«Сегодня в конце урока я смог(ла)…
- проверить …».
- повторить …».
- научиться …».
- Ребята, на доске изображена «Рефлексивная мишень» (приложение 6) с секторами: «активно участвовал», «было интересно», «настроение на уроке», «узнал новое». Вам нужно будет «выстрелить» в мишень, поставив в каждый сектор стикер, соответствующий тому или иному аспекту. Чем выше оценка, тем ближе к «яблочку» - центру мишени, - чем ниже, тем ближе к её краю.
8. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания
- В качестве домашнего задания вам нужно будет разгадать кроссворд «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», предложенный авторами учебника, а также запишите слова, которые вы узнали при изучении данной темы, но которые не были включены в кроссворд.