Число и цифра 4. Прямоугольник, его свойства. Квадрат и прямоугольник

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: д/с, 4


Цель:

  • Создание условий для уточнения и закрепления знания детей об образовании числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, обозначение цифрой, соотнесение числа четыре с количеством и цифрой.
  • Уточнение представления о геометрической фигуре - прямоугольник.
  • Сравнение квадрата и прямоугольника, дифференцирование и соотнесение с формой окружающих предметов.

Задачи:

  • Образовательная: уточнить и закрепить знания детей об образовании числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, учить обозначать цифрой, соотносить число с количеством и цифрой. Учить упражнять в счете на слух, на ощупь, в счете движений в пределах четырех.
  • Расширять представления детей о геометрической фигуре - прямоугольник. Учить сравнивать квадрат и прямоугольник, дифференцировать и соотносить с формой окружающих предметов.
  • Развивающая: Развивать логическое мышление; мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие. Активизировать интерес к математике.
  • Воспитательная: формирование положительной установки на участие в деятельности, самостоятельности.

Формы организации совместной деятельности: игра

Форма организации детей: подгрупповая

Методы организации:

  • Практические: упражнение, моделирование
  • Наглядные: наблюдение
  • Словесные: рассказ педагога, беседа
  • Игровые: дидактические игры, воображаемая ситуация

Лексический материал: число, цифра, минус, плюс, равно, прямоугольник и квадрат

Оборудование: календарь, иллюстрации к сказкам "Колобок"; наборные полотна, красные и желтые круги; "Чудесный мешочек"; пособие «Умные цифры», игра «Собери цифру», пособие «Сосчитай и собери»; карточки «Реши пример»; геометрические фигуры - прямоугольники, листы с заданиями; картинный материал к логическим задачам; смайлики

Организационный момент. Упражнение «Добрый день»

Цель: Создание мотивации на совместную деятельность.

Задачи:

    Психологический настрой на совместную деятельность.
  • Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности.

Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы), игровой (сюрпризный момент)

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети образуют круг.

Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги наша лень,
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

Деть выполняют движения (хлопки, сжимание и разжимание рук)

Д/у «Календарь»

Цель: развитие временных представлений

Дети отвечают на вопросы, ориентируясь на календарь

- Какое сейчас время года?
- После какого времени года наступила осень?
- Какое время года наступит после?
- Назовите месяцы осени
- Какой сегодня день недели?
- Время суток? т.п.

Работа с временным календарём

Основная часть

Цель: Формирование математических представлений
Задачи уточнить и закрепить знания детей об образовании числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, учить обозначать цифрой, соотносить число с количеством и цифрой. Учить упражнять в счете на слух, на ощупь, в счете движений в пределах четырех.
Расширять представления детей о геометрической фигуре - прямоугольник. Учить сравнивать квадрат и прямоугольник, дифференцировать и соотносить с формой окружающих предметов.
Методы и приемы: словесный (художественное слово, вопросы, беседа, уточнение), игровой (пальчиковая гимнастика, физкультминутка), наглядный

Устный счет Д / упражнение «Отгадай загадку»
Цель:
развитие счетных навыков

- Сколько зверей встретил в лесу колобок?
Колобок, колобок, у него румяный бок.
На окошке он студился, прыг с окна и покатился.
Встретил зайку, волка встретил,
Встретил бурого медведя.
И лису он повстречал, да на зуб лисе попал.

- К нам пришли издалека 2 смешных снеговика,
И еще мы двух слепили. Сколько стало всех?...4

Д / упражнение «Волшебные круги»
Цель
: развитие навыка пересчета

Дети выполняют задания.

Положите на верхний ряд наборного полотна 4 красных круга, а на нижний - 3 желтых. Сколько красных кругов? Значит, какое число больше? На сколько красных кругов больше, чем желтых? Сколько желтых? Какое число меньше? На сколько меньше? Что можно сделать, чтобы их стало поровну? Что мы можем сказать о красных и желтых кругах?
- Как получилось число 4?
- Поставьте палец на первый красный круг, посчитаем снежинки. На желтый - деревья.

Д / упражнение «Чудесный мешочек»
Цель:
развитие счетных навыков

- Достаньте из мешочка столько предметов, сколько раз я хлопну в ладоши или сколько пальцев я покажу.

Работа с пособиями
Цель:
Знакомство с цифрой 4

Дети за столами работают по картинному материалу

Посмотрите на цифру 4
- Сколько кубиков? Пальцев? - На что похожа цифра 4? т.д.
Составь разрезную цифру 4.

Собери пазл.

Работа с пособием «Умные цифры»
Игра «Собери цифру»
Работа с пособием «Сосчитай и собери»

Физкультминутка «Один, два - стоит ракета.»
Цель: активизация двигательной активности, снятия утомления

Дети выполняют движение в соответствии с текстом

«Один, два - стоит ракета.
Стойка на носках,
руки вверх,

ладони образуют ракету.
Три, четыре - самолёт.
Стойка на носках, руки в стороны.
Раз, два - хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре -
Руки выше, ноги шире.
Раз, два, три, четыре -
И на месте походили.»

Д / упражнение «Реши пример»
Цель:
развитие навыков выполнять арифметические действия

Дети работают по карточкам

ребенок записывает пример в пустых окошках, закрашивает нужное количество предметов, решает пример, записывает ответ.

Работа по карточкам

Д/у «Прямоугольник»
Цель:
Расширять представления детей о геометрической фигуре - прямоугольник.

Дети раскрашивают и собирают ракету

- Рассмотрите прямоугольник.
- Что можно про него сказать? (противоположные стороны равны). Докажем это практическим путём - согнём прямоугольник, совместив противоположные стороны.

- Составьте прямоугольник из счетных палочек

- Назовём предметы, которые имеют форму прямоугольника.

Работа на листах
Цель:
Расширять представления

Дети работают на листах с заданиями

- Обведите предметы прямоугольной формы.

- Из каких фигур состоит рисунок? Повторите его.

Решение задач логического характера
Цель:
развитие логического мышления

На столе лежало четыре яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (Четыре)
Четыре яйца варились 4 минуты. Сколько минут варилось 1 яйцо?
В прихожей стоят 8 башмаков. Сколько детей играет в комнате?
По двору гуляли петух и курица. У петуха две ноги, у курицы четыре. Сколько ног гуляло по двору?

Оборудование: листы с изображением задач

Заключительная часть.
Цель: Подведение итогов НОД.
Задачи: Сохранять и поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
Методы и приемы: наглядный, словесный (поощрение).

Дети показывают смайлик, соответствующий настроению, объясняя свой выбор.

- Какие эмоции остались у вас после занятия?
Покажите такой смайлик.
- Почему у тебя веселое настроение (грустное)? Что тебе понравилось (не понравилось)?

Молодцы, ребята