Предмет: Технология.
Класс: 5.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: Использование технологии интеллект-карт в учебном процессе с целью развития визуального мышления обучающихся, а также повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.
Задачи урока:
- Повысить интерес и мотивацию учеников к изучению предмета.
- Развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся.
- Развивать визуальное мышления обучающихся.
- Экспериментально проверить результативность разработанной методики.
- Повысить эстетическую привлекательность урока.
Формирование УУД:
- Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
- Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
- Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
- Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Средства обучения:
- Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
- Наглядные пособия: готовые интеллект-карты.
- Дидактический материал: приложение №1 к уроку - алгоритм составления интеллект-карт, приложение №2 Развивающие упражнения для обучения учащихся проектированию по технологии.
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Учёт присутствующих.
3. Проверка готовности к уроку.
4. Пояснение порядка работы на уроке.
II. Актуализация знаний учащихся
а) Понятие о проекте;
б) Назвать этапы выполнения учебного проекта.
III. Введение новых знаний по теме «Применение интеллект-карт в методе проектов».
Интеллект-карта (или карта ума) - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Иначе интеллект-карты называют:
- «Ментальные карты»
- «Мыслительные карты»
- «Карты ума»
- «Диаграмма связей»
- «Ассоциативная карта».
Интеллект карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга) с множеством ответвлений.
Назначение интеллект-карт
Обучение:
- создание ясных и понятных конспектов лекций;
- максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
- написание курсовых проектов и дипломов.
Запоминание:
- подготовка к экзаменам;
- запоминание списков: что сделать /кому позвонить/…
Презентации:
- вы за меньшее время даёте больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;
- проведение деловых встреч и переговоров.
Планирование:
- управление временем: план на день, неделю, месяц, год…;
- разработка сложных проектов: нового бизнеса.
Мозговой штурм:
- генерация новых идей, творчество;
- коллективное решение сложных задач.
Принятие решений:
- чёткое видение всех «за» и «протв»;
- более взвешанное и продуманное решение.
Основными свойствами ментальных карт являются:
- Наглядность: позволяет просмотреть и восстановить идею целиком практически одним взглядом, а не нужно перечитывать 10 страниц текста.
- Эстетичность: является рисунком, обладающим приятным видом.
- Неоднородность: на разных ветках могут отображаться понятия с разными качествами, например, на одной ветке описывается внешний вид чего-то (форма, цвет…), а на другой - его вкус.
Современное общество заинтересовано в гражданах, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности.
ПРОЕКТ (5 П +)
Проект - это "пять П":
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация.
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении.
Использование интеллект-карт как метода при организации проектной деятельности позволяет эффективнее решать образовательные задачи.
Как создать интеллектуальную карту (схема в Приложении №1)
- Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.
- От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
- От веток первого уровня, при необходимости, отходят ветки 2 уровня, разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня.
- По возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты.
- Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами
- При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, добавляем рисунки
- Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы
- придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию;
- используйте печатные буквы;
- размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;
- следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова;
- соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом;
- делайте главные линии плавными и более жирными;
- отграничивайте блоки важной информации с помощью линий;
- следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными;
- держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении "ландшафт";
- старайтесь располагать слова горизонтально.
IV Практическая работа
Используя схему и алгоритм в приложении №1 вместе с детьми учимся создавать интеллект-карту по ранее пройденной теме: например «Приготовление бутербродов».
V Рефлексия
VI Подведение итогов работы
а) выставление оценок;
б) выставление работ учащихся
VII Домашнее задание
Источники информации
- http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-na-temu-ispolzovanie-metoda-intelekt-kart-v-proektnoi-dejatelnosti-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
- http://razvitie-intellecta.ru/intellekt-karty-chto-yeto-takoe-kak-sost/
- http://www.mind-map.ru/?s=33
- https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/intielliekt_karty_kak_sriedstvo_formirovaniia_poznavatiel_nykh_univiersal_nykh_u
- https://урок.рф/library/ispolzovanie_intellektkart_na_urokah_211938.html
- http://denbriz.ru/lichnoe-razvitie/mindmap/