Применение интеллект-карт в методе проектов

Разделы: Технология

Ключевые слова: метод проектов, интеллект-карты


Предмет: Технология.

Класс: 5.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цель урока: Использование технологии интеллект-карт в учебном процессе с целью развития визуального мышления обучающихся, а также повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.

Задачи урока:

  • Повысить интерес и мотивацию учеников к изучению предмета.
  • Развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся.
  • Развивать визуальное мышления обучающихся.
  • Экспериментально проверить результативность разработанной методики.
  • Повысить эстетическую привлекательность урока.

Формирование УУД:

  • Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
  • Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
  • Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
  • Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Средства обучения:

  • Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
  • Наглядные пособия: готовые интеллект-карты.
  • Дидактический материал: приложение №1 к уроку - алгоритм составления интеллект-карт, приложение №2 Развивающие упражнения для обучения учащихся проектированию по технологии.

I. Организационный момент

1. Приветствие.
2. Учёт присутствующих.
3. Проверка готовности к уроку.
4. Пояснение порядка работы на уроке.

II. Актуализация знаний учащихся

а) Понятие о проекте;
б) Назвать этапы выполнения учебного проекта.

III. Введение новых знаний по теме «Применение интеллект-карт в методе проектов».

Интеллект-карта (или карта ума) - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Иначе интеллект-карты называют:

  • «Ментальные карты»
  • «Мыслительные карты»
  • «Карты ума»
  • «Диаграмма связей»
  • «Ассоциативная карта».

Интеллект карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга) с множеством ответвлений.

Назначение интеллект-карт

Обучение:

  • создание ясных и понятных конспектов лекций;
  • максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
  • написание курсовых проектов и дипломов.

Запоминание:

  • подготовка к экзаменам;
  • запоминание списков: что сделать /кому позвонить/…

Презентации:

  • вы за меньшее время даёте больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;
  • проведение деловых встреч и переговоров.

Планирование:

  • управление временем: план на день, неделю, месяц, год…;
  • разработка сложных проектов: нового бизнеса.

Мозговой штурм:

  • генерация новых идей, творчество;
  • коллективное решение сложных задач.

Принятие решений:

  • чёткое видение всех «за» и «протв»;
  • более взвешанное и продуманное решение.

Основными свойствами ментальных карт являются:

  • Наглядность: позволяет просмотреть и восстановить идею целиком практически одним взглядом, а не нужно перечитывать 10 страниц текста.
  • Эстетичность: является рисунком, обладающим приятным видом.
  • Неоднородность: на разных ветках могут отображаться понятия с разными качествами, например, на одной ветке описывается внешний вид чего-то (форма, цвет…), а на другой - его вкус.

Современное общество заинтересовано в гражданах, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, обладают критическим и творческим мышлением, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности.

ПРОЕКТ (5 П +)

Проект - это "пять П":

  1. Проблема
  2. Проектирование (планирование)
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация.

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении.

Использование интеллект-карт как метода при организации проектной деятельности позволяет эффективнее решать образовательные задачи.

Как создать интеллектуальную карту (схема в Приложении №1)

  1. Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа.
  2. От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
  3. От веток первого уровня, при необходимости, отходят ветки 2 уровня, разукрупнения, раскрывающие идеи, написанные на ветках 1-го уровня.
  4. По возможности используем максимальное количество цветов для рисования карты.
  5. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами
  6. При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, добавляем рисунки
  7. Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы
    1. придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию;
    2. используйте печатные буквы;
    3. размещайте ключевые слова над соответствующими линиями;
    4. следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова;
    5. соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом;
    6. делайте главные линии плавными и более жирными;
    7. отграничивайте блоки важной информации с помощью линий;
    8. следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными;
    9. держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении "ландшафт";
    10. старайтесь располагать слова горизонтально.

IV Практическая работа

Используя схему и алгоритм в приложении №1 вместе с детьми учимся создавать интеллект-карту по ранее пройденной теме: например «Приготовление бутербродов».

V Рефлексия

VI Подведение итогов работы

а) выставление оценок;
б) выставление работ учащихся

VII Домашнее задание

Источники информации

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-na-temu-ispolzovanie-metoda-intelekt-kart-v-proektnoi-dejatelnosti-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
  2. http://razvitie-intellecta.ru/intellekt-karty-chto-yeto-takoe-kak-sost/
  3. http://www.mind-map.ru/?s=33
  4. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/intielliekt_karty_kak_sriedstvo_formirovaniia_poznavatiel_nykh_univiersal_nykh_u
  5. https://урок.рф/library/ispolzovanie_intellektkart_na_urokah_211938.html
  6. http://denbriz.ru/lichnoe-razvitie/mindmap/