Сценарий проведения познавательно-игровой программы "Батюшка Наум, наставь на ум!"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2

Ключевые слова: сценарий


Демонстрируется слайд-шоу «В старину учились дети…»

Слайд 1.

Ведущая: 14 декабря отмечается День Наума Грамотника. «Наум - от слова ум», «Батюшка Наум, наведи на ум», «Пророк Наум наводит на ум» - так говорили в народе.

Крестьяне считали, что «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Корень учения горек, да плод сладок».

Считается, что пророк Наум способствует умственным занятиям. Приложение 1

В старину со дня Наума (1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте. По этому случаю договаривались с учителем, служили молебен, спрашивали благословение на отрока. Учителя приглашали в дом с почетом. Отец передавал сына учителю с просьбой научить его уму-разуму и за леность угощать побоями. Мать должна плакать, иначе «худая молва пойдет». Сын отвешивал три земных поклона учителю, и начиналось учение. Говорили: «Во время учения нельзя есть, а то заешь выученное», «Книгу закрывай, а то все забудешь». Начиналось обучение и так: в дом приходил церковный служитель - дьякон, приносил с собой букварь и плетку. Учение начиналось с трех увесистых ударов плеткой, чтобы отрок оценил серьезность и пользу учебы. Затем разучивали по букварю первую букву, через неделю-две - вторую…

Слайд 2.

Первые школы на Руси были открыты в Х веке по указанию князя Владимира.

Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать в учение книжное». Стали создаваться школы при церквах и монастырях. Учиться могли только дети богатых родителей.

Слайды 3-7.

Чтецы:

В старину учились дети -
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б - как Аз и Буки,
В как Веди, Г - Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали -
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки
На славянском языке.
Так, из летописей старых
Знали дети москвичей,
О литовцах, о татарах
И о Родине своей.
Н.Кончаловская «Наша древняя столица»

Ведущая: В древнерусской школе класс - комната в обыкновенной русской избе. Здесь вдоль стен расположены лавки, в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель.

Освещалась школа с помощью лучины, а отапливалась с помощью печи.
Учитель разрешал ребятам садиться на лавку только после того, как они поклонятся 3 раза перед иконой и один раз в ноги учителю.

Слайд 8.

Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями.

Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть.

Слайды 9-11.

Учение в школах продолжалось от 2 до 5 месяцев. Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Грамоте детей обучали церковнослужители - священники или дьяконы.

Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге было уважительное. Существовали определённые правила при работе с книгой, которые школьники должны были неукоснительно выполнять. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место. Нельзя было загибать листы книги и многое другое.

В классе, как и сейчас, был дежурный, который приходил в 5 утра. Он ходил за водой и дровами, топил печь, обтирал стол и лавки, мыл пол. Все остальные дети приходили к 7 утра.

От темна до темна шли занятия в древнерусской школе. Тогда не было отдельных уроков как у нас. Каждый ученик получал от учителя персональное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить. Один зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий вслух читает слова… Шум стоит невообразимый! Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - на всю избу кричат».

В старину грамоте учили по церковным книгам.

Дети сидели все вместе, но занимался учитель с каждым отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать - обучение заканчивалось. Всё зависело от способностей ученика.

Если ученик проучился две зимы и овладел грамотой, его называли грамотеем. Он умел читать книги и переписывать бумаги, поэтому к грамотею часто обращались за помощью неграмотные люди. Особо усердные ученики становились писцами - переписчиками книг. Это была почётная профессия, ведь книги являлись большой ценностью в средние века.

Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучить на уроке. Заученное произносили хором и повторяли несколько раз. За нарушение правил, за невыученный урок и за другие школьные шалости учеников строго наказывали.

Слайд 12.

Считалось, что без розг освоение азбуки и грамоты было невозможно. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Розга - это тонкие упругие и гибкие прутья, которые изготавливалась из ивы, берёзы и т.п. Для того чтобы они дольше не ломались и были гибкими их отмачивали в солёной воде.

Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. По субботам учитель бил розгами всех детей без исключения, так сказать для профилактики плохого поведения.

Также учитель наказывал детей стоянием на коленях на горохе. Это очень было тяжело. На горохе приходилось стоять целыми часами. Кроме этого провинившегося могли оставить без обеда.

Так как школьники находились в школе целый день, то и обедать им приходилось в школе. Детей кормили на родительскую складчину. Чтобы обучение шло успешно, родители учеников регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова, а каждый четверг готовую еду - блины, лепёшки, яйца, куличи.

Обычно во время обеда на стол выставлялся горшок каши, которую дети и ели. Отсюда и пошло выражение «однокашники». А ещё бывшие ученики говорили: «Сколько же нам с тобой пришлось каши съесть!»

Прежде чем люди в Древней Руси научились писать - они изучали буквы.

Называть буквы учились на Руси дети целый год. Второй год учились складывать слоги. И лишь на третий год читали. Одновременно с чтением учились писать.

Неудивительно, что с именем пророка Наума был связан целый набор русских поговорок:

  • «Пришел Наум - пора браться за ум»,
  • «Батюшка Наум, наведи меня на ум»,
  • «Пророк Наум и худой разум на ум наведет».

Проводится дидактическая игра «Сложи пословицу!»

  • аз, науки, Сперва, и, все, потом, буки, да.

Сперва аз да буки, потом и все науки.

  • не, горазд, грамоте, пропасть, Кто, тому.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

  • не, Не, стыдно, не, знать, стыдно, учиться.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

  • Корень, да, сладок, учения, горек, его, плод.

Корень учения горек, да плод его сладок.

  • встретился, новую, с, книгу -, другом, Прочел.

Прочёл новую книгу - встретился с другом.

Ведущая: Сегодня, во время изучения алфавита, мало кто задумывается об истории его возникновения и происхождении букв. Слова алфавит и азбука для нас давно стали синонимами. На самом деле эти слова имеют не только разное происхождение, но и смысл. Алфавит пришёл к нам из Греции, а азбука - досталась в наследство от славян.

Слайд 13.

Современную русскую азбуку придумали братья Кирилл и Мефодий, ещё в 863 году. Тогда букв было намного больше, и это были не просто буквы, обозначающие определённые звуки, а целые послания. С тех пор азбука много раз менялась, от прежних букв почти ничего не осталось, изменился и смысл самих букв.

Современная буква образуется от звуков, которые она передаёт на письме. Сама же буква - это просто символ, который мы используем для обозначения того или иного звука. Буквы по порядку называются алфавитом.

Когда создавалась старославянская азбука, под каждой буквой подразумевались целые слова. Буква в то время обозначала не звук, как сегодня, а слово, с которой она начиналась.

Слайд 14.

Современная буква А, с которой сегодня начинается алфавит, в азбуке называлась «АЗ» и означала местоимение Я. Букву Б тогда называли «Буки» и означала она слово буквы. Современная буква «В» - это «Ведети», или слово ведать (знать).

Изучая эти буквы, можно легко расшифровать скрытое послание, которое зашифровано в слове Азбука. Используя старославянские буквы можно прочитать слово азбука как «АЗ», «Буки», «Ведети», или «Я знаю буквы». Когда раньше ученики приступали к изучению алфавита, они окунались в целый мир зашифрованных Кириллом и Мефодием посланий.

Многие современные учёные считают, что первая азбука была посланием к славянам, и в ней таился очень глубокий смысл.

Слово алфавит имеет древнегреческое происхождение. А сформировалось это слово от двух букв греческого языка, это альфа и бетта.

По возрасту алфавит намного старше азбуки и широко используется в большинстве языков мира.

Ведущая: Скажите мне, друзья, чему учиться всегда пригодится? (Грамоте)

Проводится дидактическая игра «Живые буквы» - тема «Грамота».

Группы детей получают наборы карточек с буквами, из которых они сначала составляют исходное слово, а затем из исходного - другие слова.

Ведущая дает задание:

Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На мой вопрос ответ!

слово «ГРАМОТА»

1. Что мыла мама? рама

2. Сперва - блеск, за блеском - треск … гром

3. Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока закутаны в облака … гора

4. Раскрывает рыба …, рот
а не слышно, что поет.

5. Этого зверя зовут носорог,
за то, что растет на носу его … рог

6. Первый месяц весны … март

7. Весной повсюду слышен нам
веселый, шумный птичий … гам

Ведущая: Народная мудрость гласит: «Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет!»

Загадаю вам, ребятки,
Я веселые загадки.
Интересно мне узнать,
Кто их сможет отгадать?
Слушайте внимательно!
Отвечайте правильно!

На столе передо мной
На подставке шар земной.
Хоть в масштабе, но все страны
Вы увидите на нем,
Реки, горы, океаны...
Как мы этот шар зовем? (Глобус)

В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет. (Ранец)

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит)

Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

Прийти я вовремя не смог -
Давно уж начался урок.
Учитель строгим сразу стал -
За что меня он наказал? (Опоздание)

На ее листочках
И цифры есть и буквы в строчку.
Листочки в клетку и линейку,
Писать в ней ровно ты сумей-ка! (Тетрадь)

Палочка, но с завитком,
Как кочерга - такая же на вид.
Эта цифра первая во всём,
И в счёте впереди других стоит! (Единица)

Нарды, шахматы, лото,
Бадминтон и домино,
Прятки, салки, волейбол,
Жмурки, кегли и футбол,
Эстафеты, городки -
Одним словом назови! (Игры)

Ответы детей помощник ведущей записывает на доске в столбик.

Глобус
Ранец
Алфавит
Мел
Опоздание
Тетрадь
Единица
Игры

Ответ: ГРАМОТЕИ

Ведущая: А теперь, ребята, составьте, пожалуйста, из начальных букв этих слов новое слово. Справились?! Какое слово у вас получилось? Грамотеи? Верно, молодцы!!!

Приложение 2

А кто такие грамотеи, ребята? Вы абсолютно правы, так называют грамотных людей.

Вы у нас люди грамотные? Да! Тогда вам не составит труда исправить ошибки в текстах, которые написали наши любимые сказочные герои.

Демонстрируется слайд-шоу «Исправь ошибку!..»

Слайды 1-2. Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»

Слова «колбаса» и «собака», написанные на доске.

Слайды 3-4. А.А.Милн «Винни-Пух и все-все-все»

Объявления на домике Совы.

Слайд 5. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

Кадр из одноименного мультфильма, где принцесса пишет на доске.

Слайд 6. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Объявление крокодила Гены о поиске друзей.

Слайд 7 А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Записка Малыша, адресованная родителям.

Ведущая: В сказках встречается много старинных русских слов. Вспомните, как эти слова звучат в современном русском языке.

Проводится дидактическая игра «В старину говорили…»

Дети получают карточки с написанными словами. Им предлагается соединить старинное слово из левого столбика с его современным значением.

али, аль

пучок пряжи

кудель

или

супротив

ларь для муки

лубяной

против

сусек

жизнь

супостат

полотенце, платок

балакать

укорять, упрекать

потуда

говорить

ширинка

иноземец

басурманин

враг, недруг

живот

из коры липы

пенять

сделать

учинить

до тех пор

Ведущая: Юные грамотеи! Наша программа завершается. Вы узнали сегодня, как учились наши предки, какой была их школа. Вы узнали о Дне пророка Наума, главной темой которого являются образование, учение, грамота.

Народная пословица учит: «Если хочешь познать истину, начинай с азбуки».

Чтецы:

Язык наш прекрасный -
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Е.В.Федосюк «Язык наш прекрасный»

Источники информации

  1. Русский дом. Универсальный свод календарей (1994-2000 гг.). Нижний Новгород, 1994
  2. https://abvgdee.ru/blog/otkuda-vzyalos-slovo-azbuka-i-kto-ejo-pridumal
  3. https://infourok.ru/interaktivnoe-zanyatie-kak-uchilis-v-starinu-2757218.html