НОД. Экспериментальная деятельность по теме "Снег и лед"

Разделы: География, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: эксперимент, экспериментальная деятельность


Цель:формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.

Задачи:

  • расширять знания детей о зиме, ее месяцах;
  • продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т.д.);
  • формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонут в воде; тают в тепле);
  • развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;
  • учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
  • обогащать словарный запас детей;
  • воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Предварительная работа:наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.

Материал для занятия: снег, кусочки льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, пластмассовые ложки, полиэтилен, ёмкость для изготовления искусственного льда, клеёнки на столы, лупы.

Ход занятия

1. Чтение стихотворения:

Закружили метели, песни вьюга поёт.
До весенней капели вся природа заснёт.
Холод, песни метели и дорога пуста…
И закованы реки в прочный панцирь из льда.

- О каком времени года это стихотворение?

Д/и «Снежный ком». Подберите слова определения «Зима какая?»

- Сколько месяцев зимой? Назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас? какой будет? какой был?

Сегодня мы продолжим разговаривать о зиме. Послушайте внимательно логическую задачу:

«На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом… В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей… Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег… Очень удивился Саша… Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?..

Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме».

Что же она ему рассказала?

(свободные ответы детей)

Послушайте ещё загадки:

  • Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд)
  • Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег)

Как думаете, о чём ещё сегодня мы будем говорить? (о снеге и льде)

Как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия. В конце наших исследований самому активному исследователю будет наклеена эмблема научного сотрудника.

Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).

1. Что такое снег?

Снег - это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

2. Почему же снег не похож на лед?

Из дополнительных источников и бесед с родителями мы узнали, что снежинка - это скопление маленьких кристалликов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому снег белый. А твердости нет у них, потому что эти красивые кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления.

Нам стало интересно, почему в мороз мы идем и слышим скрип снега, а когда тепло, то скрипа не слышно.

3. Скрип снега.

При сдавливании снег издает звук, напоминающий хруст. Этот звук возникает при ходьбе. Скрип снега слышен при температуре ниже -2 (-5) градуса. Считается, что есть две причины возникновения звука: ломание кристалликов снега и скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением.

После полученной информации мы начали исследовать свойства снега.

4. Откуда берется снег?

Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где сильный холод. Так пары превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут и увеличиваются их лучики, и постепенно они становятся красивыми снежинками. Когда они становятся тяжелыми, то они падают вниз.

Переходим к изучению снега и льда

Опыт №1. Какой на ощупь»

- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.

Ответы: Холодный, твердый, тяжелый, по цвету - бесцветный.

Вос-ль: А снег? - ответы детей.

Опыт №2: Определение запаха

А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега.

Ответы детей.

Опыт №3. «Определение прозрачности»

Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где - нет. (Ответы >детей: «Под снегом не видно.

Значит, лёд прозрачный, а снег - непрозрачный»).

Опыт 4. Определение прочности

Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет? (Ответы детей).

Почему разбился? (Хрупкий)

Опыт 5. Тонет ли лед? А снег?

(Дети высказывают свои предположения)

В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда), наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды).

Опыт №6. «Воздействие температуры»

Воспитатель: Вы утверждаете, что лед и снег - это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик - снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? Мокрые. Почему? Лед и снег начали таять от тепла рук. Вытрите руки.

Динамическая пауза.

- А теперь давайте поиграем с пальчиками.

Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.

Вос-ль: А теперь загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Ответы детей).

Что можно сказать про лед? (Ответы.). А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза.

Вывод: Таким образом, можно сказать, что снег и лед это замерзшая вода.

Опыт №7. Исследование чистоты снега

Это снег я набрала на улице на нашем участке, давайте посмотрим какая она.

Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный.

Вывод: нельзя есть снег.

Подведение итогов

- Вам понравилось? Что вы делали сегодня?

- Что общего между снегом и льдом? (из воды, холодные)

- А чем они отличаются?

Ответы: рыхлый, твердый, легкий тяжелый, белый, прозрачный...

- В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную).

- В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

Что еще узнали?

  • Снег мягкий, а лед -…
  • Снег белый, а лед…
  • Снег легкий, а лед …
  • Ребята, а как вы думаете, приносит ли снег пользу человеку, и какую?

    - Дышать после снега легко, потому что снег как метла собирает всю пыль, микробы и воздух становится чище, в организм попадает меньше микробов.

    Ребята, а теперь поиграйте со снегом, слепите из него снеговика, домик.

    Ответы: нельзя он тает, его нельзя оставить в группе.

    - Ребята я вам предлагаю сделать искусственный снег, чтобы его можно было использовать в игре на следующем занятии.

    Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали.

    - Ребята, вам понравилось быть учеными, исследователями?