Проект "В стране геометрических фигур" для детей 4–5 лет

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: проектная деятельность в ДОУ


Тип проекта: познавательно-игровой, информационно-исследовательский.

Продолжительность: 1 год.

Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность темы

Формирование элементарных математических представлений - один из важнейших разделов программы. Но математика - сложная наука, и даётся детям не просто. Чтобы заинтересовать детей, сформировать у них интерес к математике, мы решили сделать акцент на ознакомлении с геометрическими фигурами, т.к. этот раздел математики наиболее наглядный, ведь любой предмет в нашем окружении имеет какую-либо форму. Но одновременно с ознакомлением с геометрическими фигурами, дети ненавязчиво и с интересом (а значит - прочно!) будут осваивать и другие разделы математики - количество и счёт, величину, ориентировку в пространстве, а так же закреплять цвета и их оттенки. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности - рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Цель проекта: Знакомство с геометрическими фигурами, формирование интереса к математике, первичных представлений об основных свойствах предметов - форме, цвете, величине.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами
  • Закреплять умение обследовать форму, различать и называть круг, квадрат, треугольник, овал и др.
  • Совершенствовать умения детей сравнивать фигуры по цвету и форме.
  • Развивать умение находить геометрические фигуры в окружающей обстановке.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, воображение, мышление, коммуникативные навыки, познавательно-исследовательскую деятельность детей
  • Пополнять и обогащать словарный запас детей
  • существительными: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, многоугольник, угол, сторона
  • прилагательными: круглый, квадратный, овальный, прямоугольный; названия цветов (синий, красный и т.д.); одинаковые, разные,
  • наречиями: слева, справа, рядом, около, между
  • Поддерживать проявления инициативы детей в познании геометрических фигур

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение проявлять настойчивость в достижении цели; готовность к совместной деятельности, эмоциональную отзывчивость

Предполагаемый результат:

  • У детей развивается интерес к сравнению геометрических фигур, отличий между ними и находить их в окружающей обстановке.
  • Речь детей активизируется, они отвечают на вопросы взрослого, участвуют в обсуждениях.
  • Воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.
  • Родители - активные участники образовательного процесса

Этапы работы над проектом

I ЭТАП - Подготовительный

Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.

Дидактические и настольно-печатные игры

  • «Поезд счастья»
  • «На что похоже»
  • «Найди предмет такой же формы»
  • «Построим фигуру».
  • «Чудесный мешочек».
  • «Найди лишнюю фигуру».
  • «Листопад».
  • «Наведи порядок»
  • «Танграм»

Наглядно-дидактические пособия

  • подборка стихов и загадок о геометрических фигурах
  • Картотека «Пальчиковая гимнастика»
  • раскраски с изображением геометрических фигур
  • Трафареты
  • Физкультминутки
  • Геометрические фигуры различных форм и цветов.
  • Геометрический конструктор различных цветов.
  • Мелкий счетный раздаточный материал (геометрические фигуры).

Разработка ОД по ознакомлению геометрическими фигурами

  • Познавательные:
    • «Путешествие в страну геометрических фигур».
    • «Круг и квадрат»;
    • «Мишка в гости к нам пришёл»
  • Лепка «Шарфик для мишки»
  • Аппликация:
    • «Декоративная салфетка»,
    • «Кораблик»

II ЭТАП - Основной

Деятельность с детьми:

  • Рассматривание иллюстраций
  • Разучивание стихотворений о геометрических фигурах
  • Разгадывание загадок
  • Дидактические игры
  • НОД
  • Оформление выставок детских работ

Взаимодействие с родителями

  • Помощь в изготовлении дидактических игр
  • Консультации:
    • «Круглое налево, квадратное направо»
    • «Как знакомить детей с геометрическими фигурами и формами»
    • «Знакомство с геометрическими фигурами»
    • «Изучаем геометрические фигуры, играя»

III ЭТАП - Заключительный

Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.

Интеграция образовательных областей и содержание деятельности в соответствии с ФГОС ДО

ОО

Мероприятия

Программные задачи

Познавательное развитие

Непосредственно-образовательная деятельность:
* Занятия по ФЭМП
* Познавательное:
- «Путешествие в страну геометрических фигур»;
- «Круг и квадрат»;
- «Мишка в гости к нам пришёл»

Дидактические игры:
- «Прокати такой же шарик»,
- «Круги»,
- «Подбери пару»,
- «Собери бусы»,
- «Найди предмет такой же формы»,
- «Чудесный мешочек»,
- «Сложи квадрат»,
- «Какую фигуру забыл нарисовать художник»,
- «Построим фигуру»,
- «Найди лишнюю фигуру»,
- «На что похоже»,
- «Танграм» и др.

Презентация «Фигуры вокруг нас»

Сюжетно-ролевые игры:
- «Магазин»,
- «Детский сад»,
- «День рождение куклы Кати».

Ознакомление с художественной литературой:
- Стихи о геометрических фигурах А.Барто «Мяч»,
- Русская народная сказки «Колобок» (рассказывание с помощью модулей - геометрических фигур),
- Отгадывание загадок по теме,
- Разучивание физкультминуток.

- Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования
- Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности
- Развивать представление детей о геометрических фигурах.
- Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.
- Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров
- Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами (тарелка - круг, платок - квадрат и т.д.)

Социально- коммуникативное развитие

- Учить коллективным играм, соблюдению игровых правил, формировать навыки добрых взаимоотношений в игре
- Продолжать воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий
- Продолжать формировать основы вежливого общения: вежливо выражать свою просьбу, благодарить за помощь

Речевое развитие

- Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи
- активизировать употребление в речи детей названия геометрических фигур, цвета предметов, величины, местоположения (слева, справа, около, рядом, между и т.д.)

Художественно-эстетическое развитие

Занятия по продуктивной деятельности:
- Аппликация «Шарфик для мишки»
- Аппликация «Декоративная салфетка»,
- Рисование «Украсим платочек»
- Аппликация «Кораблик»

Самостоятельно-художественное творчество детей:
- выкладывание узоров, животных, различных предметов из геометрических фигур
- раскрашивание и штриховка геометрических фигур

- воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности
- совершенствовать умения в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве
- воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять

Физическое развитие

Физкультминутки

Подвижные игры:
- «Найди свой домик»
- «Мы идем по кругу»
- «Мой веселый звонкий мяч»
- «Пузырь»,
- «Карусели»

- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности
- развивать организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками

Результаты проекта

В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.

Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры, пальчиковая гимнастика.

У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.

Были получены системные знания о геометрических фигурах.

Активизирован словарный запас детей по теме проекта; дети отвечают на вопросы взрослого, участвуют в обсуждениях.

Проведены занятия с использованием различных материалов (пластилин, бумага, ватные палочки).
Родители активно включились в совместную деятельность с детьми, стали активными участниками жизни детей в детском саду.

Приложения:

  1. Конспекты занятий «Круг и квадрат», «Мишка в гости к нам пришел»
  2. Физминутки
  3. Подборка стихов и загадок про геометрические фигуры
  4. Подборка консультаций для родителей

Методическая литература

1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013.

2. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.

4. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой. - М.: Просвещение, 2006.

5. Леушина А.М.Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М. Т.К.Велби, 2009.

6. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Санкт-Петербург, 2003.

7. Целищева И.И., Большакова М.Д. Методика обучения дошкольников математике при ознакомлении с окружающим миром. Москва, 2009.