Тип проекта: познавательно-игровой, информационно-исследовательский.
Продолжительность: 1 год.
Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность темы
Формирование элементарных математических представлений - один из важнейших разделов программы. Но математика - сложная наука, и даётся детям не просто. Чтобы заинтересовать детей, сформировать у них интерес к математике, мы решили сделать акцент на ознакомлении с геометрическими фигурами, т.к. этот раздел математики наиболее наглядный, ведь любой предмет в нашем окружении имеет какую-либо форму. Но одновременно с ознакомлением с геометрическими фигурами, дети ненавязчиво и с интересом (а значит - прочно!) будут осваивать и другие разделы математики - количество и счёт, величину, ориентировку в пространстве, а так же закреплять цвета и их оттенки. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности - рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Цель проекта: Знакомство с геометрическими фигурами, формирование интереса к математике, первичных представлений об основных свойствах предметов - форме, цвете, величине.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами
- Закреплять умение обследовать форму, различать и называть круг, квадрат, треугольник, овал и др.
- Совершенствовать умения детей сравнивать фигуры по цвету и форме.
- Развивать умение находить геометрические фигуры в окружающей обстановке.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, воображение, мышление, коммуникативные навыки, познавательно-исследовательскую деятельность детей
- Пополнять и обогащать словарный запас детей
- существительными: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб, многоугольник, угол, сторона
- прилагательными: круглый, квадратный, овальный, прямоугольный; названия цветов (синий, красный и т.д.); одинаковые, разные,
- наречиями: слева, справа, рядом, около, между
- Поддерживать проявления инициативы детей в познании геометрических фигур
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение проявлять настойчивость в достижении цели; готовность к совместной деятельности, эмоциональную отзывчивость
Предполагаемый результат:
- У детей развивается интерес к сравнению геометрических фигур, отличий между ними и находить их в окружающей обстановке.
- Речь детей активизируется, они отвечают на вопросы взрослого, участвуют в обсуждениях.
- Воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.
- Родители - активные участники образовательного процесса
Этапы работы над проектом
I ЭТАП - Подготовительный
Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.
Дидактические и настольно-печатные игры
- «Поезд счастья»
- «На что похоже»
- «Найди предмет такой же формы»
- «Построим фигуру».
- «Чудесный мешочек».
- «Найди лишнюю фигуру».
- «Листопад».
- «Наведи порядок»
- «Танграм»
Наглядно-дидактические пособия
- подборка стихов и загадок о геометрических фигурах
- Картотека «Пальчиковая гимнастика»
- раскраски с изображением геометрических фигур
- Трафареты
- Физкультминутки
- Геометрические фигуры различных форм и цветов.
- Геометрический конструктор различных цветов.
- Мелкий счетный раздаточный материал (геометрические фигуры).
Разработка ОД по ознакомлению геометрическими фигурами
- Познавательные:
- «Путешествие в страну геометрических фигур».
- «Круг и квадрат»;
- «Мишка в гости к нам пришёл»
- Лепка «Шарфик для мишки»
- Аппликация:
- «Декоративная салфетка»,
- «Кораблик»
II ЭТАП - Основной
Деятельность с детьми:
- Рассматривание иллюстраций
- Разучивание стихотворений о геометрических фигурах
- Разгадывание загадок
- Дидактические игры
- НОД
- Оформление выставок детских работ
Взаимодействие с родителями
- Помощь в изготовлении дидактических игр
- Консультации:
- «Круглое налево, квадратное направо»
- «Как знакомить детей с геометрическими фигурами и формами»
- «Знакомство с геометрическими фигурами»
- «Изучаем геометрические фигуры, играя»
III ЭТАП - Заключительный
Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.
Интеграция образовательных областей и содержание деятельности в соответствии с ФГОС ДО
ОО
|
Мероприятия |
Программные задачи |
Познавательное развитие
|
Непосредственно-образовательная деятельность:
Дидактические игры:
Презентация «Фигуры вокруг нас»
Сюжетно-ролевые игры:
Ознакомление с художественной литературой:
|
- Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования
|
Социально- коммуникативное развитие |
- Учить коллективным играм, соблюдению игровых правил, формировать навыки добрых взаимоотношений в игре
|
|
Речевое развитие |
- Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи
|
|
Художественно-эстетическое развитие |
Занятия по продуктивной деятельности:
Самостоятельно-художественное творчество детей:
|
- воспитывать интерес к художественно-творческой деятельности
|
Физическое развитие |
Физкультминутки
Подвижные игры:
|
- развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать их в самостоятельной двигательной деятельности
|
Результаты проекта
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры, пальчиковая гимнастика.
У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.
Были получены системные знания о геометрических фигурах.
Активизирован словарный запас детей по теме проекта; дети отвечают на вопросы взрослого, участвуют в обсуждениях.
Проведены занятия с использованием различных материалов (пластилин, бумага, ватные палочки).
Родители активно включились в совместную деятельность с детьми, стали активными участниками жизни детей в детском саду.
Приложения:
- Конспекты занятий «Круг и квадрат», «Мишка в гости к нам пришел»
- Физминутки
- Подборка стихов и загадок про геометрические фигуры
- Подборка консультаций для родителей
Методическая литература
1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013.
2. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.
4. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой. - М.: Просвещение, 2006.
5. Леушина А.М.Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М. Т.К.Велби, 2009.
6. Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Санкт-Петербург, 2003.
7. Целищева И.И., Большакова М.Д. Методика обучения дошкольников математике при ознакомлении с окружающим миром. Москва, 2009.