Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки ребенок познает окружающий мир и учится общаться со сверстниками.
Как известно, все дети любят гулять. У них сразу поднимается настроение на улице, они активно бегают, играют и веселятся. Давайте тогда разберемся как правильно и в какое время гулять с ребенком?
Ребенку надо находиться на свежем воздухе как можно чаще. Это благоприятно влияет на весь организм, на эмоциональное и на физическое состояние.
Прогулка является лучшим средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвоению питательных веществ. Пребывание ребенка на свежем воздухе имеет огромное значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством детского закаливания. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Зимой прогулки с младшими дошкольниками необходимо проводить при температуре воздуха не ниже -15°, со старшими - не ниже -22°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки, если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о природе, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем.
Прогулки выполняют не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Рациональное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной и увлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.
Многие думают, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период.
Прогулки с ребенком должны проходить каждый день и в любую погоду. Вас не должны смущать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим столкнуться. Не стоит этого бояться.
Как же лучше одевать ребенка на прогулку?
Чтобы прогулка приносила только позитив, необходимо знать, как одевать ребенка по погоде. В худшем случае перегрев или переохлаждение могут привести к различным заболеваниям, а иммунитет ребенка будет подвергаться постоянным испытаниям.
Летом одежда должна быть из легких тканей, хорошо впитывающих и легко отдающих влагу.
Ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия, которое достигается правильной одеждой. На улице ребенок активно двигается и это стоит учитывать.
Не забывайте и о том, что двигательная активность детей на прогулке значительно выше, чем у взрослых. Поэтому одевайте ребенка так, чтобы, если жарко, вы могли что-то снять или если наоборот прохладно, возьмите с собой какую-то куртку.
Выбирая детскую одежду, ориентируйтесь на то, чтобы ребенку на прогулке не было тесно в своих же движениях, чтобы ему было удобно бегать, прыгать, подниматься после падений, крутить головой. Детская одежда должна быть не только красивой, но и удобной и практичной! Это очень важно!
Давайте с вами проверим, а не замерз ли ребенок?
- Необходимо обратить внимание на поведение самого ребенка. На холод ребенок очень бурно реагирует - громко кричит, двигается. Кожа становится бледной.
- По шее, переносице и руке выше кисти.
- Ледяные ноги (проверьте, не стала ли обувь маленькой или впритык, это способствует переохлаждению).
- Ребенок не будет молчать, если ему холодно. Если он «не замечает» - это означает, что ему хорошо.
Какими бывают признаки перегрева ребёнка?
- Первый признак перегрева - жажда, то есть ребенок просит пить;
- На прогулке постоянно теплое лицо, а на улице при этом ниже -8°;
- Слишком теплая, почти горячая спина и шея;
- Очень теплые руки (руки и ноги, это такие специальные части тела, которые должны быть, по причине особенностей кровообращения, «комнатной» температуры).
Когда с ребенком нельзя гулять?
- Нельзя гулять, когда ребенок болеет (высокая температура, слабость, боль, тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей).
- Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!
Какие же существуют преимущества прогулки?
- Прогулка улучшает работоспособность организма;
- Способствует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;
- Развивает правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
- Формирует ускоренное развитие речи через движение;
- Воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы;
- Развивает способность различать сезонные изменения в жизни окружающей среды.
Каждый ребенок должен как можно чаще бывать на свежем воздухе - это просто необходимо для его здоровья. Прогулка - это прекрасное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных животных и растений. Это можно делать везде и в любое время года - во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Взрослый всегда найдет, что рассказать или показать ребенку увлекательного на прогулке.
Не нужно пытаться ограничить интерес ребенка к окружающему миру, но и не стоит забывать о возможных опасностях. Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше радости.
Список используемой литературы
1. Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений./ сост. Е.А.Донченко. - Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011.
2. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет [Текст]/ С.Н.Теплюк. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.